Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

     * Налог на прибыль  корпораций был впервые введен  в 1911 голу в штате Висконсин. В  середине 1990-ых гг. корпорации облагались  налогом на прибыль в 45 платах  и еще в 24 платах применялся  налог с капитала.

     Такое различие налоговых  систем приводит к тому, что  уровни доходов значительно отличаются  в различных штатах.

     Штаты северо-запада  и средней Атлантики собирают  большую часть доходов, юго-восточные  и юго-западные штаты - наименьшие. В этих регионах также отмечаются  значительные расхождения. В середине 1990-х гг. штаты с большей способностью  собирать налоги собрали доходов  в 3 раза больше, чем отстающие  штаты. Однако без двух наиболее  богатых штатов указанный разрыв  сокращается до двух раз.

     Сравнение уровня  доходов штата или местных  административных единиц с объемом  трансфертных платежей от федерального  правительства показывает, что федеральные  субсидии играют небольшую роль  в финансовом положении нижестоящих  уровней власти. Как следствие, незначителен  вклад этих субсидий в уравнивание  регионального развития. Обычно  штаты с самыми низкими налоговыми  доходами получают от федерального  правительства наименьшие субсидии, а богатые штаты - наибольшие. Это  является результатом долевого  балансирования фондов, в соответствии  с которым штаты должны иметь  возможность полностью покрывать  средства федеральных грантов.

     В США отсутствуют  субсидии экономически слабым  регионам. Тем не менее, отсутствие  вертикальной финансовой стабилизации  между Федерацией и штатами  не исключает ограниченного перераспределения  доходов между местными органами  власти внутри штатов. Соответственно, расходы бюджета на душу населения  в разных штатах также значительно  разнятся. Таким образом, в США  нет механизма для более равномерного  распределения доходов и расходов  по уровням бюджетной системы, что содействует ускоренному  развитию богатых штатов.

     Около 1/3 расходов штатов  и местных органов власти приходится  на образование. Уровень расходов  на душу населения зависит  от финансового статуса региона: более богатые штаты тратят  больше средств на образование, чем бедные штаты.

 

Федеральные налоги: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на социальное страхование, акцизы, таможенные пошлины, налоги на наследство и дарение.

 Налоги штатов: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, акцизы, налоги на наследство и дарение, налог с продаж, поимущественные налоги, налоги с владельцев автотранспорта.

Местные налоги: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, акцизы, налоги на наследство и дарение, налог с продаж, поимущественные налоги, экологические налоги.

 

 Основную часть федерального  бюджета составляет подоходный  налог с населения, субъектами  которого выступают физические  лица, индивидуальные предприятия  и партнерства, не имеющие статуса  юридического лица.

Еще один налог в системе подоходного налогообложения – налог на прибыль корпораций, претерпевший существенные изменения в результате реформ 1980-1990 годов. Главным принципом налогообложения корпораций является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде всего акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, 15% по штатам и местным властям.

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После фермерских льгот большое внимание уделяется также  вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39, 6% фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная ставка составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15%  - за первые 50 тысяч налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тысяч, свыше 75 тысяч – 34%. Кроме того на доходы в рамках 100 – 335 тысяч установлен дополнительный сбор – 5%. Ступенчатое налогообложение имеет существенное значение для малых и средних предприятий. Комбинированная ставка налога на социальные взносы для работников и работодателей составляет 15, 3%, налоги с наследств и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает 600 тысяч).

 

Вопрос №12. Распределение налогов по уровням управления.

Федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги, сущность и характеристика.

В соответствии с положениями в п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с положениями, закрепленными в п.2. ст.8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  • Федеральные налоги (в т.ч. размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ, т.е. решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший представительный орган государства. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Федеральные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Федеральные налоги представляют собой самую многочисленную и наиболее часто встречающуюся группу из всех видов налогов. Именно данной группе налогов принадлежит главенствующая роль в формировании государственных финансовых ресурсов.

В ст.13 НК РФ предусмотрен следующий перечень федеральных налогов и сборов:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – гл.21НК РФ;
  2. Акцизы – гл.22 НК РФ;
  3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – гл.23 НК РФ;
  4. Единый социальный налог (ЕСН) – гл.24 НК РФ;
  5. Налог на прибыль организаций – гл.25 НК РФ;
  6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – гл.26 НК РФ;
  7. Водный налог – гл.252 НК РФ;
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – гл.251 НК РФ;
  9. Государственная пошлина – гл.253 НК РФ (государственная пошлина – это обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами).

Основные группы федеральных налогов:

  • платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет (например, НДС);
  • платежи, регулирующие доходы бюджета, т.е. полностью или в определенной доле передающиеся в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы);
  • платежи, имеющие целевую направленность и поступающие в экономические фонды, включаемые в федеральный бюджет.

Пунктом 7 ст.12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст.13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов.

  • Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (п.3 ст.12 НК РФ).

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом на региональном уровне правовое регулирование налога субъекта РФ может осуществляться при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законодательством соответствующих субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, т.е. республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях соответствующих субъектов РВ в соответствии с положениями НК РФ и законодательства этих субъектов РФ о налогах и сборах.

К региональным налогам в соответствии с положениями, закрепленными в ст.14 НК РФ, относятся:

  1. налог на имущество организаций – ст.372-386 НК РФ;
  2. налог на игорный бизнес – ст.364-371 НК РФ;
  3. транспортный налог – ст.356-3631 НК РФ.

Положения, закрепленные в НК РФ, определяют, что, устанавливая региональный налог, представительные (законодательные) органы государственной власти соответствующих субъектов РФ определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Другие элементы налогообложения по региональным налогам, а именно:

  • налоговую базу;
  • объект налогообложения;
  • и др. элементы.

а также налогоплательщики, определяются положениями НК РФ, т.е. на федеральным уровне (п.3 ст.12 НК РФ).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов, указанных в ст.14 НК РФ.

Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.

Особенности установления региональных налогов:

  • субъекты РФ могут устанавливать только те налоги и сборы, которые закреплены в федеральном законе в качестве региональных;
  • установление региональных налогов и сборов должно осуществляться в рамках, определенных федеральным законодательством;
  • вторичное (производное) установление региональных налогов (сборов) оформляется законом субъекта РФ, который должен содержать все необходимые элементы налогообложения;
  • субъекты РФ могут конкретизировать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
  • Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 7 ст.12 НК РФ.

Местные налоги также прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

В соответствии со ст.15 НК к местным налогом относятся:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенные территориях), городских округов (на основании этих актов и вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов).

Информация о работе Лекции по "Налогам"