Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

Но на самом деле есть ситуации, когда обратная сила налогового закона возможна и желательна. В ст.5 предусматриваются ситуации, когда автоматически придается обратная сила налоговому закону, то есть независимо от указания в самом налоговом законе. Понятно, что речь идет об улучшении положения налогоплательщиков. Речь идет об устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо автоматически обратная сила возникает, когда устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Наконец, в ст.5 есть еще одна ситуация, когда допускается обратная сила, но по прямому указанию закона, то есть не автоматически, а только если это указано в законе. Но такое указание в законе допускается не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст.5, то есть основания обратной силы заложены в самой ст.5. К этим ситуациям относится отмена налогов или сборов. Если налог отменяется, скажем, с 1 января следующего года, то отсутствие обратной силы (если не будет прямого указания) означает, что он будет взиматься до тех пор, пока будет возникать недоимка, то есть еще, как минимум, три года. Если же будет в законе придана обратная сила, то тем самым взимание отмененного налога прекращается на этапе вступления налогового закона в силу. Безусловно, это разные вещи. Поэтому такая обратная сила возможна, но если это прямо указано в самом налоговом законе.

Вторая ситуация такой обратной силы - это снижение размеров налогов или сборов, снижение размеров ставок налогов или сборов.

Третья ситуация допустимой обратной силы - это устранение обязанностей налогоплательщиков или плательщиков сборов или иное улучшение положения налогоплательщиков

 

Вопрос 4. Налоги и другие виды государственных доходов.

Понятие налогов. Элементы налогов. Виды сборов. Таможенные пошлины и ее виды.

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Элементы налога – определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.

1. объект налогообложения - реализация  товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную  или физическую характеристику, с наличием которого законодательство  о налогах и сборах связывает  возникновение у налогоплательщика  обязанности по уплате налога.

 

2. налоговая база представляет  собой стоимостную, физическую или  иную характеристики объекта  налогообложения. Налоговая ставка  представляет собой величину  налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

 

3. налоговый период - календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять  из одного или нескольких отчетных  периодов.

 

4. налоговая ставка – размер  налога, приходящего на единицу  налогообложения. Различают : равные, твердые, процентные налоговые ставки. По  отношению к изменению налоговой  базы ставки бывают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

5. порядок исчисления налога  – налогоплательщик самостоятельно  исчисляет сумму налога, подлежащую  уплате за налоговый период, исходя  из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. В  случаях предусмотренных законодательством  РФ о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога  может быть возложена на налоговый  орган или налогового агента.

6. порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу. При этом порядок уплаты федеральных  налогов устанавливается НК РФ, а региональных и местных соответственно  законами субъектов РФ и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления  в соответствии с НК РФ.

7. сроки уплаты налогов и сборов  устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору  и определяются календарной датой  или истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями  и днями, а также указанием  на событие, которое должно произойти, либо действие, которое должно  быть совершено.

8. налоговые льготы. Льготами по  налогам и сборам признаются  предоставляемые отдельным категориям  налогоплательщиков и плательщиков  сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества  по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их  в меньшем размере.

Не все обязательные платежи , взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.

Целью взимания налогов является обеспечение не конкретно определенного вида расходов государства, а их совокупности в целом.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствует  специальная цепь (за что конкретно уплачивается пошлина), и специальные интересы. Налоги тоже могут иметь специально определенную цель (ЕСН), но никогда не могут быть индивидуально безвозмездными.

Пошлины и сборы – это определенные денежные повинности, которые взимаются в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.

Пошлина не обеспечивает существования определенного государственного органа, так как его финансирование может быть обеспечено иными источниками. Характер пошлин и сборов предполагает использование иных  принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.  Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуг и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К категории сборы можно отнести: государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Таможенная пошлина - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

По объекту обложения различают ввозимые, вывозимые и транзитные таможенные пошлины.

По методу исчисления различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные пошлины.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они соствляют 75 % от базовых;

К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако, ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

 

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортера, чем страны-импортера;

Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объемы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

 

Вопрос 5. Законодательная основа РФ в налогообложении.

Основы функционирования налоговой системы. Действующее налоговое законодательство. Основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов. Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов.

 

Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность налогов и сборов, сложившаяся в данном государстве под воздействием социально-политических, экономических и финансовых условий.

Способность системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.

Принципы налогообложения в РФ установлены в статье 3 НК РФ. К ним относятся следующие основные начала законодательства о налогах и сборах.

  1. Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  2. Принцип определенности, ясности и недвусмысленности нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
  3. Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности  равенства налогообложения.
  4. Принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  5. Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
  6. Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть  сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Обеспечение единого экономического пространства РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 конституции.
  8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
  9. Принцип трехуровнего построения налоговой системы РФ отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
  10. Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и , соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными на протяжении как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом реформа налоговой системы проводится в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
  11. Принцип эффективности системы налогов и сборов состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогообложения означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
  12. Принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние.
  13. Принцип оптимальности построения налоговой системы заключается в том, что в основу ее формирования при осуществлении правотворческой деятельности должны быть положены следующие критерии: соблюдение экономической значимости конкретных налогов и сборов для федерального, регионального и местного уровней; обеспечение необходимого и достаточного количества видов налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения потребностей бюджетов всех уровней.
  14. Принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними.

Информация о работе Лекции по "Налогам"