Местные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги служат основой формирования доходной части федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме фискальной функции налоги являются инструментом экономического воздействия государства на структуру, динамику, направление социально-экономического развития общества. В соответствии с принципами бюджетного федерализма за каждым уровнем власти закреплены соответствующие налоговые полномочия и расходные обязательства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические основы исчисления и взимания местных налогов 5
1.1. Местные налоги в структуре налоговой системы РФ 5
1.2. Экономическое значение и порядок исчисления налога на имущество физических лиц 7
1.3. Порядок определения и уплаты земельного налога 11
2. Порядок и исчисления и взимания налога на имущество физических лиц в г.Курске 17
2.1. Установление налога на имущество физических лиц 17
2.2. Порядок расчета налога на имущество физических лиц 18
2.3. Налог на имущество физических лиц в структуре доходов бюджета г.Курска 20
3. Практические вопросы исчисления и уплаты налога на землю в г. Курске 23
3.1. Земельный налог, как источник формирования местных бюджетов в РФ 23
3.2. Земельный налог в структуре доходов бюджета г.Курска 26
2.3. Порядок расчета налога на землю 29
Выводы и предложения 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Местные налоги 2011.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

         Введение

Актуальность. Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. В современном обществе налоги – это основной источник доходов государства. Именно налоги служат основой формирования доходной части федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме фискальной функции налоги являются инструментом экономического воздействия государства на структуру, динамику, направление социально-экономического развития общества.

В соответствии с принципами бюджетного федерализма за каждым уровнем  власти закреплены соответствующие  налоговые полномочия и расходные  обязательства. Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог относится наряду с налогом на имущество физических лиц к местным налогам.

Одной из главных задач  местных налогов является создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий.

Актуальность темы также  объясняется невысокой долей  поступления от местных налогов  и сборов в местные бюджеты. Даже закрепленные на муниципальном уровне налоги (земельный налог и налог  на имущество) собираются в меньших объемах, чем могли бы собираться. Причины этого в отсутствии оценок налоговой базы в полном объеме, а также в нескоординированности налогового администрирования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с  установлением и взиманием  местных налогов - налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание налога на имущество физических ли и земельного налога, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения имущества физических лиц.

Целью курсовой работы является  исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и местных налогов в РФ.

В связи с  намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:

  • дать определение понятия и функций налога на имущество физических ли;
  • рассмотреть порядок исчисления и взимания налога на имущество физических лиц в соответствии с законодательством РФ;
  • оценить порядок исчисления и место в доходах бюджета налога на имущество и земельного налога в г.Курске;
  • дать определение понятия и функций земельного налога;
  • рассмотреть принципы правового регулирования земельного налога;
  • исследовать основные элементы земельного налога.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные  и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа и другие методы.

Теоретической основой исследования послужили научные труды, специальная литература зарубежных и отечественных авторов,  таких как Черник Д.Г, Ковалев В.В., Мамрукова О.И. и др., а также статьи, материалы, опубликованные в периодической печати, статистические сборники и справочники.  
       1. Теоретические и методические основы исчисления и взимания местных налогов

1.1. Местные налоги в структуре  налоговой системы РФ

 

В России устанавливаются  и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По принадлежности органов  и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который  взимает налог и в распоряжение которого он поступает.

По этому классификационному признаку налоги в России различаются  следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в целях финансового  обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и  сборы которые установлены Налоговым  Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено  пунктами настоящей статьи.

Региональными налогами признаются налоги установленные настоящим  кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях  соответствующих Субъектов РФ.. При  установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом.

При установлении регионального  налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

Местными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым  Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В статьях 13-15 НК приведена  следующая классификация налогов:

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы  физических лиц;

4)  налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу  полезных ископаемых.

7) водный налог;

8) сборы за право  пользования объектами животного  мира и объектами водных биологических  ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам  относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам  относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

К специальным налоговым  режимам относятся:

1) система налогообложения  единым сельскохозяйственным налогом  (ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения (УСН);

3) система налогообложения  единым налогом на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Рассмотрим  порядок исчисления и взимания местных налогов: земельного налога и налога на имущества физических лиц.

1.2. Экономическое значение и порядок исчисления налога на имущество физических лиц

 

По мнению ряда экономистов, повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов  с граждан стимулирует рост доходов  населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг  и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны. [7; с.125]

Первый по значению налог  с населения – налог на доходы физических лиц.

Второй по значению налог  с населения – налог на имущество  физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе  РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. [7; с.125]

Налог на имущество в  определенной степени является дополнением  к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как  граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев  «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Во многих странах  действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и  его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).

Налог на имущество физических лиц на территории Российской Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон).

Налог на имущество физических лиц  является местным налогом и полностью  зачисляется в доходы местных  бюджетов.

Налог на имущество физических лиц является местным прямым прогрессивным налогом. Его уплачивают все физические лица, в собственности которых на территории России находятся строения, помещения, сооружения. Экономическим обоснованием данного налога служит необходимость компенсации затрат государства по ведению реестра собственников, защиты их законных прав. [11; с.188]

Согласно Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом, если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

В случае, если имущество находится  в общей совместной собственности  нескольких физических лиц, они несут  равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Таким образом, по общему правилу обязанность  по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.

В соответствии с Законом, объектом налогообложения по налогу на имущество  физических лиц признаются жилые  дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений. [18; с.245]

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома,  всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ / БТИ).

В настоящее время  налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в  зависимости от стоимости имущества:

    • до 300 тыс. рублей - не выше 0,1 %;
    • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 % до 0,3 %;
    • свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 % до 2,0 %.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных  Законом пределах в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям. [19; с.161]

Информация о работе Местные налоги в РФ