Корпоративные долговые обязательства: налогообложение доходов и расходов в виде процентов (дисконта), формирование налоговой базы при реа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы налогообложения доходов и операций с ценными бумагами в последнее время приобрели особую сложность и актуальность. Сложность заключается в постоянных законодательных корректировках порядка, ставок и базы налогообложения, которые могут быть изменены даже в пределах одного отчетного года. Актуальность этих вопросов определяется тем, что большинство организаций имеет на балансе различные ценные бумаги (портфель ценных бумаг) и осуществляет операции с ними, не являясь профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Налогообложение операций с ценными бумагами снижает доход и эффективность действий всех участников фондового рынка.

Как известно, ценные бумаги подразделяются на долговые (выпущены в связи с долговыми обязательствами) и долевые (эмитированы в связи с вкладами в уставные капиталы других организаций). Доходы по ценным бумагам могут быть получены:

Содержание

Введение

1 .Корпоративные ценные бумаги.



2. Текущее положение на рынке корпоративных облигаций в РФ.



3. Налоговый учёт доходов и расходов по дисконтным векселям.



4. Налоговый учёт облигаций.



5. Формирование налоговой базы при реализации облигаций и векселей: проблемы и пути решения.



Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (фин сектор).doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным агентства Cbonds, объем размещений корпоративных облигаций в третьем квартале составил 307,94 млрд. руб. Это сопоставимо со вторым кварталом (299,8 млрд. руб.), однако тогда большая часть размещений пришлась на один месяц - июнь, когда было размещено бумаг на 221,82 млрд. руб. В третьем квартале объем размещений был распределен равномерно. Так, в июле он составил 102,3 млрд. руб., в августе - 100,22 млрд. руб., в сентябре - 105,42 млрд. руб. Всего было размещено 55 эмиссий 42 эмитентами. Основными заемщиками по итогам квартала стали «Транснефть» (65 млрд. руб.), РЖД (три выпуска общим объемом 40 млрд. руб.), ЛУКОЙЛ (пять выпусков объемом 25 млрд. руб.), МТС и «Северсталь» (по одному выпуску на 15 млрд. руб.) и «Вымпелком» (один выпуск на 10 млрд. рублей).

В третьем квартале облигации размещали не только первоклассные заемщики, но и эмитенты второго эшелона (например, «Акрон» (3,5 млрд руб.), «Дальсвязь» (1,5 млрд руб.), банки «Петрокоммерц» (два выпуска по 5 млрд руб.), «Зенит» (3 млрд рублей).

 

Динамика заимствований финансового сектора за 3 квартала 2011 года

 

начало

2011 г.

III квартал 2011 г.

 

Изменение за 2011 год

Кол-во

%

корпоративные и банковские облигации, млрд. рублей

1799

2294

+495

28

количество эмиссий 

650

641

-9

-2,5

количество эмитентов 

463

425

-38

-8

 

Таким образом, по итогам января-сентября прошлого года на рынке корпоративных облигаций сложилась неоднозначная ситуация. В течение всего периода наблюдалось медленное восстановление эмиссионной активности российских компаний при достаточно высокой стоимости заимствований. Размещались преимущественно бумаги эмитентов с высоким кредитным качеством. Для эмитентов «третьего» эшелона первичный рынок был по-прежнему закрыт, а банковские кредиты были недоступны для таких эмитентов вследствие консервативной кредитной политики кредитных организаций. Это ограничивало возможности по рефинансированию ранее привлеченных облигационных займов для эмитентов с низким кредитным качеством. Своевременно выполнить обязательства по обслуживанию своего облигационного долга такие эмитенты не могли, поэтому количество дефолтов по корпоративным облигациям продолжало быстро расти (по данным информационного агентства «Cbonds», 155 технических дефолтов и 127 реальных).

За счет выбытия из обращения большого количества дефолтных выпусков и размещения бумаг эмитентов с низким уровнем риска утраты платежеспособности овысились ликвидность и кредитное качество портфеля обращающихся корпоративных облигаций.

 

3. Формирование налоговой базы при реализации облигаций и векселей: проблемы и пути решения.

 

Налогообложение операций с ценными бумагами имеет свои особенности и отличия от остальных.

Сразу можно отметить, что операции с ценными бумагами в соответствии с главой 21 Налогового кодекса относятся к операциям, необлагаемым НДС. Поэтому основные особенности налогообложения связаны с налогом на прибыль.

Прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Причем расходы по операциям с ценными бумагами могут быть признаны только по кассовому методу в соответствии со статьей 329 Налогового кодекса.

Определение цены реализации ценных бумаг в целях налогообложения имеет некоторые нюансы. Дело в том, что невозможно в качестве дохода принять любую цену, по которой они были проданы. Статья 280 накладывает на нее определенные ограничения.

Эти ограничения зависят от типа ценных бумаг. Налоговый кодекс выделяет два типа: ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.

Ценные бумаги относятся к первому типу, если выполняется ряд условий. Во-первых, они должны быть допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли. Во-вторых, информация об их ценах публикуется в СМИ либо может быть представлена организатором торговли в течение трех лет со дня заключения сделки. И, наконец, в случаях, предусмотренных законодательством, по ним должна рассчитываться рыночная котировка.

Для обращающихся ценных бумаг цена реализации должна находиться в интервале между минимальной и максимальной ценами данной бумаги, зарегистрированными на дату совершения сделки. Причем вы можете сами выбрать организатора торговли, интервал цен которого будете использовать. Если на рынке сделки не совершались на эту дату, то вам следует взять интервал цен по ближайшим торгам.

Если же цена реализации ниже минимальной цены в интервале, то в целях налогообложения принимается минимальная.

Сложнее дело обстоит с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. Для них за основу принимается цена аналогичных (идентичных, однородных) бумаг, по которым проходили торги хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

При этом может рассматриваться либо интервал цен по аналогичной ценной бумаге, либо ее средневзвешенная цена. В первом случае фактическая цена вашей ценной бумаги должна лежать в этом интервале. А во втором - отклоняться от средневзвешенной не более чем на 20 процентов.

А вот если такая информация отсутствует, то за основу вам следует взять расчетную цену. Расчетная цена определяется с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения, стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на одну акцию, и т.д. При этом фактическая цена должна отклоняться не более чем на 20 процентов от расчетной.

Отметим, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется отдельно от налоговой базы по остальным видам деятельности. Не выделяют ее лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом также отдельно определяется база по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и не обращающимся.

То есть невозможно, например, уменьшать доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке. И наоборот.

Убытки, которые получены в предыдущих налоговых периодах по операциям с ценными бумагами, также нельзя учесть при расчете налоговой базы в общем порядке, предусмотренном статьей 283 НК. Но здесь действует то же правило, что и при формировании налоговой базы по разным типам бумаг.

А именно убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, могут уменьшать налоговую базу только по операциям с такими же бумагами. Аналогично по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке.

Но все это не распространяется на профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность. Для таких организаций операции с ценными бумагами являются обычным видом деятельности. И они определяют налоговую базу и переносят убытки с учетом всех доходов и расходов организации, а также по всем типам ценных бумаг вместе.

Списание расходов при реализации ценных бумаг происходит в соответствии с методом ФИФО или по стоимости единицы. Конкретный метод определяется учетной политикой организации.

Теперь, что касается цены приобретения ценных бумаг. В нее включаются помимо стоимости самих ценных бумаг также расходы по их приобретению. Об этом говорится в статье 300 НК, в которой, тем не менее, не сказано, какие именно расходы можно учитывать как расходы по приобретению.

При определении налоговой базы также учитываются расходы по реализации.

В этих условиях мы можем руководствоваться лишь пунктом 1 статьи 11 НК РФ. Согласно ей термины, которые не имеют специальных значений в НК, применяются в значениях, которые используются в других отраслях законодательства. Поэтому вы можете принимать расходы по приобретению и реализации ценных бумаг согласно пункту 9 ПБУ 19/02 от 10 декабря 2002 г. N 126н. То есть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены ценные бумаги; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

Как видно, в конечном итоге все равно есть "иные затраты", к которым, видимо, можно относить другие "обоснованные и документально подтвержденные затраты" (в соответствии с пунктом 1 статьи 252).

То есть при определении налоговой базы по налогу на прибыль можно учитываете следующие расходы:

1. Расходы на приобретение ценных бумаг;

2. Расходы, связанные с реализацией;

3. Сумма накопленного процентного дохода, уплаченная вами продавцу ценной бумаги и не учтенная ранее при налогообложении.

Доходами же являются следующие суммы:

1. Цена реализации ценной бумаги;

2. Сумма накопленного процентного дохода, уплаченная вам покупателем;

3. Сумма процентного дохода, выплаченная вам эмитентом (векселедателем) ценной бумаги.

 

 

4. Налоговый учёт облигаций

 

В России облигации (кроме государственных) как форма привлечения финансовых ресурсов не получили широкого распространения. В то же время в условиях ожидания окончания финансового кризиса многие компании могут принять решение прибегнуть к этому инструменту.

Как отразить операции по выпуску облигаций в учете.
Статья 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Аналогичное по сути определение приведено и в ст. 816 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Фактически, как указано в ст. 816 ГК РФ, выпуск облигации является одним из методов получения займа. Однако правила ГК РФ о договоре займа могут применяться к отношениям между сторонами облигационного займа только в части, не противоречащей специальным правилам об облигациях.

Основное отличие облигационного займа от обычного состоит в том, что денежные средства привлекаются не у определенного лица (или нескольких определенных лиц), а у неопределенного числа заранее не определенных займодавцев. Это означает, что, в отличие от договора займа, держатель облигации имеет право в течение срока ее обращения передать ее иному лицу, не получая согласие эмитента (заемщика) и даже не оповещая его.

Эмиссии облигаций предшествует, как правило, выполнение определенных законодательством формальностей: государственная регистрация проспекта ценных бумаг и отчета об итогах эмиссии, либо представление уведомления об итогах их выпуска. При государственной регистрации документов эмитент уплачивает государственную пошлину, размеры которой определяются пп. 53 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Кроме того, в определенных случаях эмитент несет при размещении облигаций дополнительные расходы. Так, при размещении облигаций с залоговым обеспечением (ст. 27.3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг») в обязательном порядке проводится оценка предмета залога. При эмиссии облигаций, обеспеченных поручительством, банковской или государственной (муниципальной) гарантией, эмитент уплачивает поручителю (гаранту) определенное договором между ними вознаграждение.

Налоговый учет.

Для целей налогообложения прибыли номинальная стоимость облигаций не признается эмитентом ни в составе доходов (при размещении облигаций), и в составе расходов (при их погашении).
Расходы, связанные с размещением облигаций, учитываются эмитентом в соответствии с их видами. Так, государственная пошлина как федеральный сбор включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ; расходы на вознаграждение банку за предоставление гарантии могут быть учтены как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и в составе внереализационных расходов (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

«Основные» расходы по облигациям – вне зависимости от того, осуществляются ли они в форме купонных выплат или в виде дисконта, в налоговом учете признаются процентами по долговым обязательствам (п. 3 ст. 43 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются, согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов. При этом стоимость амортизируемого имущества, исходя из разъяснений официальных органов, суммы процентов не увеличивают ни в каких случаях.

Информация о работе Корпоративные долговые обязательства: налогообложение доходов и расходов в виде процентов (дисконта), формирование налоговой базы при реа