Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

2. 3. Результаты применения  специальных налоговых режимов  на территории Кабардино – Балкарской республики.

С увеличением числа налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, за период, прошедший с момента введения на территории республики единого налога на вмененный доход, соответственно росли и размеры поступлений по рассматриваемым налогам.

Как видно из таблицы 10, удельный вес поступлений по единому налогу  в составе платежей субъектов малого бизнеса за четыре года его применения вырос на фоне трехкратного увеличения налоговых платежей предприятий малого бизнеса.

Таблица 10

Соотношение размера платежей по единому налогу на вмененный доход и единому налогу на валовую выручку в КБР в 1999 – 2002 гг. (тыс. рублей).

Показатели

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Единый налог с совокупного дохода

16644

48,24

12545

19,77

21457

22,69

26957

22,03

Единый налог на вмененный доход

24157

51,76

50924

80,23

73112

77,31

95394

77,97

ИТОГО

40801

100,00

63469

100,00

94569

100,00

122351

100,00


Если в 1999 году удельный вес поступивших в бюджетную систему платежей по единому налогу на вмененный и на совокупный доход был примерно одинаковым (52% и 48% соответственно), то уже через год ситуации коренным образом изменилась в пользу единого налога на вмененный доход. По итогам 2000 года удельный вес последнего составил уже 80% и до сих пор остается примерно на том же уровне. Это объясняется в первую очередь обязательностью перехода на вмененку.

Таблица 11

Структура платежей по единому налогу на валовую выручку при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, собранных на территории КБР в 1999 - 2002 гг. (тыс. рублей).

Категория плательщиков

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Юридические лица

10913

65,57

10560

84,18

16862

78,59

23089

85,65

Индивидуальные предприниматели

5731

34,43

1985

15,82

4595

21,41

3868

14,35

ИТОГО

16644

100,00

12545

100,00

21457

100,00

26957

100,00


Сопоставляя структуру плательщиков единого налога на совокупный доход со структурой платежей по налогу можно отметить следующее. Более того, удельный вес платежей, взимаемых с данной категории плательщиков, за четыре года увеличился на 20% - с 65,57% до 85.65%. С единым налогом на вмененный доход ситуация выглядит иначе. Хотя физические лица и составляют подавляющую часть налогоплательщиков по нему, доля поступающих от них налоговых платежей все же больше половины.

Таблица 12

Структура платежей по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, собранных на территории КБР в 1999 - 2002 гг. (тыс. рублей).

Категория плательщиков

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Сумма

Удельный вес (%)

Юридические лица

12554

51,97

23300

45,75

29611

40,50

31062

32,56

Индивидуальные предприниматели

11603

48,03

27624

54,25

43501

59,50

64332

67,44

ИТОГО

24157

100,00

50924

100,00

73112

100,00

95394

100,00


За период с 1999 по 2002 годы, как видно из приведенных в таблице 12 данных, удельный вес поступивших от индивидуальных предпринимателей платежей по налогу вырос с 48% до 67%.

Общий размер налоговых платежей по единому налогу на совокупный доход за период с 2000 по 2002 года постоянно увеличивался.

За три года поступления по налогу выросли вдвое. В 2001 году прирост составил 71%, а в 2002 году – 26%, то есть имеет место замедление темпов роста поступлений по единому налогу на совокупный доход (валовую выручку). А в части налога,  взимаемой с индивидуальных предпринимателей, в 2002 году размер поступлений сократился по сравнению с 2001 годом на 19% (см. таблицу 13).

Поступления же по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, хотя и составляют большую часть налоговых платежей субъектов малого предпринимательства, растут медленнее, чем единый налог на совокупный доход. За рассматриваемый период они увеличились на 87%. В частности, размер единого налога на вмененный доход, уплаченного юридическими лицами вырос на треть, а индивидуальными предпринимателями – на 133%.

Таблица 13

Динамика поступления платежей по единому налогу на вмененный доход и единому налогу на валовую выручку в КБР в 1999 – 2002 гг. (тыс. рублей).

Категория плательщиков

2000 год

2001 год

отклонение 2001 год к 2000

2002 год

отклонение 2002 год к 2001

отклонение 2002 год к 2000

Сумма

Сумма

абсолютное

относит., %

Сумма

абсолютное

относит., %

абсолютное

относит., %

Единый налог с совокупного дохода

12545

21457

8912

41,5

26957

5500

20,4

14412

53,5

Юридические лица

10560

16862

6302

37,4

23089

6227

27,0

12529

54,3

Индивидуальные предприниматели

1985

4595

2610

56,8

3868

-727

-18,8

1883

48,7

Единый налог на вмененный доход

50924

73112

22188

30,3

95394

22282

23,4

44470

46,6

Юридические лица

23300

29611

6311

21,3

31062

1451

4,7

7762

25,0

Индивидуальные предприниматели

27624

43501

15877

36,5

64332

20831

32,4

36708

57,1


Кроме того, как следует из данных таблицы 14 средний размер налоговых платежей, приходящихся на одного плательщика единого налога на совокупный доход (валовую выручку) при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности сильно различается.

Средняя величина налога, приходящаяся на одну организацию, применяющую упрошенную систему – наибольшая. Она примерно в три раза превышает аналогичный показатель при  применении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Размер налога, приходящийся на одного индивидуального предпринимателя, на порядок ниже при применении обоих систем налогообложения. И, как и для юридических лиц, при уплате единого налога на вмененный доход в два – три раза ниже.

Таблица 14

Средний размер платежей по единым налогам на совокупный и на вмененный доход, приходящийся на одного плательщика, в КБР в 1999 - 2002 гг. (тыс. рублей в год)

Категория плательщиков

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Единый налог на совокупный доход

15,60

16,38

24,47

22,37

  • с юридических лиц

58,67

52,02

67,18

97,42

  • с индивидуальных предпринимателей

6,51

3,53

7,34

4,00

Единый налог на вмененный доход

2,65

3,91

5,04

4,04

  • с юридических лиц

14,12

23,82

29,35

32,84

  • с индивидуальных предпринимателей

1,41

2,29

3,22

2,84


Размер единого налога на совокупный доход, приходящийся в среднем на одного плательщика, за последние четыре года увеличивался (лишь в 2002 г. его величина немного снизилась).

Как видно на рисунке 6, средний размер налога, приходящийся на одного индивидуального предпринимателя, в 1999 – 2002 гг. изменялся неравномерно: то уменьшался, то увеличивался. Наименьшим он был в 2000 г., а наибольшим – в 2001 г., всего лишь за год увеличившись в два раза. Для юридических лиц этот показатель также был наименьшим в 2000 г., а по итогам 2002 г. достиг своего максимального значения – 97 420 рублей на одного налогоплательщика.

Также в среднем вырос размер единого налога на вмененный доход, уплачиваемый одним налогоплательщиком (см. рисунок 7). Здесь также характерен опережающий рост средней величины поступлений от плательщиков – юридических лиц. За рассматриваемый период он увеличился на 148%, в то время как налоговый платеж одного индивидуального предпринимателя – на 101%.

Максимального своего значения средний размер платежей по единому налогу на вмененный доход, как в целом, так и для индивидуальных предпринимателей достиг в 2001 г. В дальнейшем же произошло некоторое снижение этих показателей.

Рис. 6. Динамика среднего размера платежей по единому налогу на валовую выручку при упрощенной системе налогообложения в КБР в 1999 - 2002 гг.

Рис. 7. Динамика среднего размера платежей по единому налогу на вмененный доход в КБР в 1999 - 2002 гг.

И хотя такой показатель как средний размер налога в расчете на одного плательщика и является достаточно обобщенным, он позволяет судить о тенденциях изменения налоговой нагрузки по рассматриваемым налогам в республике в целом. А она за период с 2000 по 2002 гг. увеличилась, и особенно сильно – в части юридических лиц – плательщиков налогов на совокупный доход.

Кроме того, за прошедшие со времени введения единого налога на вмененный доход четыре года нагрузка на его плательщиков была в два – три раза ниже по сравнению с субъектами, применяющими упрощенную систему налогообложения.

2. 4. Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.

Для того чтобы выбрать наиболее выгодную форму налогообложения для конкретного налогоплательщика, необходимо сравнить налоговую нагрузку на предприятие при применении каждой системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Можно предположить, что затраты во всех формах осуществления деятельности, одинаковы. Следовательно, выручка во всех случаях также одинаковая. Поэтому будем сравнивать собственно налоговые расходы.

Некоторую сложность составляет учет косвенных налогов (НДС, налог с продаж). Так, некоторые формы деятельности позволяют избежать уплаты НДС. Однако организациям может быть невыгодно приобретать товары (работы, услуги) без НДС, так как в этом случае, нет входного НДС, принимаемого к вычету. Кроме того, тяжесть уплаты косвенных налогов, в конечном счете, ложится конечных потребителей продукции, а не на хозяйствующий субъект. Поэтому, при сравнении налоговой нагрузки, имеет смысл сравнивать только прямые налоги.

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса