Налог на имущество предприятий и перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:55, курсовая работа

Краткое описание

Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта и опыта проведения эксперимента в Новгородской и Тверской областях, а также изменений, предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

введение 4
1. Экономическая сущность налога на имущество предприятий 5
1.1. Общая характеристика налога на имущество предприятий 5
1.2. Основные принципы налогообложения имущества предприятий-резидентов на территории РФ 7
1.2.1. Плательщики и ставки налога 7
1.2.2. Объект налогообложения 9
1.2.3. Порядок учета и уплаты налога в бюджет 14
1.3. Особенности налогообложения имущества иностранных юридических лиц в Российской Федерации 17
2. Льготы по налогу на имущество предприятий 23
2.1. Имущество предприятия, не облагаемое налогом 23
2.2. Имущество предприятия, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу 27
2.3. Вопросы, связанные с применением некоторых льгот по налогу на имущество предприятий 29
3. Перспективы налога на имущество предприятий 33
3.1. Изменения по налогу на имущество, предлагаемые проектом налогового кодекса 33
3.2. Правовое регулирование налогов на имущество в зарубежных странах 36
3.3. Налог на недвижимость – опыт Новгородской и Тверской области 42
Заключение 47
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 395.62 Кб (Скачать файл)

Для получения перечисленных выше льгот, необходимо вести раздельный учет облагаемого и необлагаемого налогом имущества.

Также, законом предоставлено право законодательным (представительным) органам субъектов РФ, органов местного управления устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. Это право на местах весьма активно используется.

Закон «Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»)», принятый Областной Думой 27 апреля 1995 г., регламентирует порядок привлечения российских и иностранных инвестиций и устанавливает ряд льгот, в частности, льготы по налогу на имущество предприятий. Так, налог на имущество для юридических лиц, занимающихся производственной деятельностью, уплачивается в размере 50% от установленной законодательством ставки сроком на пять лет, если:

  • сумма привлеченных инвестиций составляет 500 000 долларов США (в рублевом эквиваленте);
  • выручка от производственной деятельности составляет не менее 70% от общей суммы выручки, полученной предприятием.

Предоставление льгот по налогу на законсервированное имущество. Согласно ст. 4 «ж» Закона РФ. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом к таким запасам относятся материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.

Имущество, законсервированное приказом директора предприятия, не подпадает под действие данной льготы, так как этот документ не является основанием для ее предоставления.

Расчет налогооблагаемой базы при осуществлении различных видов деятельности. Достаточно типичной является ситуация, когда одно и тоже здание используется для осуществления различных видов деятельности. При этом по имуществу, используемому для определенных видов деятельности, могут быть предоставлены льготы по уплате налога.

Например, часть здания дома культуры сдана в аренду коммерческой организации, которая открыла там, например, ресторан. Согласно Инструкции ГНС РФ №33 от налога на имущество, в частности, освобождается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Таким образом, балансовая стоимость части здания, в которой размещен ресторан, при расчете налога льготироваться не должна (поскольку она не используется непосредственно для нужд образования и культуры).

Подлежащая включению в налогооблагаемую базу балансовая стоимость помещений, занимаемых такими подразделениями самой организации (или арендуемых сторонними организациями), определяется пропорционально доле занимаемой ими площади в общей площади здания:

где Сн – балансовая стоимость налогооблагаемой площади здания, за вычетом начисленного износа (то есть площади, используемой для размещения объектов, по которой не предоставляется льгота по уплате налога, например, в приведенной ситуации – площадь ресторана),

Со – балансовая стоимость всего здания,

Sн – налогооблагаемая площадь здания,

Sо – общая площадь здания.

Таким образом, поскольку плательщиком налога на имущество является его балансодержатель, то при установлении арендной платы организации-арендодателю целесообразно учесть в ее сумме размер расходов на уплату налога на предоставляемое имущество так, чтобы в конечном итоге сдача в аренду приносила бы прибыль, то есть арендная плата должна быть выше, чем налог на имущество.

Применение льготы предприятиями по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Льготу по налогу на имущество имеют предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год.

Если по результатам работы за год выручка от льготируемых видов деятельности составит менее 70%, то льгота предоставляется только в части имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

При использовании указанных льгот следует иметь ввиду, что к сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.

Согласно ст. 1 Закона плательщиками налога на имущество наряду с предприятиями, организациями, учреждениями являются их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Поэтому, если вышеперечисленное имущество находится на балансе такого подразделения, то льгота должна применяться при расчете налога на имущество именно подразделения.

Льготы в налогообложении иностранных юридических лиц на территории РФ. Льготы по налогу на имущество иностранным юридическим лицам предоставляются:

  • согласно общим нормам международного права (на основе принципа взаимности). Например, от налога освобождается имущество дипломатических и приравненных к ним представительств;
  • по международным договорам РФ (СССР) об избежании двойного налогообложения, ратифицированным в установленном порядке. Если имеется международное соглашение об избежании двойного налогообложения имущества между Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания иностранного юридического лица, то последнее может получить освобождение от уплаты налога на имущество в России. Для этого в российские налоговые органы представляется заявление о предварительном освобождении от налога на имущество (приложение № 6 Инструкции ГНС РФ № 38);
  • в соответствии с российским налоговым законодательством. Стоимость имущества иностранного юридического лица для целей налогообложения уменьшается на стоимость имущества, не подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством РФ.

 

Итак, во второй главе была сделана попытка определенной классификации всех льгот по налогу на имущество предприятий, предусматриваемых нормативными документами. На сегодняшний день общее количество льгот довольно значительно, что затрудняет анализ возможностей их использования для различных предприятий. Однако, уже в проекте Налогового кодекса число предоставляемых льгот несколько сокращено. Интерес представляют также льготы в налогообложении имущества иностранных юридических лиц, связанные в основном с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, что дает иностранным юридическим лицам широкий простор для использования различных льгот в налогообложении имущества.

3. Перспективы налога на  имущество предприятий

 

3.1. Изменения по налогу  на имущество, предлагаемые проектом  налогового кодекса

Изменения, которые предложены внести в порядок исчисления и уплаты налога на имущество, нельзя назвать коренными, однако, по ряду позиций они являются весьма существенными.

Во-первых, предельная ставка налога повышена до 2,5 процентов. Вряд ли законодательные органы субъектов РФ, применившие ранее предельную ставку (2%) удержатся от соблазна поднять ее уровень.

Во-вторых, существенно изменена налогооблагаемая база. В соответствии с проектом Налогового кодекса предполагается включение в базу только амортизируемого имущества. Здесь следует оговориться, что Налоговый кодекс призван несколько изменить общее представление об амортизируемом имуществе. В его состав будут входить:

  • основные средства;
  • нематериальные объекты;
  • малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
  • капитализируемые затраты (затраты на ремонт, техническое обслуживание и модернизацию основных средств; затраты на освоение природных ресурсов; затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки).

Таким образом, для правильного определения налогооблагаемой базы руководителям предприятий придется ждать очередной инструкции Госналогслужбы РФ и, по всей вероятности, вносить существенные изменения в налоговый учет.

В-третьих, предлагается изменить и порядок исчисления налога. Среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению, определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении стоимостей такого имущества на первое число каждого месяца отчетного года и первое число следующего за ним года. Если продолжительность налогового периода составляет более одного года, усредненная по этому налоговому периоду стоимость такого имущества принимается равной средней стоимости этого имущества, определенной по итогам календарного года, входящего в этот налоговый период. При этом соответствующий коэффициент принимается равным 1/365 числа дней налогового периода. Если продолжительность налогового периода составляет менее одного года, усредненная по этому налоговому периоду стоимость такого имущества принимается равной сумме, полученной при сложении стоимостей этого имущества на первое число каждого начинающегося в налоговом периоде месяца и на первое число следующего за налоговым периодом года (если окончание налогового периода совпадает с окончанием календарного года), деленной на число слагаемых в этой сумме. При этом соответствующий коэффициент принимается равным 1/365 числа дней налогового периода.

Таким образом, предлагается вернуться к схеме, при которой в расчет принимаются остатки на начало каждого месяца, а не квартала, как сейчас. Эта схема существовала до 1995 года и, так как в расчете участвовали почти все статьи актива баланса, предприятию приходилось делать ежемесячный баланс, даже если производственные или финансовые обстоятельства его к этому не понуждали. В связи с переходом на новую налогооблагаемую базу (амортизируемое имущество) задача упрощается, но повышается вероятность ошибок или расхождений в трактовке периодов осуществления некоторых хозяйственных операций. Как, например, быть в случае, когда акт ввода в эксплуатацию подписан 1 августа, а поступил в бухгалтерию только 10 августа (непосредственные исполнители акта ориентируются на квартальный баланс и не видят последствий задержки представления документов в середине квартала. Тем более, что в данном случае начисление амортизации будет начинаться с сентября). Налоговой инспекцией дата, на которую должны быть учтены данные объекты основных средств, вряд ли будет определена в пользу налогоплательщика.

В-четвертых, определенные, хотя и небольшие изменения произведены в отношении льгот по налогу. Эти изменения касаются прежде всего сроков действия льгот – почти все они ограничены 31 декабря 2000 года. Другой тенденцией, прослеживаемой при анализе существующих и предлагаемых льгот, является значительное сужение области действия некоторых из них. Например, при применении льготы, по налогу на имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет снижен возрастной ценз – до 16 лет. Возникает вопрос, что предполагалось при внесении изменений – отказ от льготы, перепрофилирование имеющихся лагерей с тем, чтобы дети старше 16 лет не могли в них находиться или введение возрастного ценза при приеме в эти лагеря, безотносительно к тому, учится ребенок в школе или нет.

В отношении льготы по предприятиям народных художественных промыслов введено условие, предполагающее производство изделий, образцы которых утверждены в установленном порядке художественными советами по декоративно-прикладному искусству либо иными уполномоченными органами. В данном случае создается ситуация, стимулирующая массовое производство изделий (по утвержденному шаблону). Исключена льгота для общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли.

Таким образом, проект налогового кодекса не предусматривает отнесение налога на землю к имущественному налогу. Также в качестве отдельного налога рассматривается и налог на имущество физических лиц. Такой вопрос, как объединение этих трех налогов в один налог на недвижимость на основе опыта зарубежных стран, а также на основе результатов эксперимента в Новгородской и Тверской области (где был опробован налог на недвижимость и выработан целый ряд рекомендаций по оценке имущества на основе рыночных цен и его налогообложению) проектом Налогового кодекса не рассматривается.1

Также не вводится дифференцируемая ставка налога, за которую высказываются некоторые экономисты.2 Дело в том, что налог на имущество предприятий, начисляемый по его остаточной стоимости, в определенной степени не поощряет инвестиции в производственный основной капитал. Скорее, он подавляет стремление промышленников обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

Как показывают расчеты на основе статистической отчетности о движении основных фондов, в последние годы происходит быстрое устаревание машин и оборудования, зданий и сооружений в отраслях обрабатывающей промышленности в условиях стремительного свертывания капитальных затрат и вялой ликвидации старой техники. Так, например, на предприятиях практически всех отраслей народного хозяйства Калининградской области в последние годы основные фонды практически не вводились в эксплуатацию. Большая часть основных фондов физически и морально изношена, устарела. Средний фактический срок эксплуатации активной части основных производственных фондов составляет 25-30 лет. Степень износа основного капитала достигает 45-50%.3

Таким образом, фискальный доход от имущества неизбежно будет падать в результате более существенного износа активной и пассивной части основных средств, обедняя прежде всего региональные бюджеты. Это подталкивает к повышению ставки этого сбора, что усиливает осторожность предпринимателей в затратах в основной капитал.

Между тем налог на имущество можно превратить в дополнительный импульс для интенсификации инвестиционного процесса, что в конечном счете позитивно отразится на поступлениях в бюджет.

Такое возможно, если будет установлена минимальная ставка налога на имущество (0,5%) для обновленных основных фондов. Для остальной части имущества налог может достигать 2,5% по средней остаточной стоимости, подталкивая предприятия к его обновлению, быстрой ликвидации или консервации.

Подобная практика в целом могла бы значительно повысить расчетную экономическую эффективность и, следовательно, привлекательность инвестиционных проектов, особенно наиболее значительных.

 

3.2. Правовое регулирование  налогов на имущество в зарубежных  странах

Система имущественного налогообложения, сложившаяся к настоящему времени в большинстве стран мира, несколько отличается от российской системы. Однако отличается она и при сравнении между самими этими странами. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов облагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов и пр. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли продажи и другие операции с имуществом).

Информация о работе Налог на имущество предприятий и перспективы его развития