Косвенные налоги и перспектива их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

Курсовая работа

                 по дисциплине  «Налоги и налогообложение»

        на тему: «Косвенные налоги и перспектива их развития»

 

 

 

 

 

          

 

 

                           

                 Студент специальности 2 курса

Финансы и кредит

Струихина М.Н.

    Научный руководитель:

                                                          Лазутина Д.В

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013год

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Содержание

 

 

Введение

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях казахстанской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Актуальность работы заключается  в том, что налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.

Цель данной работы –  проанализировать теоретические основы косвенных налогов, взимаемых в РК.

В соответствии с целью  разработан ряд задач:

1. рассмотреть  теоретические основы взимания  косвенных налогов;

2. проанализировать  взимание косвенных налогов в РК;

3. привести  пути совершенствования взимания  косвенных налогов.

Предметом исследования является налоговая система Республики Казахстан.

Объектом исследования являются косвенные налоги Республики Казахстан.

Данная курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи и  структура работы.

В первой главе  рассмотрены основные положения  функционирования косвенных налогов. Во второй главе проанализирован  механизм взимания косвенных налогов  в РК. В третьей главе описаны пути совершенствования налоговой системы и взимания косвенных налогов.

При написании данной работы были использованы учебные пособия  отечественных и зарубежных авторов, периодические издания и нормативно-правовые акты Республики Казахстан.

 

1. Теоретические основы  косвенного налогообложения

1.1 Налоги: сущность, виды, элементы

 

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с  появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.

В налогах исторически  формировались два принципа распределения  налоговой нагрузки (налогового бремени):

1) принцип выгоды (полученных  благ);

2) принцип «пожертвований»  (платежеспособности).

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог, дорожный налог и другие платежи, формировавшие бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных, безработных.

Согласно второму принципу субъекты должны облагаться налогом  таким образом, чтобы «пожертвования»  были для них приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного  дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого принципа исходит из предложения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части дохода тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые путем налогов у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.

Классические  принципы рациональной организации  налогов были предложены еще А.Смитом. Они сводятся к следующему:

а) налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

б) размер налога и сроки  выплаты должны быть заранее и  точно определены (принцип определенности);

в) каждый налог должен взиматься в то время и тем  способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);

г) издержки взимания налогов  должны быть минимальными (принцип  экономии).

Использование этих принципов  устраняло произвол в налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию  и позволяло А.Смиту сделать заключение, «... что налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы». В последующем развитии налогов формулировки принципов уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим.

1. Принципы  справедливости в налогообложении  рассматриваются в 2-х аспектах:

а) достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы  все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;

б) соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия Социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производиться с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для перераспределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должны быть понятны назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге должен быть не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы. Предпочтительнее использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработков рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности плательщика.

3. Определенность налогов - непреложное равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4. Минимум налоговых  льгот. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Это должно делаться  открыто.  Необходимо  избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Средства для государственного финансирования социальной политики, здравоохранения и развития культуры нельзя получить путем манипуляции ставками налогов. Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп налогоплательщиков. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономики. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дадут ясного представления о реальной стоимости каждого продукта.

5. Экономическая  приемлемость - налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше не применять.

6. Сопоставимость  налоговых ставок по основным  видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям. Это необходимо для обеспечения паритета в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны-импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также  такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении всех налогоплательщиков), гласность налогового законодательства.

Характерной особенностью налоговых поступлений государству  является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонда оплаты труда, амортизации и других источников.

Сущность налогов  проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что с точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов.

1. Исторически  первой является фискальная функция  налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 1997 г., 16,6% в 1998г., 17,4% в 1999г., 22,6% в 2000 г.

Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития