История становления и развития налоговых органов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование истории становления и развития налоговых органов в России и определение перспектив их развития.
В соответствии с целью перед нами были поставлены и решены следующие задачи:
 выявить предпосылки становления налоговых органов;
 проследить историю развития налоговых органов в централизованном российском государстве;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговых органов
в России 7
1.1 Предпосылки становления налоговых органов 7
1.2 История развития налоговых органов в централизованном
российском государстве 10
1.3 Советский период развития налоговых органов 15
2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов РФ и РМ
на современном этапе 19
2.1 Оценка деятельности налоговых органов России 19
2.2 Исследование организационного построения территориальной налого-вой
инспекции (на примере ИФНС Октябрьского района г. Саранска) 25
2.3 Анализ организации и проведения налогового контроля сотрудниками
ИФНС Октябрьского района г. Саранска 35
3 Пути совершенствования налоговых органов в РФ и РМ 44
3.1 Совершенствование организации деятельности налоговых проверок
в РФ 44
3.2 Пути повышения эффективности деятельности налоговых органов в РМ 48
3.3 Возможности использования зарубежного опыта организации
деятельности налоговых органов в отечественной практике 51
Заключение 56
Список использованных источников 61

Вложенные файлы: 1 файл

Ку.р._Становление и развитие налоговых органов РФ_окт 2009.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

Формирование налогового аппарата, почти разрушенного за годы Гражданской войны, началось с января-февраля 1922 г. Руководящие функции были сосредоточены в Наркомфине, который наряду с другими обязанностями в сфере финансов, занимался «разработкой законопроектов по установлению и проведению системы общегосударственных налогов; выработкой общих мероприятий по регулированию местных налогов; учетом государственных капиталов, вложенных в государственные и смешанные промышленные, торговые и кредитные предприятия (тресты, акционерные общества и т.п.), учетом государственных имуществ и получением доходов с них; надзором за публичной отчетностью предприятий, обязанных к таковой, и участием в разработке и рассмотрении финансовых планов государственных предприятий и учреждений». В составе НКФ действовало Управление государственными налогами.

К работе были привлечены прежние  работники Министерства финансов: бывшие податные инспекторы, работники акцизной службы, низшие агенты. К лету в центральном аппарате работали 140 человек, что было менее половины намеченного штата.

Особенно остро ощущалась нехватка кадров на местах. 22 сентября   1921 г. СН К вынужден был издать постановление «О возвращении к работе по своей специальности работников налогового дела». Наркомтруд должен был «производить изъятие налоговых работников», работающих не по специальности, и направлять их в распоряжение Наркомфина. Им предоставлялись продовольственные пайки по категории рабочего снабжения. На местах привлекались на службу бывшие податные инспекторы, но их штат был в первое время недоукомплектован на 20-25 %. Низших агентов по прямому обложению на местах набиралось едва ли 20 % [32, С. 236].

С этого времени началась работа по созданию аппарата сборщиков налогов за счет, главным образом, служащих Наркомпрода, имевших опыт сбора продналога. Ставились весьма трудно решаемые задачи – «орабочить» налоговый аппарат и «бросить на финансово-налоговый фронт массу коммунистов (число их должно быть не менее 10 % всего наличного податного и акцизного состава)». В инспекции по косвенным налогам работали всего 0,3 % коммунистов, по прямым налогам – 6,4 % [32, С. 236].

Условия работы налоговых  служащих были крайне тяжелыми. Однако некоторые налоговые работники находили выход в злоупотреблении своим служебным положением и брали взятки. В декабре 1922 г. Наркомюст по инициативе НКФ разослал в местные прокуратуры циркуляр об усилении борьбы со взятками налоговых работников. Одновременно Коллегия НКФ учредила комиссию по борьбе со взяточничеством под председательством М. О. Альского. Аналогичные комиссии создавались и на местах. В журнале «Вестник финансов» публиковались фамилии финансово-налоговых работников, уличенных во взятках [32, С. 237].

Для подготовки квалифицированных  финансовых работников при НКФ весной 1922 г. были образованы 6-месячные курсы. На курсах в течение первых трех месяцев преподавались общие предметы, а затем шла специализация.

В журнал НКФ «Вестник финансов» (с 1922 г. выходил еженедельно, а с 1924 г. – раз в месяц) публиковались теоретические статьи, в том числе дискуссионные. Проводился обмен мнениями по практическому осуществлению налоговой политики, чему способствовала публикация отчетов с мест. Немало было критических материалов, особенно по положению с местными налогами. Постоянная рубрика освещала деятельность Института экономических исследований при НКФ. Почти в каждом номере публиковались статьи о финансовом положении и налоговых системах в других странах. Большой интерес представляли обзоры публикаций по налоговым вопросам в периодической печати, а также библиографические обзоры вышедших книг по налогам. Все это способствовало скорейшему преодолению недостатков налоговой системы, совершенствованию работы налоговых органов на местах, повышению, профессионализма работников налоговой сферы [32, С. 239].

Итак, реорганизация старого налогового аппарата в 1918-1919 гг. привела к созданию губернских и уездных финотделов (ГФО и УФО); Отдела прямых налогов и пошлин; Центрального налогового управления; Наркомфина; Института экономических исследований. В первый период НЭПа завершился в основном процесс восстановления и укрепления налогового аппарата; НКФ принимал меры для повышения квалификации налоговых работников, осуществлял оперативное руководство местными органами. Система налоговых органов созданная в первые годы советской власти сохранилась до распада СССР.

 

2  Анализ и оценка  деятельности налоговых органов  РФ и РМ 

на современном  этапе

 

2.1  Оценка  деятельности налоговых органов России

 

Налоговые органы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.

Отметим, что ФНС действует  с марта 2004 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС), а функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации [15, С. 39].

Система налоговых органов  в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

Второе звено включает в себя управления ФНС по республикам  в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.

К третьему уровню относят  государственные налоговые инспекции (ГНИ) городов областного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского подчинения. Третье звено является главным, обеспечивающим практический сбор налогов.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба – ФНС России (рисунок 2.1).

 










 

 

Рисунок 2.1 – Схема трехуровневой системы управления налоговыми органами

России

 

Законом РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» дано следующее определение налоговым органам: налоговые органы Российской Федерации – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов [5].

Из определения следует, что главными задачами налоговых  органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.

Поставленные перед  налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Законодательством предусмотрено, что практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны оказывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 30 сентября 2004 г.№ 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями.

Основные задачи ФНС [10]:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей;
  • осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
  • контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.

Федеральная налоговая  служба в качестве уполномоченного  органа исполнительной власти осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве ИП посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, регистрации физических лиц и прекращении ими деятельности в качестве ИП; ведения ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль соблюдения законодательства в области государственной регистрации юридических лиц.

Федеральная налоговая  служба – единый методический, методологический и координационный центр, осуществляющий руководство нижестоящими территориальными органами.

Полномочия ФНС распространяются на контроль и надзор за [10]:

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах,
  • представлением деклараций о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, фактическими объемами производства и реализации данной продукции, выделением и использованием квот на закупку этилового спирта,
  • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами,
  • полнотой учета выручки денежных средств у организаций и ИП,
  • проведением лотерей.

ФНС реализует различные функции:

  • осуществляет  государственную  регистрацию  налогоплательщиков и установку контрольных спиртоизмеряющих приборов  на  предприятиях по  производству этилового спирта;
  • регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику;
  • ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; государственные сводные реестры лицензий на производство, хранение, реализацию этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачной продукции; реестры разрешений на учреждений акцизных складов; единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр ИП, единый государственный реестр налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; законодательстве налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов;
  • осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;
  • принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, пеней;
  • устанавливает форму налогового уведомления, требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;  форму решения о проведении ВНП; форму и требования к составлению акта ВНП;   форму представления налоговыми агентами информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов; ряд других форм, связанных с уплатой отдельных видов налогов;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и другие документы и направляет их для утверждения в Минфин России;
  • представляет в соответствии с законодательством о несостоятельности интересы РФ по обязательным платежам;
  • осуществляет проверку деятельности юридических, физических лиц в установленной сфере.

Федеральная налоговая  служба осуществляет контроль территориальных подразделений и подведомственных организаций, международное сотрудничество по вопросам налогообложения.

Управления ФНС по субъектам выполняют аналогичные  функции по отношению к низовым звеньям, контролируют соблюдение законодательства на территории субъектов, организуют и контролируют работу нижестоящих налоговых органов. Каждое Управление может иметь свои задачи и функции, обусловленные особенностями данного региона.

Общая структура налоговых органов включает в себя звенья, действующие на межрегиональном и межрайонном уровнях. Это обусловливается спецификой экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, например, крупнейших предприятий. Их деятельность выходит за рамки территорий, контролируемых той или иной налоговой инспекцией, что вызывает необходимость осуществления комплекса мер на межрегиональном и межрайонном уровнях. К указанным звеньям относятся [40, С. 16]:

  • 7 межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам;
  • ряд  межрегиональных налоговых инспекций (МРНИ), создаваемых по отраслевому признаку – в определенных сферах, наиболее подверженных уклонению от уплаты налогов (межрегиональная инспекция по контролю в сферах алкогольной и табачной продукции, нефтяного бизнеса и др.), в настоящее время их 8;
  • межрайонные налоговые инспекции двух типов:

1)  контролирующие  территорию нескольких административных районов (в целях экономии бюджетных средств, повышения эффективности контроля вследствие углубления разделения труда);

2) контролирующие определенные  категории налогоплательщиков.

На налоговые инспекции  субъектов РФ возлагаются задачи:

  • организации работы нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • обобщения и анализа отчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе;
  • подготовки методических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля;
  • введения в налоговую практику передового опыта;
  • проведения мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.

Налоговые инспекции ФНС России по районам и городам, занимающие третий уровень системы, выполняют основную роль и нагрузку по контролю за исполнением налогового законодательства. Они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность исчисления ими налогов и сборов поступление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, контроль за своевременностью пре доставления бухгалтерских отчетов и деклараций, составление аналитических отчетов и др.

Информация о работе История становления и развития налоговых органов в России