Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Любое государства в своих целях использует различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Система налогообложения имеет следующие цели:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России………………………………………………………7
1.2 История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России……………………………………...11
2 Современная налоговая структура РФ……………………………………….19
2.1 Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в настоящее время………………………………………………………19
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития…………………………………………………………..22
3 Перспективы совершенствования налоговой системы в России на основе исторического опыта……………………………………………………………27
3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны ………27
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России…………………….34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.11 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев влияние налоговой  системы на экономическое развитие страны, считаю необходимым перейти  к перспективам совершенствования  налоговой системы.

3.2 Перспективы развития налоговой системы в России

В конце апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован  проект Основных направлений налоговой  политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Если говорить о будущем  состоянии налоговой системы  в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной  системы Российской Федерации с  сохранением на прежнем уровне налоговой  нагрузки по секторам экономики.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различное  влияние на поведение экономических  субъектов, создавать различные  стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является ее диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

С учетом необходимости обеспечения  бюджетной сбалансированности следует  предпринимать усилия, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Достижению вышеуказанных  целей будет способствовать налоговый  маневр, который заключается в  снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также  в переходе к новой системе  налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям [22]:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Начатый в последние годы процесс интенсификации информационного  взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками будет  продолжен в разрезе дальнейшего  развития доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных  Интернет-сервисов "Создай свой бизнес", представляющий собой пошаговую  инструкцию по созданию и ведению  бизнеса с точки зрения налогообложения, а также "Личный кабинет налогоплательщика  для юридического лица" как продолжение  действующего в настоящее время сервиса ""Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы Российской Федерации, планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям (Приложение Б):

  1. Налогообложение природных ресурсов.
  2. Акцизное налогообложение.
  3. Введение налога на недвижимость.
  4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
  5. Совершенствование налога на прибыль организаций.
  6. Совершенствование налогового администрирования.
  7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
  8. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Рассмотрим наиболее значимые изменения в этой группе мер.

Прежде всего необходимо сказать, что в сфере налогообложения природных ресурсов готовится внедрение новых механизмов налогообложения добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты с экономической точки зрения и применяемой в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли - это установление ставок НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых превышает 50 процентов.

Традиционное повышение  ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции на 25 процентов  от установленной ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы - в  пределах 20 процентов от ставок 2014 года. Незначительно будут повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые  на основе пива, - в пределах 11 процентов  от ставок 2014 года, на моторное топливо  и прочие подакцизные товары в  пределах 10 процентов по отношению  к ставкам 2014 года.

Планируемое завершение оценки капитального строительства в 2012 году Минэкономразвития будет являться завершающим этапом по введению налога на недвижимость, к числу плательщиков которого первоначально предполагается отнести только физических лиц, имеющих в собственности недвижимое имущество, земельные участки или обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на землю. В законопроекте о введении налога на недвижимость предусматривается система налоговых льгот в виде стандартных и социальных вычетов в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.

Достаточно активно обсуждаемый  в последнее время вопрос о  введении налога на роскошь или о  налогообложении престижного потребления  также нашел отражение в Основных направлениях налоговой политики. Налогообложение  престижного потребления предусматривается  в рамках планируемого к введению налога на недвижимость и действующего транспортного налога. По налогу на недвижимость предполагается установить максимальную ставку для всех объектов недвижимости в собственности одного физического лица, если кадастровая стоимость всех данных объектов превышает 300 млн. руб. По транспортному налогу ожидается введение минимальной ставки без возможности ее снижения регионами для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 рублей за 1 л. с., а также увеличение базовых ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Повышенные ставки будут иметь действие к перечисленным выше транспортным средствам 2000 года выпуска и позже, и если они не используются исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации налоговых льгот  в целом и по региональным и  местным налогам, в частности.

Совершенствование налогообложения  прибыли будет идти по трем направлениям. Первые два направления связаны  с необходимостью уточнения отдельных  положений законодательства, ввиду  достаточно широкого распространения  среди налогоплательщиков "хороших" условий налогообложения и, как  следствие, ведущих к бюджетным  потерям. Первое направление связано с уточнением доходов, получение которых не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль организаций (касается доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) обществ (товариществ) в целях увеличения чистых активов, а второе - с уточнением порядка признания отдельных видов расходов, в частности, при применении специального коэффициента 2 к основной норме амортизации вотношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Если говорить о третьем направлении, то оно связано с появлением в будущем в налоговом законодательстве по налогу на прибыль возможности заключать соглашения о распределении расходов между участниками группы взаимозависимых компаний.

И заключительный блок изменений  в данной группе мер, безусловно, связан с совершенствованием налогового администрирования. Основная задача предлагаемых здесь  изменений - снижение уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению  большего числа налогоплательщиков. Среди обозначенных мер можно выделить изменения, которые будут направлены на усиление информационного взаимодействия между налоговыми органами и банками, контроля за налогоплательщиками, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством участия "фирм-однодневок", а также на постепенный переход представления всех первичных документов в налоговые органы в электронном виде.

 

 

 

 

 

Заключение

В России можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения.

I этап (IX – XVII вв.) характеризуется  введением прямого налога или  дани, собираемой с населения.  Со второй половины XVII в. налоги  и сборы стали взиматься в  денежной форме.

II этап включает в себя налоговые  реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от подворного налога к подушной подати, которая представляла собой вид прямого личного налога, взимаемого с «души» в размерах, независимых от величины имущества и дохода. С конца XVIII в.  подушный налог становится главным доходом государства, на него приходилось свыше 50% всех доходов.

III этап – налоговые реформы  XIX – начала XX вв. при Александре I (1777 – 1825) вносятся крупные изменения  в части таких налогов, как  оброчные сборы, пошлины с наследств,  горная подать, гербовый сбор, введены  новые сборы (процентный сбор  с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации  сбора налогов.

IV этап – налоговые реформы  СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается  Народный комиссариат финансов, в обязанность которого входит  контроль за поступлением и  взиманием налогов. Одними из первых вводятся  прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от  личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строительства и оборону страны, который устанавливается для богатой части городского населения и зажиточных крестьян.. существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отечественной войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.

V этап – налоговые реформы Российской Федерации (1990 – начало XXI в). в этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В это же время формируется Государственная налоговая служба (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году – вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.

Налоговая система является одним  из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития.

Исходя из этого, в России налоговая  система выполняет следующие  функции: фискальную, социальную, регулирующую, контрольную и перераспределительную.

Налогообложение строится на своих  собственных основных началах, т.е. принципах. К экономическим принципам можно отнести:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых  государством платежей и доходов  налогоплательщиков (плательщиков  сборов);

3) принцип определенности и удобности  налогообложения, который включает  в себя учет государством интересов  налогоплательщиков;

4) принцип экономичности,  т.е. сокращения издержек налогообложения.

К наиболее важным элементам налога можно отнести субъект и объект налогообложения, единицу налогообложения, налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи данных элементов устанавливается  налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

В ходе проведенной работы было выявлено следующее отрицательное  влияние налоговой системы на экономическое развитие страны:

    • растет удельный вес добывающих отраслей с сокращением отраслей, производящих товары народного потребления;
    • ориентированность налоговой системы на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. С самого начала построения новой налоговой системы был взят неверный фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – предприятий. Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности;
  • налоговые платежи возрастают по мере роста цен;
  • нет механизма налогообложения, призванного обеспечивать оптимальное соотношение всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе пропорций, отражающих специфику каждого этапа развития экономики. К сожалению, действующая налоговая система совершенно не реализует эту функцию, а, наоборот, стимулирует свертывание производства, консервацию технической отсталости, поощряет расточительство;
  • налоговая система не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Информация о работе Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе