Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

2)нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти субъектов РФ и местного  самоуправления (подзаконные нормативные  акты):

А)акты органов общей компетенции:

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ
  • Подзаконные нормативные правовые акты органов МСУ.

Б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением.

3) Решения конституционного суда. К источникам налогового права  относятся, естественно, не все акты  Конституционного суда, а прежде  всего те постановления и определения, которые внесены по итогам  проверки конституциональности  нормативно-правовых актов или  отдельных норм налогового права, содержащихся в федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов  РФ, или толкуют те же положения  Конституции РФ, которые необходимы  для уяснения смысла, значения  отдельных норм и институтов  налогового права.

Характерные особенности подзаконных нормативных правовых актов:

  1. акты издаются исключительно в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях
  2. данные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах
  3. акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Действие актов налогового законодательства во времени. Согласно статье 5 НК РФ выделяются 2 группы таких актов:

  1. ФЗ, меняющие НК РФ в части установления новых налогов и сборов, и акты субъектов РФ и органов МСУ, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года следующего за годом их принятия, но не ранее месяца со дня их опубликования
  2. иные акты, изменяющие и дополняющие законодательство о налогах и сборах, вступают в силу в отношении:
    • налогов – не ранее чем через 1 месяц со дня их опубликования  не ранее 1 числа очередного налогового периода.
    • Сборов – не ранее чем через 1 месяц со дня их опубликования.

Обратная сила актов налогового законодательства.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

 

По срокам действия различают акты:

  1. акты, продолжительность действия  которых  заранее ограничивается определенным временем
  2. бессрочные акты, утрачивающие юридическую силу лишь в результате их прямой отмены другим нормативным актом или вследствие фактической замены.

Действие актов законодательства в пространстве и по кругу лиц. Действие норм налогового законодательства РФ распространяется на всю территорию РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ только на территорию соответствующих субъектов, а МСУ – на территории этой МСУ.

Действие актов налогового законодательства по кругу лиц. Налоговое законодательство действует в отношении лиц, признаваемых участниками правоотношений. К ним в соответствии со ст. 9 НК РФ относятся:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в  области налогов и сборов, и  его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела, подчиненные  ему таможенные органы Российской  Федерации).

Приказы и инструкции МинФин РФ представляют собой  акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не образующие предмет налогового права отношения, а служебные взаимосвязи в Министерстве Финансов и ФНС. Приказы, инструкции не устанавливают и не могут устанавливать каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому они носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.

 

 

Вопрос 7. Действие актов налогового законодательства во времени.

Вступление налогового акта РФ в силу. Пределы действия налогового акта РФ (перспективное действие, немедленное действие и действие обратной силы). Прекращение действия налогового акта РФ (прямое или косвенное).

1. Акты законодательства о налогах  вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца  со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного  налогового периода по соответствующему  налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

2. Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие  налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые обязанности  или иным образом ухудшающие  положение налогоплательщиков или  плательщиков сборов, а также  иных участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не  имеют.

3. Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок  налогов (сборов), устраняющие обязанности  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их представителей  или иным образом улучшающие  их положение, могут иметь обратную  силу, если прямо предусматривают  это.

5. Положения, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также  на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания  налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации.

Введенный в действие акт налогового законодательства обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом различают три варианта пределов действия такого акта во времени:

  1. перспективное действие, когда действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая налог)
  2. немедленное действие, когда действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правовые отношения, но с даты вступления такого акта в силу.
  3. Действие с обратной силой, когда действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (НАПРИМЕР, АКТ, КОТОРЫЙ УСТРАНЯЕТ, СМЯГЧАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ)

Акт налогового законодательства может быть отменен прямо или косвенно. В первом случае законодателем четко определена дата, когда положения отмененного акта перестают действовать. В свою очередь, под косвенной отменой понимается принятие нового акта, что означает, что прекращение действия старого акта со дня  вступления в силу нового. Существует три вариант прекращения действие старого акта налогового законодательства.

    1. Старый закон «переживает себя», то есть отдельные его нормы продолжают регулировать отношения, которые возникли на основе старого закона, и после даты вступления в силу нового закона, к примеру, когда закон отмене не полностью, и отдельные его положения, скажем, налоговые льготы, предусмотренные ещё старым законом, продолжают действовать оговоренный в новом законе срок параллельно с нормами этого нового закона (например, п.4 ст.6 ФЗ РФ от 27.12.1991г. №2116-1 « о налоге на прибыль предприятий и организаций»). Однако с 1 января 2002 вступила в силу глава 25 НК РФ, которая не предусматривает предоставления такой льготы. Тем не менее малые предприятия, которые началипользоваться этой льготой до 2002 года и не проработали ещё четырех лет, могут продолжать ее применять и в 2002 году. Это установлено ст.2 ФЗ от 6.08.2001 ;110-ФЗ)
    2. немедленно, с даты утраты законом силы он прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировал
    3. акт законодательства досрочно прекращает свое действие, а правоотношения, которые ранее им регулировались, начинают регулироваться нормой, которой законодателем в установленном порядке была придана обратная сила.

 

Вопрос 8. Порядок внесения изменений в законодательство о налогах и сборах.

Сроки внесения изменений. Органы уполномоченные вносить изменения. Условия несоответствия нормативно-правовых актов налоговому законодательству. Действие международных договоров по налогам и сборам.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Информация о работе Лекции по "Налогам"