Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций

Краткое описание

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Содержание

Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по налогамdoc.doc

— 905.00 Кб (Скачать файл)

Заявление подается в соответствующий уполномоченный орган (табл. 1.1).

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом дополнительно представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Порядок принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. На период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

В течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица уполномоченный орган должен принять одно из следующих решений:

• о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

• об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

При отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога, если основанием необходимости такого изменения стало причинение лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы или задержки финансирования. Такой отказ не может быть произведен в пределах сумм:

• причиненного заинтересованному лицу ущерба;

• недофинансирования;

• неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Если такое решение принято в отношении заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи с причинением лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы или задержки финансирования, в решении должны быть приведены имеющие место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Таблица 1.1

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора

Орган, принимающий решение об изменении срока уплаты

 

Налог (сбор)

 

Нормативное основание

 

ФТС или уполномоченные ею таможенные органы

 

Налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

 

Пп. 3 п. 1 ст. 63 НК

 

Органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством о государственной пошлине принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины (в настоящее время — налоговые органы)

 

Государственная пошлина

 

Пп. 4 п. 1 ст. 63 НК

 

ФНС России по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов

 

Единый социальный налог

 

Пп. 5 п. 1 ст. 63 НК

 

ФНС России

 

 

Федеральные налоги и сборы, поступающие в бюджеты разного уровня в части сумм, поступающих в федеральный бюджет

 

П. 2 ст. 63 НК

 

 

 

 

 

 

Пп. 1 п. 1 ст. 63 НК

 

 

Иные федеральные налоги и сборы

 

ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующего субъекта РФ

 

Федеральные налоги и сборы, поступающие в бюджеты разного уровня в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ

 

П. 2 ст. 63

 

ФНС России по согласованию с финансовыми органами муниципального образования

 

Федеральные налоги и сборы, поступающие в бюджеты разного уровня в части сумм, поступаю­щих в местный бюджет

 

П. 2 ст. 63

 

Налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ

 

Региональные налоги, поступающие в бюджеты разного уровня в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ

 

П. 3 ст. 63 НК

 

 

 

Пп. 2 п. 1 ст. 63 НК

 

 

 

Иные региональные налоги

 

 

 

Налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с финансовыми органами муниципального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональные налоги, поступающие в бюджеты разного уровня в части сумм, поступающих в местный бюджет

 

П. 3 ст. 63 НК

 

 

 

 

 

Пп. 2 п. 1 ст. 63 НК

 

Местные налоги

 

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание:

• на сумму задолженности;

• налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

• сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;

• а также в соответствующих случаях — документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения Договора о залоге имущества.

Срок действия отсрочки или рассрочки по уплате налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставля­лся на срок от одного до шести месяцев.

Последствия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога. За исключением отсрочки или рассрочки по уплате налога, предоставленной в связи с причинением лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы или задержкой финансирования, во всех остальных случаях при предоставлении отсрочки или рассрочки на сумму задолженности начисляются проценты. Размер процентов рассчитывается исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Иной порядок начисления процентов на сумму задолженности может быть предусмотрен в таможенном законодательстве в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если срок уплаты налога предшествует дню вступления решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, то в сумму задолженности включают все причитающиеся пени за время со дня, установленного для уплаты налога, до даты вступления решения в силу.

Дополнительные основания для прекращения решения о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть прекращена досрочно по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора, при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога.

Последствия досрочного прекращения действия отсрочки, рассрочки по уплате налога. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок информирования заинтересованного лица и органов налоговой администрации о процессе получения налогоплательщиком отсрочки или рассрочки по уплате налога и результатах рассмотрения его заявления. В процессе получения отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо обязано предоставить налоговому органу по месту своего учета следующие документы:

• копию заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога — в десятидневный срок (п. 5 ст. 64 ПК);

• копию решения о временном приостановлении уплаты суммы задолженности — в пятидневный срок со дня принятия решения (п. 6 ст. 64 НК).

Уполномоченный орган направляет заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица:

• копию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении— в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 10 ст. 64 НК);

• извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке — не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 3 ст. 68 НК).

 

1.8. Налоговые кредиты

 

Налоговый кредит — это изменение, при наличии установленных оснований, срока уплаты налога.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

Основания для предоставления налогового кредита. Налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

• задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного данным лицом государственного заказа;

• угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

Правша подачи и оформления документов для получения налогового кредита. Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

Порядок получения налогового кредита. Порядок подачи и рассмотрения заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие аналогичны соответствующим процедурам при получении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение уполномоченного органа о предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу является основанием для заключения договора о налоговом кредите.

Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия решения о предоставлении налогового кредита. В договоре о налоговом кредите должны быть указаны:

• сумма задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит);

• срок действия договора;

• размер начисляемых на сумму задолженности процентов;

• порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

• перечень документов об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

• ответственность сторон.

Срок действия налогового кредита. Налоговый кредит может предусматривать изменение срока уплаты налога на период от трех месяцев до одного года.

Последствия предоставления налогового кредита. Если налоговый кредит был предоставлен в связи с угрозой банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период договора о налоговом кредите. Во всех остальные случаях проценты не начисляются.

Дополнительные основания для отмены налогового кредита. Действие договора о налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Порядок информирования органов налоговой администрации о получении налогового кредита. Заинтересованное лицо обязано предоставить в налоговый орган по месту своего учета копию договора о налоговом кредите в пятнадцатидневный срок со дня заключения договора.

Инвестиционный налоговый кредит — это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии предусмотренных оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенный пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

- по налогу на прибыль организации;

- региональным и местным налогам.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита по федеральным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

• проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе:

- направленного на создание рабочих мест для инвалидов;

- защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе:

- создание новых или совершенствование применяемых технологий;

- создание новых видов сырья или материалов;

• выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона;

• предоставление организацией особо важных услуг населению.

Размер инвестиционного налогового кредита. На проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для указанных целей.

Во всех остальных случаях суммы инвестиционного налогового кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Правила подачи и оформления документов, необходимых для получения инвестиционного налогового кредита. Для получения инвестиционного налогового кредита заинтересованная организация должна направить уполномоченному органу:

• заявление о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита;

• документальное подтверждение наличия у организации оснований для получения инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Порядок принятия решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита прини­мается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления.

Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного на-логового кредита.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть указаны:

Информация о работе Лекции по "Налогам"