Корпоративные долговые обязательства: налогообложение доходов и расходов в виде процентов (дисконта), формирование налоговой базы при реа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы налогообложения доходов и операций с ценными бумагами в последнее время приобрели особую сложность и актуальность. Сложность заключается в постоянных законодательных корректировках порядка, ставок и базы налогообложения, которые могут быть изменены даже в пределах одного отчетного года. Актуальность этих вопросов определяется тем, что большинство организаций имеет на балансе различные ценные бумаги (портфель ценных бумаг) и осуществляет операции с ними, не являясь профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Налогообложение операций с ценными бумагами снижает доход и эффективность действий всех участников фондового рынка.

Как известно, ценные бумаги подразделяются на долговые (выпущены в связи с долговыми обязательствами) и долевые (эмитированы в связи с вкладами в уставные капиталы других организаций). Доходы по ценным бумагам могут быть получены:

Содержание

Введение

1 .Корпоративные ценные бумаги.



2. Текущее положение на рынке корпоративных облигаций в РФ.



3. Налоговый учёт доходов и расходов по дисконтным векселям.



4. Налоговый учёт облигаций.



5. Формирование налоговой базы при реализации облигаций и векселей: проблемы и пути решения.



Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (фин сектор).doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.

По фиксации ставки. Облигации бывают с фиксированной ставкой процента и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа процентная ставка изменяется в зависимости от индексов, которые выбираются индивидуально для конкретных выпусков. В качестве индексов могут быть использованы валютный курс (доллар/рубль), индекс доходности ОФЗ и др. Основным достоинством облигации с плавающей ставкой является потенциальное удешевление стоимости заимствования. Главным фактором в выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.

Отзывные облигации с опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке.

По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет.

 

1.2. Стоимостные характеристики облигаций

 

Применительно к облигациям различают номинальную и рыночную цену.

Номинальная стоимость указывается на самой облигации и обозначает сумму, которая предоставляется в займы и подлежит возврату по окончанию срока займа. Она является базовой величиной для расчета дохода, который приносит облигация. Процент, либо дисконт, по облигации устанавливается к номиналу, а прирост (уменьшение) стоимости облигации за определенный период времени рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и ценной приобретения облигации.

Облигация, как правило, имеют относительно высокую номинальную стоимость и ориентированы на состоятельных индивидуальных и институциональных инвесторов. В этом заключается одно из их отличий от акций, номинальная стоимость которых устанавливается в расчете на более широкий круг инвесторов. Для облигации номинальная стоимость является важным параметром, значение которого не меняется в течение срока действия облигационного займа. По первоначально установленной величине номинала облигации погашаются после окончания срока их обращения.

Рыночная цена. Кроме номинальной стоимости, у каждой облигации есть ее рыночная цена. В отличие от номинала, рыночная цена постоянно меняется в зависимости от текущей конъюнктуры на рынке процентных ставок, спроса и предложения облигаций на бирже. Рыночная цена определяется на бирже в процессе торгов. Рыночная цена котируется не в рублях, а в процентах от номинала облигации. И может быть, как выше (например, 101,2), так и ниже номинала (98,7). Эту цену называют еще чистой ценой облигации.

Как правило, облигации выкупаются по номинальной стоимости. Однако текущая цена облигации может не совпадать с номиналом и зависит от ситуации на рынке.

Если цена, уплаченная за облигацию ниже номинала, говорят, что облигация продана со скидкой или с дисконтом (discount bond), а если выше - с премией (premium bond).

Расчет стоимости облигации.

В зависимости от ситуации на рынке купонная облигация может продаваться по цене как выше, так и ниже номинала. Разность между номиналом облигации и ценой, если она, ниже номинала, называется скидкой, дисконтом.

Для удобства сопоставления рыночных цен облигаций с различными номиналами в финансовой практике используется специальный показатель, называемый курсовой стоимостью или курсом ценной бумаги. Под ним понимают текущую цену облигации в расчете на 100 денежных единиц ее номинала, определяемую по формуле:

 

K = ( P / N ) x 100

 

где K - курс облигации; P - рыночная цена; N - номинал.

Курс облигации- цена, по которой продаются и покупаются облигации гос. займов. Номинальная (нарицательная) цена облигаций устанавливается при выпуске, включается в государственный долг и выплачивается держателям облигаций в момент погашения. Государство устанавливает также эмиссионный курс — цену, по которой облигации продаются банкам. Практически эмиссионная цена обычно бывает ниже номинальной. Рыночный курс (цена) облигаций устанавливается путем котировки на финансовом рынке и публикуется в биржевых бюллетенях.

С момента эмиссии облигации идо погашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночная цена в момент эмиссии может быть ниже, равна или выше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходя из конъюнктуры, сложившейся на фондовом и финансовом рынках, а также в зависимости от двух главных качеств самого займа: перспективы получения номинальной стоимости облигаций при их погашении (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше ее рыночная цена).

Права на получение регулярного фиксированного дохода (чем выше доход от облигации, тем выше ее рыночная цена).

Рыночная цена облигаций зависит также от ряда других параметров, важнейшим из которых является надежность, или риск инвестиций. Поскольку номиналы облигаций могут существенно отличаться, часто возникает необходимость в сопоставительном измерителе их рыночных цен. Таким измерителем является курс облигации.

Купонная норма доходности - это процентная ставка, по которой владельцу облигации выплачивается периодический доход. Соответственно сумма периодического дохода равна произведению купонной ставки на номинал облигации и, как правило, выплачивается раз в год, полугодие или квартал.

Расчет доходности облигаций.

Инвестор приобретает облигацию с целью получения дохода. Для определения эффективности инвестирования средств в облигацию и сопоставления различных облигаций используют не абсолютные значения дохода, а относительные, т.е. пользуются показателем доходности. Доходность за некоторый период времени (текущая доходность) определяется как отношение полученного дохода к затраченному капиталу, который принес данный доход.

Доходность купонной облигации

Одним из основных показателей доходности купонной облигации является купонный процент. Однако в зависимости от состояния конъюнктуры рынка одна и та же облигация может обладать различной доходностью. Например, купон облигации равен 10%, и она продается по номиналу. Это означает, что ее доходность составляет 10% годовых. Возникает вопрос, почему облигация в одном случае может продаваться со скидкой, а в другом - с премией. Это определяется состоянием конъюнктуры рынка. Цена облигации чутко реагирует на изменение уровня процентных ставок в экономике. Поэтому, если изменится уровень процентных ставок, то изменится и цена облигации.

Доходность облигации с нулевым купоном

Доход по облигации с нулевым купоном представляет собой разницу между номиналом и ценой приобретения бумаги.

 

 

 

2. Текущее положение на рынке корпоративных облигаций в Российской Федерации.

 

Корпоративные облигации являются одним из наиболее динамично развивающихся секторов рынка ценных бумаг. Из-за возможности диверсифицировать круг кредиторов, эмитент получает возможность привлечь заимствования за меньшую плату, чем в банке. В этом смысле облигации являются альтернативой банковскому кредиту, хотя роль банков в выпуске и в инвестировании на рынке облигаций остается доминирующей (банки выполняют роль андеррайтеров, в некоторых случаях они берут обязательства выкупить весь объем эмиссии; банки также являются основными инвесторами на рынке облигаций).

Рынок является достаточно "молодым" и динамичным, но сравнительно небольшим. Первые выпуски корпоративных облигаций, нацеленные на привлечение капитала в производственные проекты или пополнение оборотных средств, появились после 1999 года.

 

Структура рынка корпоративных облигаций России


Своим появлением на рынке корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому кризису 1998 г. Крах системы государственных заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка долговых обязательств. Таким образом, появление на авансцене финансового рынка крупнейших российских корпораций выглядело абсолютно естественным и логичным.

В настоящее время рынок корпоративных облигаций в России дает инвесторам определенную возможность выбора. В то же время круг облигации и особенно вторичный рынок остаются крайне узкими.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

-среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2—5 лет);

-краткосрочные (3—9 мес.) рублевые облигации;

-небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Первая группа облигаций является наиболее значительной в номинальном выражении, на нее приходится более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России». Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

Валютно-индексируемые облигации не представляют большого интереса для широкого круга инвесторов и в своем большинстве куплены узкой группой нерезидентов.

Компания, которой впервые предложено осуществить выпуск ценных бумаг, должна четко осознавать, что размещение ценных бумаг - достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из большого количества взаимосвязанных событий, мероприятий и ограничений. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с ее помощью проектов.

Размещение акционерным обществом облигаций осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. В обществах с ограниченной ответственностью такое решение может принять только общее собрание участников общества.

Однако существуют определенные ограничения на выпуск акционерным обществом облигаций, которые содержатся в статье 33 Федерального закона “Об акционерных обществах”, пункте 10.3 Стандартов ФСФР. В соответствии с указанными Федеральным законом и нормативным актом акционерное общество не вправе выпускать облигации:

до полной оплаты уставного капитала;

до регистрации отчета об итогах зарегистрированного ранее выпуска облигаций эмитента той же серии;

в случае, если количество объявленных акций акционерного общества определенных категорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение которых предоставляют конвертируемые облигации;

в случае выпуска облигаций без обеспечения ранее третьего года существования общества или при отсутствии надлежащего утверждения двух годовых балансов акционерного общества;

в случае, если суммарная номинальная стоимость всех обращающихся (не погашенных) облигаций превысит размер уставного капитала акционерного общества либо величину обеспечения, предоставленного этому акционерному обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.

В январе-сентябре прошлого года ситуация на внутреннем рынке корпоративных облигаций складывалась под влиянием разнонаправленных факторов.

В январе 2011 г. в условиях ослабления курса рубля к бивалютной корзине и сокращения объема ликвидных рублевых ресурсов кредитных организаций спрос на рублевые облигации был низким. С февраля 2011 г. на рынке корпоративных облигаций наметились признаки улучшения. Стабилизация курса рубля, рост цен на нефть и неоднократное снижение процентных ставок по операциям Банка России способствовали улучшению конъюнктуры рынка корпоративных облигаций.

Однако в этот период устойчивым спросом пользовались в основном бумаги надежных эмитентов, причем некоторые компании смогли повторно разместить на вторичном рынке выпуски, ранее выкупленные ими по оферте. Спрос на корпоративные облигации эмитентов с высоким кредитным рейтингом поддерживался возможностью использования таких бумаг в качестве обеспечения в операциях рефинансирования с Банком России и в сделках РЕПО.

Объем размещений корпоративных рублевых облигаций по итогам третьего квартала составил 307,94 млрд. руб., что на 8 млрд. руб. больше, чем во втором квартале. В третьем квартале условия для эмитентов стали значительно комфортнее. Впервые с весны прошлого года ставки по облигациям для ряда эмитентов уже приближаются к докризисным значениям. Если во втором квартале эмитенты привлекали деньги под 13-15%, то к октябрю этот диапазон снизился до 12-14% годовых.

Информация о работе Корпоративные долговые обязательства: налогообложение доходов и расходов в виде процентов (дисконта), формирование налоговой базы при реа