Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций

Краткое описание

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Содержание

Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по налогамdoc.doc

— 905.00 Кб (Скачать файл)

Налоговыми агентами в настоящее время следует признать лиц, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Так, на основании Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 13—14 ст. 22) по доходам, полученным адвокатами в связи с осуществлением адвокатской деятельности, налоговым агентом для этих лиц признается коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей на-логового агента или представителя.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 ч. 2 НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

• право на информацию;

• право на получение официального письменного разъяснения;

• право на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);

• право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

• право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;

• право давать пояснения о характере собственных Действий в сфере налоговых правоотношений;

• право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;

• право не соблюдать незаконные предписания и требования;

• право на обжалование;

• право на возмещение неправомерно нанесенных убытков.

Обязанности налоговых агентов отличаются не только по своему составу, но и по содержанию от обязанностей налогоплательщиков.

Для налоговых агентов в НК установлены обязанности:

• уплачивать законно установленные налоги (пп.   1 п. 3 ст. 24);

• информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (пп. 2, 4 п. 3 ст. 24);

• вести в установленном порядке учет (пп. 3 п. 3 ст. 24). Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков (гл. 8 общей части НК), применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

- о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

- сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

- выплаченных налогоплательщикам доходов;

- удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

 

3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора

или налогового агента

 

В рамках налоговых правоотношений возможность осуществлять действия через своего представителя предусмотрена для:

• налогоплательщика (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21; п. 1 ст. 26 НК);

• плательщика сборов (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21; п. 1, 4 ст. 26 НК);

• налогового агента (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21; п. 2 ст. 24 п. 1, 4 ст. 26 НК).

Личное участие указанных лиц в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

• законное представительство;

• уполномоченное представительство,

Законное представительство, осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное этим лицом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченными представителями не могут быть:

• должностные лица налоговых органов;

• должностные лица таможенных органов;

• должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

• должностные лица органов внутренних дел;

• судьи;

• следователи;

• прокуроры.

Документальное подтверждение полномочий. Полномочия уполномоченного представителя подтверждаются документально.

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществляв свои полномочия на основании:

• нотариально удостоверенной доверенности;

• доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

 

Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

 

4.1. Налоговая политика государства

 

Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов.

Налоговая политика — это система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения.

В рамках концепции единой налоговой науки — форосологии — налоговая политика служит предметом изучения обособленной научной теории — налоговой политологии.

Основными задачами налоговой политологии являются:

- изучение основных направлений реализации налоговой политики;

- разработка научно обоснованных концепций развития налоговой политики государства и характер их взаимодействия с действующей системой налогообложения;

- определение основных направлений и принципов налогообложения, налогового менеджмента и государственного налогового администрирования с учетом необходимости реализации основных задач развития государства и общества.

Принятие концепции государственной налоговой политики должно предшествовать этапу создания или модернизации действующей системы налогообложения.

Налоговая политика формируется прежде всего с учетом общеполитического устройства государства, при этом учитываются требования государственной экономической политики, в первую очередь ее финансовой и бюджетной составляющей. В зависимости от характера воздействия на государственное устройство внешних и внутренних факторов цели и содержание государственной налоговой политики должны адекватно изменяться.

Говоря о налоговой политике, нельзя забывать, что это понятие включает в себя не только политику государственных полномочных органов в областях, связанных с уплатой налогов, но также охватывает и весь комплекс отношений, связанных с уплатой сборов и таможенных пошлин.

Создание концепции налоговой политики — результат научной деятельности, основанной на изучении элементов фактических и теоретических материалов. На основе ре-зультатов научно-аналитической работы вырабатываются предложения о необходимом направлении государственной налоговой политики на современном этапе развития, ее целях и основных задачах, а также осуществляется поиск наиболее эффективных способов достижения поставленной цели. Параллельно на этом этапе могут проводиться и комплексные исследования, целью которых является прогноз возможных последствий реализации разрабатываемой концепции.

После одобрения предложенной концепции государственной налоговой политики следует этап ее научного изучения. Основываясь на базовых принципах концепции, создается теоретическая модель системы налогообложения, которая подвергается всестороннему изучению и анализу с целью выявления ее слабых сторон. Также проводится усиленный анализ, направленный на прогнозирование последствий реализации основных положений принятой концепции.

Отличительной особенностью научной деятельности на данном этапе является использование преимущественно оценочных методик, позволяющих определить эффективность предложенных мер в области государственной налоговой политики, их соответствие заявленной цели и задачам. С учетом полученных результатов концепция налоговой политики подвергается изменениям и доработке.

Только по окончании этого этапа должны предприниматься шаги по практическому воплощению принятой концепции. Происходит принятие соответствующих нормативных, организационных и методических решений, обусловленных новой концепцией государственной налоговой политики.

На этом же этапе должны быть активизированы контрольно-надзорные государственные механизмы, позволяющие отслеживать соответствие процесса фактической трансформации системы налогообложения предусмотренному концепцией порядку.

Любое изменение государственной налоговой политики начиная с момента принятия решения о практическом запуске новой модели налогообложения может весьма не- предсказуемо отразиться на общеэкономическом положении. В связи с этим принятие подобных изменений должно пройти те же этапы от утверждения до реализации, что и вся государственная налоговая политика в целом. Единственным послаблением является то, что в данном случае масштабы научно-аналитической работы сообразны размерам вносимых изменений и зачастую ограничиваются локальным уровнем.

Отсутствие работоспособной научно-аналитической системы, позволяющей проводить подобные комплексные исследования, сыграло весьма неблагоприятную роль на этапе становления российской системы налогообложения в конце XX в. Принятие концепции налоговой политики государства хотя и предшествовало созданию действующей системы налогообложения, но доминирующую роль в ее формировании сыграли не научные, а политические факторы, которые для решения указанной задачи все же не должны играть определяющую роль.

Деятельность в области реализации государственной на-логовой политики должна строиться на основе эффективного сочетания следующих принципов:

- целенаправленности воздействия налоговой политики;

- пластичности ее отдельных элементов, способствующей их безболезненной трансформации с учетом адекватного отражения произошедших изменений в общественной жизни и экономических отношениях;

Информация о работе Лекции по "Налогам"