Местные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

◦проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;
◦выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;
◦исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;
◦выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;
◦исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;
◦выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Налоговая система РФ и место в ней местных налогов

1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

2.1 История развития местных налогов

2.2 Земельный налог

2.3 Налог на имущество физических лиц

2.4 Единый налог на вмененный доход

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

3.2 Оптимизация местных налогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги.rtf

— 593.25 Кб (Скачать файл)

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

    • формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
    • распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;
    • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;
    • распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

     Кроме того, местные бюджеты связаны со всеми физическими и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.

     Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы РФ, составляя третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации).

     Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов.

     Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами.

     Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством РФ местные налоги и сборы. К неналоговым доходам местных бюджетов относят доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемые органами местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи.

     Важную роль в доходах местных бюджетов должны играть местные налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса за каждым территориальным уровнем закрепляется не менее двух видов налога. Что касается налоговых источников муниципальных доходов, то они разделены между поселенческим, районным и окружным звеньями. Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным налогам и сборам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вместе с тем в бюджеты муниципальных образований предусматривается зачисление налоговых доходов от нескольких федеральных налогов:

    • единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 30 процентов;
    • государственной пошлины по нормативу 100 процентов (для районов и городских округов).

     В дополнение к этому до разграничения государственной собственности на землю в бюджеты муниципальных образований должны поступать доходы от продажи и передачи в аренду находящегося в государственной собственности земельных участков на принадлежащих этим образованиях территориях. Кроме того, в бюджеты муниципальных районов предусмотрено зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ.

     В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.  

 

      2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ 

     2.1 История развития местных налогов 

     Институт местных налогов, как и налогов вообще, имеет длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника для финансового обеспечения его функций и задач. Функции и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное предназначение налогов - источник бюджетных средств государства и муниципальных образований - осталось.

     История развития местных налогов в нашей стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

     В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный откуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

     В дальнейшем система местных налогов продолжает развиваться. Так отдельные упоминания о них встречаются в исторической литературе, описывающей быт Московского государства в XVI в. К примеру, в челобитной, поданной посадскими людьми воеводе на земского старосту, указывается, что последний «во многие сборы деньги ... собирал, а мирские собранные деньги без мирского совета в расход расписал». К общинным налогам, судя по их названию, можно отнести также иные упоминаемые А.С. Лаппо-Данилевским платежи: «подымные деньги земскому целовальнику»; «деньги на всякие мирские расходы»; «деньги на земский расход»; «мирские поборы»; «подымные деньги для губных расходов»; «деньги на земские расходы».

     Население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

     В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

     Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

     Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

     Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др.

     Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

     Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

     Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы.

     Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

     В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

     Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

     Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

     В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование.

     После окончания Гражданской войны в декабре 1923 г. при Наркомате финансов СССР было создано Управление местных финансов, которое действовало в течение всех 20-х гг. Оно занималось разработкой положений и инструкций о порядке составления, утверждения и исполнения местных бюджетов, инструктированием местных финансовых органов по вопросам местного бюджета, надзором за его исполнением, разработкой норм, регулирующих отдельные виды местных налоговых и неналоговых доходов. В своей деятельности это управление опиралось на наркоматы финансов союзных и автономных республик, структура которых во многом повторяла структуру аппарата союзного финансового ведомства в пределах полномочий конкретного региона, но главенствующую роль в них играли финансовые органы исполнительных комитетов и съездов Советов рабочих и крестьянских депутатов различного уровня, которые создавались и функционировали на основе Положения об областных финансовых управлениях, принятого в сентябре 1922 г., и Положения о губернских и уездных финансовых отделах, принятого в ноябре этого же года.

     Децентрализация финансовой деятельности стала одной из коренных черт характеристики финансовой системы того периода. По словам Г.Я. Сокольникова, уже с осени 1921 г. «... в Наркомфине пришли к глубокому убеждению, что дальнейшее строительство в области советских финансов возможно только при условии политики децентрализации, потому что мы совершенно ясно видели невозможность ресурсами государственного бюджета и усилиями централизованного государственного попечения обеспечить все местные расходы наиболее соответственно местным потребностям. С другой стороны, для нас не было никакого сомнения в том, что использование всех налоговых возможностей немыслимо при помощи действия одного только центрального аппарата». Вместе с тем Г.Я. Сокольников предостерегал об опасности довести децентрализацию «до таких пределов, чтобы потерялась возможность общегосударственного законодательства и общегосударственной и общесоюзной регламентации».

     В процессе децентрализации финансового управления, в ходе кассовой реформы и с принятием в апреле 1926 г. Положения о местных финансах были конкретно определены источники местных доходов и направления местных расходов. Если первый элемент финансовых отношений предусматривал отчисления от государственных налогов и доходов, реализации госфондов местного значения, разработок местных лесов и земель, доходов от коммунальных и сельскохозяйственных предприятий и местных налогов со строений, грузов, биржевых сделок, то второй определял содержание местных исполкомов, административно-судебные расходы, финансирование хозяйственной и культурно-социальной деятельности.

     Совместная работа НКФ и НКВД по совершенствованию советского территориально-государственного строительства нашла воплощение в разработке нормативно-правовых актов, определяющих финансовый статус местных органов советской власти. Управления местных финансов НКФ СССР и НКФ РСФСР постоянно инструктировали финансовые подразделения местных Советов и проводили работу по разграничению их функций. Таким образом, управления местных финансов, уделявшие большое внимание финансовому регулированию во всесоюзном масштабе, с течением времени сосредоточили свои усилия на распределении финансовых средств по «вспомоществованию местных бюджетов», особенно ввиду нестабильности налоговой базы местных финансов.

     Переход на новые принципы хозяйствования на рубеже 20-х-30-х г., предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал новых форм управления местными финансами. В апреле 1928 г. вышло Положение о краевых (областных), окружных, районных съездах Советов и их исполнительных комитетах. Отдел финансов, как одно из 15 подразделений краевых (областных) исполкомов, должен был заниматься взиманием государственных налогов, прежде всего единого сельскохозяйственного, установлением сроков их уплаты и порядка взимания, составлением сводок доходов и расходов по сметам; рассмотрением и утверждением смет и спецсредств по учреждениям, состоявшим на госбюджете; контролем за взиманием местных налогов; распределением надбавок и отчислений в местный бюджет; осуществлением мер по учету государственных фондов и имущества местного значения. Областной уровень позволял иметь довольно сложный по структуре аппарат (управление делами, подотделы: налоговый, бюджетный, валютный, неналоговых доходов, госфинконтроля, финансовая инспекция). При финотделе облисполкома действовали различные совещания (контрольное, бюджетное, особое валютное и по делам банков).

Информация о работе Местные налоги