Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.
В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение
3
Глава І.
Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1.
Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.
6
1. 2.
Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
14
1. 3.
Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.
20
Глава ІІ.
Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

2. 1.
Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.
27
2. 2.
Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.
35
2. 3.
Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.
39
2. 4.
Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.
45
Глава ІІІ.
Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

3. 1.
Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.
53
3. 2.
Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
56
3. 3.
Недостатки упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и пути их устранения.
61
Заключение
66
Список литературы
68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМННАЯ РАБОТА моя.doc

— 2.53 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава І.

Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

 

1. 1.

Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.

6

1. 2.

Специальные режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.

14

1. 3.

Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах.

20

Глава ІІ.

Анализ практики применения специальных режимов налогообложения субъектов малого бизнеса в КБР.

 

2. 1.

Состояние и перспективы развития сферы малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике.

27

2. 2.

Фискальная роль налоговых платежей, взимаемых с субъектов малого предпринимательства.

35

2. 3.

Результаты применения специальных налоговых режимов на территории Кабардино – Балкарской республики.

39

2. 4.

Анализ эффективности применения разных налоговых режимов.

45

Глава ІІІ.

Необходимость и возможности совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса.

 

3. 1.

Совершенствование нормативно – правовой основы функционирования субъектов малого предпринимательства.

53

3. 2.

Направления совершенствования методики исчисления и взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

56

3. 3.

Недостатки упрощенной системы налогообложения,  учета  и отчетности и пути их устранения.

61

Заключение

66

Список литературы

68

Приложения

72


 

Введение

Малое предпринимательство – важная сфера экономики. Его развитие является необходимым условием повышения эффективности экономики, способствует решению проблемы занятости, повышению уровня жизни населения и т. п., то есть целого комплекса социально – экономических проблем в стране.

Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В большинстве стран проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. В ней, как правило, центральное значение придается непрямым формам поддержки, в основном в виде налоговых льгот и специальных режимов налогообложения.

Начиная с момента зарождения, малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы, проявившиеся в самом начале его становления, остаются, в основном, нерешёнными до сих пор.

Помимо того, что сфера малого бизнеса в нашей стране сильно отстает по своему развитию  от уровня большинства зарубежных стран (в том числе развивающихся и стран с переходной экономикой), её формирование в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий занимаются торговлей и общественным питанием.

Сложившаяся же на сегодня в РФ система поддержки малого бизнеса по разным причинам недостаточно эффективна. В частности, практика применения вышеуказанных особых систем налогообложения к субъектам малого предпринимательства свидетельствует о необходимости их серьезного реформирования с целью создания благоприятных условий для легального развития малого бизнеса, воспитания законопослушных, добросовестных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере экономики и создающих рабочие места для населения. При этом необходимо учесть имеющийся положительный опыт в данном вопросе зарубежных стран и СНГ, а также мнение региональных органов власти и самих предпринимателей.

Более того, существует мнение, что барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, возникают на его пути тем чаще, чем больше озвучивается радужных обещаний и заявлений о принятии соответствующих мер, направленных на процветание малого бизнеса [25]. Другими словами, чем больше организационного популистского ажиотажа вокруг малого предпринимательства - тем сложнее приходится самим предпринимателям.

В связи с этим целью настоящей работы является изучение возможностей использования налоговых механизмов для стимулирования развития сферы малого предпринимательства. Для этого следует рассмотреть возможные формы предоставления налоговых преференций и необходимость их применения к субъектам российского малого бизнеса; проанализировать результаты применения существующих льготных режимов налогообложения малого предпринимательства, выявить их недостатки, возможности их устранения и направления совершенствования специальных налоговых режимов.

В первой главе работы обосновывается необходимость и особенности применения особых режимов налогообложения к субъектам малого предпринимательства в условиях российской экономики, рассматривается соответствующий опыт зарубежных стран.

Вторая глава посвящена изучению тенденций развития сферы малого бизнеса в Кабардино – Балкарской республике и влияния на это развитие специальных налоговых режимов. Здесь также рассматривается эффективность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с точки зрения формирования доходов бюджетов и с позиции отдельных налогоплательщиков.

В третьей главе изучаются недостатки законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, и направления совершенствования порядка исчисления и взимания рассматриваемых налогов, а также целесообразность и последствия реформирования специальных режимов налогообложения.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства.

1. 1. Необходимость применения специальных режимов налогообложения предприятий малого бизнеса в рыночной экономике.

Нынешнее состояние российской экономики характеризуется неустойчивостью. В ряду причин, обусловливающих её, эксперты и аналитики называют отсутствие достаточного количества малых предприятий. Развитие национальных хозяйств зарубежных стран (Германия, Франция, Польши и др.) подтверждает это положение. Устойчивое развитие национальных хозяйств названных стран связано в первую очередь с развитостью сферы малого предпринимательства.

Такой статус малое предпринимательство приобретает в силу возможности быстро и гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка (одновременно снижая возможность резких её колебаний); активно мобилизовать небольшие ресурсы для производства новых видов товаров и услуг. Деятельность малых предприятий способствует расширению объема и структуры внутреннего спроса.

Другая важная особенность малых предприятий связана с решением социальных проблем, являющихся, как правило, спутниками крупных предприятий и монополизированной экономики в фазе её структурной перестройки. Малые предприятия стимулируют деловую активность и обеспечивают занятость населения, осуществляя мобилизацию трудовых ресурсов и расширяя мотивационную матрицу вовлечения различных слоев общества (пенсионеров, инвалидов и т. д.) в социально полезную деятельность.

Основной механизм функционирования малых предприятий и их преимущество перед средними и крупными состоит в том, что они способны эффективно «работать» и на местном сырье, местных материалах, местной рабочей силе и внутреннем рынке, используя при этом передовой менеджмент и маркетинг. Через их работу внутренний рынок получает не только насыщение спроса товарами, но и инвестиции.

Малое предпринимательство выступает важнейшим фактором развития рыночной экономики, способным вывести Россию из кризиса, обеспечить эффективное функционирование производства и сферы услуг, ослабить монополизм, преодолеть социальную напряженность, повысить благосостояние народа, и является основным источником формирования среднего класса и укрепления материальной базы.

Однако, на сегодняшний день уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ. Этот факт подтверждается и значениями показателей, с помощью которых в промышленно развитых странах измеряют и характеризуют положение данной сферы экономики. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 малых предприятий и 23 малых предприятий соответственно.

Таблица 1.

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах.1

Страны

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей

Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых и средних предприятий в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

844

5,65

8,3

13

10-11


Не менее высок разрыв в уровнях развития малых предприятий, измеряемых другими показателями. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет не более 30%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских малых предприятий в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора малых и средних предприятий – порядка 65%. До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу малых предприятий Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Особенно остро вопрос о развитии малого предпринимательства стоит в южных регионах России, которые не располагают ни концентрированными крупными промышленными производствами, ни промышленными запасами сырьевых ресурсов. Проблема малого бизнеса является здесь, прежде всего вопросом самоорганизации населения, позволяющей властям снизить социальные издержки своих бюджетов, сбросить часть проблем (решить проблему занятости, бюджетного финансирования и т. д.). В предпринимательском секторе сосредоточены значительные резервы наращивания экономического потенциала. Именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность и позитивную динамику роста.

Недостаточно высокие темпы развития малого предпринимательства препятствуют формированию среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности общества, созданию новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, снижению уровня безработицы. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50 процентов реального оборота субъектов малого предпринимательства, что делает неэффективной их деятельность с точки зрения формирования доходов бюджетов всех уровней [5, с 10].

Таблица 2

Этапы становления системы поддержки малого предпринимательства.

Этапы

Развитие предпринимательства

Государственная политика в области предпринимательства

Система поддержки малого предпринимательства

1988 – 1991 гг.

Стремительное увеличение числа МП

Либерализация рынка и спонтанная приватизация

Отсутствие институциональной поддержки

1992 – 1994 гг.

«Нормализация» темпов роста числа МП

Организованная приватизация

  • Поддержка путем предоставления налоговых льгот;
  • Первые программы поддержки предпринимательства

1995 – 1997 гг.

Стабилизация числа МП

  • Ряд мер по созданию рыночной инфраструктуры (в т.ч. принятие Гражданского кодекса);
  • Ухудшение налоговой ситуации для МП
  • Разработка законодательства и создание институтов поддержки МП;
  • Первая и вторая Федеральные программы поддержки МП

1998 – 2000 гг.

  • Резкое изменение  рыночных ниш для предприятий;
  • «Естественный отбор» предприятий
  • Благоприятная ситуация для многих предприятий
  • Продолжение работы по созданию рыночной инфраструктуры (в т.ч. принятие Налогового кодекса);
  • Отмена льгот по налогу на прибыль для МП
  • Невмешательство на уровне государственной политики;
  • Отсутствие финансирования третьей Федеральной программы поддержки МП

2000 – 2003 гг.

  • Экономический подъем;
  • Быстрый рост числа индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ)
  • Радикальное снижение подоходного налога и налога на прибыль;
  • Увеличение интереса к вопросам политики в области МСП;
  • Принятие главы 26 НК «Специальные налоговые режимы
  • Финансирование четвертой Федеральной программы поддержки МП;
  • Анализ будущего места системы поддержки

Информация о работе Место и роль специальных режимов налогообложения в механизме стимулирования развития малого бизнеса