История становления и развития налоговых органов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.
В соответствии с целью перед нами были поставлены и решены следующие задачи:
 выявить предпосылки становления налоговых органов;
 проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налого-вой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
Список использованных источников 61

Вложенные файлы: 1 файл

Ку.р._Становление и развитие налоговых органов РФ_окт 2009.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

В случае необходимости  документы должны подвергаться криминалистической экспертизе на подлинность.

Работники налоговых  органов должны знать способы фальсификации балансов и эффективно применять методы их выявления.

Признаками умышленного  искажения бухгалтерских балансов и отчетов являются:

  • несоответствие балансовых статей аналогичным данным, приведенным в других формах отчетности (форма 2, форма 5);
  • несоответствие баланса данным бухгалтерского учета, несоответствие синтетического и аналитического учета;
  • несоответствие записей в бухгалтерском учете и первичных документах реальному содержанию хозяйственных операций, недостоверность первичных документов.

Важным моментом при  анализе документов является проверка соответствия их содержания действующим нормативам (списание материалов в производство, амортизация основных средств, применение ставок налогов и прочее).

При проверке уплаты налогов  проверяющий должен обращать внимание на правильность и полноту расчетов с бюджетом по объектам налогообложения. Важнейшими из них являются налог на прибыль и НДС, где прежде всего следует обращать внимание на два момента, с помощью которых искусственно занижается сумма налога на прибыль. Это учет выручки и определение себестоимости продукции.

В ходе проверки следует фиксировать все случаи искусственной «подгонки» к первичным документам всех последующих. Иногда такая «подгонка» производится задним числом, чтобы создать видимость благополучной отчетности, иногда это происходит сразу, что и служит доказательством заранее спланированного сокрытия прибыли.

Первичными признаками того, что на данном предприятии следует искать налоговые правонарушения (преступления), являются: путаница и нарушения в ведении бухгалтерского учета; путаница и нарушения в ведении кассы; путаница и нарушения в ведении, учете и хранении товарно-материальных ценностей; путаница и неразбериха в ведении внутренней документации; нарушение ГОСТов и технологической дисциплины.

Несоответствие аналогичных  показателей в разных формах отчетности может наблюдаться при распечатках  учетных регистров из ЭВМ. Их необходимо заверять руководителям организации (фирмы).

Занижение налогооблагаемой базы в отчетности налогоплательщика в обязательном порядке должно быть доказано документами учета и отчетности, подписанными самим налогоплательщиком, т.е. руководителем организации и главным бухгалтером.

Проверяющий должен использовать различные приемы контроля, к которым относятся составление шахматной оборотной ведомости и оборотного баланса.

Цель проверяющего – доказать самому налогоплательщику искажения в его учете и отчетности, после чего должны быть внесены соответствующие изменения в учете и отчетности ответственными лицами организации без принуждения со стороны проверяющих.

Достоверность учета должна определяться не соответствием записи инструкции, а ее соответствием реальной хозяйственной операции.

Конкретной хозяйственной  операции соответствует каждая отдельная запись в регистрах бухгалтерского учета. Если же запись не соответствует хозяйственной операции, то баланс искажается.

Если налоговые инспекторы знают обо всех возможных ухищрениях налогоплательщиков и способах их выявления, то эффективность выездной налоговой проверки вырастет.

Итак, в качестве рекомендаций по совершенствованию организации деятельности налоговых проверок в РФ можно предложить следующие. Налоговые инспекторы должны: проверять все платежные документы по приобретению сырья, материалов, товаров; сравнивать платежные документы по закупке с товарно-транспортными документами и таможенными декларациями; сравнивать платежные документы по продажам с товарно-транспортными документами; проверять все товарно-транспортные документы и таможенные декларации и уведомления о доставке материальных ценностей; получать описание и специфику принципа оценки, который используется предприятием; по каждой группе товаров сравнивать список товаров в запасах с последними документами о закупках и проверяют правильность оценки. Работники налоговых органов должны знать все возможные способы выявления нарушений – маскировки неучтенной продукции, незаконных операций по уходу от налогообложения, умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов.

 

3.2 Пути повышения  эффективности деятельности налоговых        органов в РМ

 

Повышение эффективности  работы налоговых органов РМ будет способствовать увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

К сожалению, до сих пор  не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же как не устранены лазейки уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов.

Реальным путем повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ могут стать изменение в порядке их работы и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

Так, для повышения качества налогового контроля налоговых органов представляется целесообразным проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных уровня.

1. Анализ сумм начисленных  налоговых платежей. При проведении горизонтального анализа начисленных сумм по каждому виду налога в отдельности в текущем и в прошедших периодах должны определяться значения абсолютных и относительных изменений начислений налоговых платежей и выявляться тенденции в динамике сумм начисленных налоговых платежей. Проведенный анализ на этом уровне позволит выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей.

2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций может быть как вертикальным (например, определение структуры баланса посредством расчета удельного веса показателей бухгалтерского баланса по отношению к валюте баланса), так и горизонтальным (сравнение отчетных показателей текущего периода с аналогичными периодами прошлых лет). Данный анализ позволит проводить количественный налоговый контроль за правильностью и полнотой заполнения налоговых деклараций, а также качественный налоговый контроль налогоплательщиков, построенный на основе сочетания показателей финансово-хозяйственной деятельности, представленных в налоговых декларациях. В результате этого анализа можно будет определить налогоплательщиков, в отношении которых целесообразно провести выездную или камеральную налоговую проверку. Критериями отбора кандидатов на проведение камеральных и выездных налоговых проверок могут служить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.

Проведение такого анализа  позволит значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей, что особенно актуально в условиях нехватки работников налоговых инспекций и большого количества организаций.

3.  Анализ динамики  сумм уплаченных налоговых платежей. На этом уровне должен проводиться сравнительный анализ сумм уплаченных налоговых платежей в процентном отношении от суммы начисленных платежей по каждому виду налога. Особое внимание работники налоговых органов должны обращать на налогоплательщиков, которые уплачивают текущие налоговые платежи не в полном объеме от суммы начислений, а также на налогоплательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов иными способами. В результате проведенного анализа можно будет определить организации, в которых необходимо проконтролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей и принять соответствующие меры по взысканию задолженности в соответствии с законодательством, что позволит повысить уровень собираемости налоговых платежей.

4. Анализ факторов, влияющих  на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов. На этом уровне налогового контроля необходимо проводить всестороннюю оценку финансового положения налогоплательщиков, выявлять причины, оказывающие негативное влияние на функционирование организаций и их платежеспособность и приводящие в итоге к уменьшению объемов выпускаемой продукции и, соответственно, к уменьшению налогооблагаемой базы. Такой анализ позволит прогнозировать перспективу развития финансово-хозяйственной деятельности организаций. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, осуществляемый на данном уровне, позволит налоговым органам принимать экономически обоснованные и объективные решения в отношении хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ необходимо проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре основных уровня: анализ сумм начисленных налоговых платежей, что позволит выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей; анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, что обеспечит сокращение времени сотрудников налоговых инспекций Республики Мордовия на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля и повысит эффективность работы; анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей, в ходе которого можно определить организации, где следует проконтролировать полноту и своевременность перечисления налоговых платежей и применить финансовые санкции; анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов, что позволит спрогнозировать перспективу развития финансово-хозяйственной деятельности организаций.

 

3.3  Возможности  использования зарубежного опыта  организации 

деятельности  налоговых органов в отечественной  практике

 

В последние годы во многих развитых странах особое внимание уделяется повышению эффективности работы налоговой системы в целом, и налоговых органов, в частности. Рационализация налоговой работы касается, прежде всего, процессов сбора и обработки налоговой отчетности граждан и предприятий. Главными направлениями в этой сфере следует выделить концепции «единого окна»; «единой декларации» и «единого платежа» (на единый банковский счет налоговой службы). Интересно в этой связи рассмотреть опыт наиболее продвинувшихся в этом направлении Италии, США и Швеции.

В Италии в последние  годы реализуется программа формирования единой информационной системы министерства финансов. В этой системе выделяются три opгaнизационных уровня: центральный, региональный и местный, а ее общая разработка ведется компанией «Согей», входящей в группу Telecom Italia. С помощью этой информационной системы не только осуществляется оперативный контроль за работой налоговых органов и отслеживается поступление налоговых платежей, но и ведется также экспериментальная и аналитическая разработка новых методов, средств и инструментов, предлагаемых для реализации в сфере налогообложения.

Центральный уровень  этой информационной системы представляет общегосударственный банк данных, который выполняет функции оперативного управления и централизованного контроля за всей работой налоговой системы. На этом уровне также ведется общегосударственный реестр налогоплательщиков и обеспечивается информационное взаимодействие налоговых органов с другими органами и структурами государственного управления.

На региональном уровне созданы девять региональных управлений, которые направляют деятельность местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции осуществляют непосредственно сбор и первичную обработку налоговой отчетности, а также поддерживают необходимые контакты с налогоплательщиками (ответы на запросы, предоставление консультаций, и т.д.).

На базе этой системы в стране вводится новая форма единой налоговой декларации «UNICO», в которой объединяются расчеты подоходного налога (или налога на прибыль), НДС, взносов по социальному страхованию и регионального налога. Одновременно осуществляется переход к системе «единого налогового платежа», под которым понимается единое, одноканальное, перечисление всех налогов и взносов по социальному страхованию. Важно отметить, что в рамках этой системы налогоплательщик может осуществлять свои налоговые платежи как единовременно, так и по частям, и при этом оперативно учитываются причитающиеся ему возвраты налоговых сумм (равно как и начисляются недоплаченные им налоги).

Обе программы – «единого платежа» и «единой налоговой декларации» – потребовали создания единой интегрированной системы расчетов. Для управления этой системой создано специальное подразделение налоговой службы, в задачи которого входит распределение поступающих денежных платежей между различными звеньями бюджетной системы и системы социального страхования. Распределение и перечисление собираемых налоговых доходов осуществляется: в органы местной власти и в управление социального страхования – раз в 5 дней, на счета казначейства – раз в 8 дней [16, С. 72].

Дальнейшее развитие этой системы, как считают в Италии, открывает возможность передачи в ее ведение практически любых (не только налоговых и страховых) платежей граждан и предприятий любым органам государственной власти и местного самоуправления.

В США также в последние годы проводится широкая программа информатизации работы налоговых органов. В ее основе лежит система единого (для налогов и для социального страхования) персонального  идентификационного номера, который содержит в себе полный набор реквизитов и признаков, характеризующих конкретного гражданина как личность и также данные о месте его постоянного проживания.

Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России