История становления и развития налоговых органов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.
В соответствии с целью перед нами были поставлены и решены следующие задачи:
 выявить предпосылки становления налоговых органов;
 проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налого-вой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
Список использованных источников 61

Вложенные файлы: 1 файл

Ку.р._Становление и развитие налоговых органов РФ_окт 2009.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видим, в отделе регистрации  и учета налогоплательщиков по состоянию на  01.01.09 г. зарегистрировано 15 налогоплательщиков – юридических лиц. Крупнейшим из приведенных в таблице налогоплательщиков является ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

На конец 2008 г. на учете  в инспекции состояло 119230 физических лиц, из них 3083 в качестве индивидуальных  предпринимателей (таблица 2.2).

Таблица 2.2 − Динамика состоящих на учете в инспекции физических лиц

Лица, состоящие на налоговом

учете

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Динамика 2008 по

отношению к 2007 г.

Физические лица, состоящие на налоговом учете,

в том числе

110354

112500

119230

+6730

Индивидуальные предприниматели

1568

1531

1350

-181

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

3000

2750

2018

-732

Нотариусы, осуществляющие

частную практику

5

5

5

0


 

Продолжает снижаться  доля индивидуальных предпринимателей в общей численности физических лиц, состоящих на учете в Инспекции. В 2006 г. она года составляла 2,4 %, в 2007 г. − 1,6 %, в 2008 г. – 1,63 %. Уменьшение численности индивидуальных предпринимателей объясняется тем, что с 2007 г. индивидуальные предприниматели не прошедшие перерегистрацию перешли  в категорию физических лиц.

В отделе регистрации  и учета налогоплательщиков ведется  учет и контроль за сообщениями из учреждений об открытии, либо закрытии счетов налогоплательщиков. Эта информация предоставляется как кредитными учреждениями, так и самими налогоплательщиками в установленные сроки в соответствии с налоговым кодексом. Отдел также занимается работой реорганизации, либо ликвидации предприятий или организаций по заявлению юридического лица. Всю информацию отдел передает другим отделам, но в первую очередь отделу ввода.

Отдел информационных технологий ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска осуществляет электронную обработку данных, системного программного обеспечения, установку, монтаж и наладку аппаратных средств и частично линий связи; администрирует сетевые ресурсы системы электронной обработки данных; копируют на магнитные носители программы набивки отчетов и шаблонов форм налоговой отчетности для налогоплательщиков и т.д.

Отдел кадрового обеспечения  и безопасности, решающий кадровые вопросы; отдел финансового обеспечения, осуществляющий финансовое обеспечение, составление и ведение бухгалтерской, налоговой отчетности; отдел общего обеспечения, формирующий секретариат руководителей и обеспечивающий представительские мероприятия и делопроизводство; отдел налогового аудита, осуществляющий аудиторский контроль работы отделов инспекции являются самостоятельными подразделениями ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска и подконтрольны ее начальнику.

Отдел общего обеспечения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска ведет кадровые вопросы, взаимодействует со всеми отраслевыми отделами по поводу осуществления контроля за исполнением тех или иных поручений, которые идут внутренними приказами по инспекции, приказами или решениями коллегии областного управления либо министерские приказы.

Отдел общего обеспечения  координирует работу всех отделов в  инспекции. В данном отделе осуществляется ведение делопроизводства и архивного дела. Главная задача отдела общего обеспечения – доставлять всю входящую корреспонденцию, которая проходит через руководителя и зам руководителя инспекции до исполнителей, в соответствии с резолюциями руководителей, а также работа с исходящей корреспонденцией – это вся информация, которую сообщает тот или иной отдел налогоплательщику.

Таким образом, организационная структура ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска, включающая начальника, трех его заместителей, которым подчинены десять отделов, четыре самостоятельных подразделения,  относится к линейно-функциональному типу, она включает в себя линейные и функциональные блоки соподчинения подразделений. В результате такой комбинации достигается соединение всех достоинств функциональной и линейных структур управления инспекцией, а также определенное преодоление их недостатков. Использование свойств линейной структуры управления позволяет освободить начальника инспекции и его заместителей от решения вопросов ведения текущей деятельности, вмешательства в дела непосредственно отделов инспекции. В то же время функциональные подразделения линейных звеньев обеспечивают более качественную работу с налогоплательщиками. На основании исследования организационного построения инспекции можно сделать вывод, что структура инспекции выстроена рационально. За каждым подразделением четко закреплены определенные функции, в связи с чем не происходит их дублирование различными отделами.

 

2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля

сотрудниками ИФНС Октябрьского района г. Саранска

 

Контрольную работу в ФНС России по Октябрьскому району г. Саранска осуществляют такие отделы, как: отдел выездных проверок; отдел камеральных проверок; отдел по работе с налогоплательщиками, их регистрации учета; отдел учета и урегулирования задолженности.  

В рамках налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов налогоплательщиками Октябрьского района г. Саранска инспекция осуществляет выездные и камеральные налоговые проверки.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у Инспекции.

Камеральная налоговая  проверка проводится уполномоченными  должностными лицами Отдела камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя Инспекции в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Проведение камерального анализа сотрудниками одела камеральных проверок включает в себя:

1. Анализ своевременности  представления плательщиками налоговых деклараций, а также своевременности уплаты налогов.

2. Проверку логической  связи между отдельными отчетными  и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы.

3. Проверку сопоставимости  отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода.

4. Увязку показателей  бухгалтерской отчетности и налоговых  деклараций.

5. Оценку бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций  с точки зрения их соответствия  имеющимся в налоговом органе  данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

6.  Анализ правомерности  использования налоговых льгот.

7. Анализ состояния  бухгалтерского и налогового  учета в организации.

Количество камеральных  проверок, проведенных сотрудниками отдела камеральных проверок, снизилось в 2006-2008 гг. на 10112 ед. и составило в 2008 г. 2537 ед. (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Динамика камеральных проверок, проведенных ИФНС

Октябрьского  района г. Саранска в 2006-2008 гг., ед.

 

В 2008 г. камеральными налоговыми проверками было выявлено 1024 нарушений налогового законодательства – ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска, и полученным им в ходе налогового контроля (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Динамика камеральных проверок, проведенных ИФНС

Октябрьского  района г. Саранска, в ходе которых были выявлены нарушения

в 2006-2008 гг., ед.

 

В ходе осуществления  администрирования налогов инспекцией осуществляется взаимодействие с таможенными органами, МВД, Регистрационной  палатой, Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению муниципальным имуществом.

Так, совместно с таможенными  органами в 2008 г. было проведено 96 проверок, что составляет 117,1 % к количеству аналогичных проверок 2006 г.

Таблица 2.3 – Динамика камеральных проверок, проведенных ИФНС

Октябрьского  района г. Саранска совместно с таможенными органами

и выявивших нарушения в 2006-2008 гг., ед.

Содержание показателей

Год

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Количество проверок, проведенных совместно с таможенными органами

82

102

96

Выявлено нарушений  в ходе проверок с таможенными  органами

8

11

12


 

Как видим, количество нарушений, выявленных в ходе проверок выросло на 4 составило 12 ед.

О выявленных нарушениях сотрудники отдела камеральных проверок  сообщали налогоплательщикам с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика были установлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговые инспекторы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска составляли акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

На основе данных об итогах камеральной налоговой проверки и анализа налоговой отчетности Отделом камеральных проверок составляется заключение, которое подписывается начальником Отдела камеральных проверок и передается в Отдел выездных проверок. Так, за 2008 г. составлено и передано в отдел выездных налоговых проверок 69 заключений, это больше на 10 заключений, чем в 2007 г. и на 16, чем в 2006 г.

Выездные налоговые проверки проводятся силами двух-трех налоговых инспекторов Отдела выездных проверок. Это связано с необходимостью изучения в ходе проверки большого объема первичных документов и выполнения многих процедур по обеспечению доказательств выявленных нарушений. При групповой работе обеспечивается взаимное обучение сотрудников методике проверки тех или иных вопросов и обмен опытом между ними. Проверка группой сотрудников целесообразна и с точки зрения обеспечения их безопасности.

Работа ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ по проведению выездных налоговых проверок организуется на основе ежеквартально составляемых планов. План проведения выездных проверок налогоплательщиков утверждается начальником инспекции, или его заместителем и является составной частью плана контрольной работы инспекции.

План включает в себя следующие данные: наименование налогоплательщика; идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет; категорию выездной налоговой проверки; сведения об участии в предстоящей проверке представителей право-охранительных и других контролирующих органов; период деятельности плательщика, подлежащий проверке; фамилию, имя, отчество начальника отдела инспекции, ответственного за проведение проверки.

На первоначальном этапе  планирования выездных налоговых проверок на основе имеющейся в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ информации о налогоплательщиках создается массив данных. Эти данные проходят предварительную обработку, систематизацию, сортировку с целью приведения их в форму, наиболее удобную для выбора объектов проверок.

Результатом работы по сбору  и обработке информации о налогоплательщиках является формирование базы данных ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ, содержащей информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в инспекции.

Вторым этапом планирования выездных налоговых проверок является анализ результатов камеральной проверки и налоговой отчетности налогоплательщиков.

Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по результатам камерального анализа бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций зависят от особенностей исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В тоже время, имеющиеся в инспекции данные анализируются комплексно, по всем налогам. Практика работы ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ показывает, что такой подход существенно повышает вероятность обнаружения налоговых правонарушений.

Комплексный анализ основных финансовых показателей деятельности организаций в отраслевом и территориальном разрезах осуществляется ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска РМ периодически, с учетом уровня его технической оснащенности.

Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России