Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Любое государства в своих целях использует различные налоговые инструменты и налоги, формируя бюджеты различных уровней. Система налогообложения имеет следующие цели:
1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;
2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;
3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1 Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России………………………………………………………7
1.2 История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России……………………………………...11
2 Современная налоговая структура РФ……………………………………….19
2.1 Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в настоящее время………………………………………………………19
2.2 Принципы построения, функции и элементы налоговой системы РФ на данном этапе развития…………………………………………………………..22
3 Перспективы совершенствования налоговой системы в России на основе исторического опыта……………………………………………………………27
3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны ………27
3.2 Перспективы развития налоговой системы в России…………………….34
Заключение …………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.11 Кб (Скачать файл)

Перейдем к изучению следующей  главы, посвященной выявлению влияния  налоговой системы на экономическое  развитие страны и перспективам совершенствования  налоговой системы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы совершенствования  налоговой системы в России

3.1 Влияние налоговой системы на экономическое развитие страны

Экономика России находится  на чрезвычайно ответственном этапе  становления рыночных отношений, эффективность  которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного  рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном  регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический  отбор наиболее эффективных предприятий  с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно  удовлетворяющими рыночные потребности. Рыночная экономика Запада - это  экономика зрелого товарного  производства, ориентированная на удовлетворение социально-экономических нужд общества. Такая ориентация осуществляется государством с использованием целой системы  приемов косвенного воздействия  на экономику (через систему налогов, банковский процент, государственный  протекционизм в ценовой и  инвестиционной политике и др.).

Структура экономики продолжает утяжеляться - растет удельный вес добывающих отраслей с сокращением отраслей, производящих товары народного потребления. В таких случаях должны использоваться адекватные методы управления производством, наиболее полно учитывающие специфику  российской действительности. Это относится прежде всего к налоговой системе, которая выступает одним из основных элементов государственной экономической политики. Через налоговую политику реализуются основные пропорции экономического развития. Их формирование выступает одной из основных функций государства в условиях рынка. Опыт США, Японии, Германии и других стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения новой налоговой системы был  взят неверный фискальный ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный  характер. При обследовании промышленных предприятий выяснилось, что они направляют на капитальные вложения в среднем всего лишь 10-15% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 25%. И это происходит, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет не менее 70%. В результате неразумной налоговой политики, неправильного распределения накоплений предприятий уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции в производство на его перевооружение. Но эту задачу современная российская экономика решить не сможет, поскольку она совершенно лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, контрольной и распределительной [6]. 

Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговую  систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономики  переходного периода, через который  прошли такие страны, как Япония и Республика Корея. Она была характерна и для США в период преодоления "великой депрессии". Эта политика активно применяется в Китае. И только в России налоговая система  не имеет достаточной связи с  реальными условиями функционирования экономики. Она аккумулировала в  себя принципы двух налоговых систем, наиболее характерных для мировой  практики - европейскую и американскую. Если в американской системе преобладает  подоходный принцип налогообложения, то в европейской - обложение оборота  в форме налога на добавленную  стоимость. Жесткость российской налоговой системы явилась следствием восприятия этого качества от обеих указанных систем, поскольку основной целью российской налоговой политики была определена, прежде всего, ликвидация дефицитности бюджета.

Основной недостаток налоговой  системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов  предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой  взаимосвязи привела к тому, что  налоговая система развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами по себе.

В стимулировании сдерживания  роста цен налоговая система играет весьма существенную роль, но такие ее возможности, как налоговые льготы предприятиям, снижающим себестоимость продукции и получающим прибыль за счет этого источника, не используются, хотя и применяются в мировой практике. Одной из важных составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику, и прежде всего на формирование полноценных субъектов рынка и всей рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды как механизма реализации наиболее экономичных хозяйственных решений. Пока же во всех отраслях наблюдается рост числа убыточных предприятий [16].

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело  зависит от массы производимой продукции. В связи с этим целесообразно  рассмотреть некоторые общие  для всех стран принципы развития налоговой системы, которые не учитываются  в российской практике. В западных странах, например, активно реализуется  принцип эластичности поступления  налоговых платежей в зависимости  от уровня налоговых ставок. Анализ такой зависимости позволяет  сделать вывод о том, что после  снижения налоговых ставок до определенного  уровня начинается эластичная зависимость между ростом массы налоговых поступлений и размерами снижения ставок налогообложения.

Налоговая политика России строится пока что исходя из совершенно другого принципа - "чем больше налоговая ставка, тем лучше для  государства и построения рыночной экономики". В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение  инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия  в развитие производства [8].

Мировой практикой также  доказано, что налоговая система, выступая наиболее активным регулятором  экономики в руках государства, должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, госслужащих, учащихся, пансионеров  и других, которые имеют большие  различия в получаемых доходах. Такая  социальная функция имеет большое  значение для обеспечения социального  равновесия в обществе. Известно, что  в ведущих промышленно развитых странах соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой  же численности с наименьшими  доходами колеблется в пределах 1:5-1:10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-1:25. Это значительно усиливает  социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в  налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет  в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком [7]. 

Налоговая система должна отражать интересы как предпринимателей, так и государства. Тем более, что с точки зрения перспективного рассмотрения эти интересы в основном совпадают - это экономический рост, обеспечение конкурентоспособности производства, ориентация на его инновационное содержание, обеспечивающее сокращение издержек производства и обращения товаров и т.д. Среди сочетания этих интересов особое место занимают инвестиции, связанные с формированием материально-технической базы производства на более прогрессивных технологических основах. Но в результате высокого налогового изъятия доходов предприятия не в состоянии обеспечивать не только количественный рост производственной базы, но и ее качественные изменения. Процесс "проедания" основного капитала нарастает. Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития предприятий через получаемую прибыль.

Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы  изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес  к предпринимательской деятельности. В частности, эмпирическим путем  было доказано, что средний уровень  изъятия доходов предприятия  не должен превышать 35-36% (кривая Лаффера). Если среднее изъятие доходов предприятий через налоги превышает эту величину, то возникает стагнация производства, а затем и его спад, нарушается расширенный воспроизводственный цикл, становится невозможной инновационная деятельность, которая требует существенных капитальных затрат за счет накоплений предприятий. Высокие налоговые ставки, конфискационный характер налогообложения не содействуют столь необходимому России развитию производства. При определенном уровне налоговых ставок продолжается рост производства. Но при достижении критического уровня изъятия доходов предприятия рост производства прекращается и начинается его спад (регрессивное развитие).

Формирование налоговой  системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Механизм налогообложения призван  обеспечивать оптимальное соотношение  всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе  пропорций, отражающих специфику каждого  этапа развития экономики. При этом должно предусматриваться налоговое  воздействие государства на распределение  капиталов между различными сферами  и видами деятельности и выражаться, прежде всего, в создании оптимальной структуры экономики, соответствующей потребностям рыночного спроса. К сожалению, действующая налоговая система совершенно не реализует эту функцию, а, наоборот, стимулирует свертывание производства, консервацию технической отсталости, поощряет расточительство [6].

Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует  в условиях монопольного ценообразования. Это обуславливает ее инфляционный характер, поскольку она стимулирует  повышение цен. И такое явление  вполне закономерно - ведь производители  товаров стремятся переложить все  бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов  приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что  производитель товара имеет возможность  диктовать цену потребителю и  увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для  собственного использования. Если в  развитых странах Запада доля косвенных  налогов в налогообложении падает, то в России возрастает. Это указывает  на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые  поступления "любой ценой". А  цена такой налоговой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен  на потребительские товары. 

Далее, налоговая система  должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную  стоимость является не только прибыль  и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и  амортизационные отчисления. Кроме  того, в базу этого налога включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к  созданной (добавленной) стоимости  не имеют. Необоснованно и то, что  одним налогом (налогом на добавленную  стоимость) облагается другой налоговый  платеж - акциз. Если выпустить "налоговый  воздух" из цены, то ее размер сократился бы не менее чем в 3-5 раз. Это особенно относится к тем товарам, которые облагаются акцизом [2].

Наша налоговая система  построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций  обоснованности налогообложения. Создается  иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все  это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс увеличения налоговой  массы, но в тоже время увеличивается  дефицитность бюджета, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени  влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирование в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста  производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне. Во всех странах с развитой рыночной экономикой эта пропорция контролируется государством различными методами.

Опережающий рост производительности труда по сравнению с фондом потребления  выступает главной предпосылкой стабильного развития экономики, ее безынфляционного характера, устранения дефицитности бюджета. Актуальность регулирования этого соотношения в современных отнюдь не уменьшилась, а, напротив, многократно возросла. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложение прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределение на большую численность работников, т.е. фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности. Кроме того, высокая ставка налогообложения прибыли и стремление предприятий уйти от налогов вынуждают их искусственно раздувать себестоимость продукции, ориентируясь на бесприбыльную работу. Особенно это относится к малым предприятиям, которые наиболее чувствительны к чрезмерному налоговому давлению [9].

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требования, налоговая система России должна быть принципиально реформирована.

Информация о работе Исторический опыт развития налоговой системы России и его значение на современном этапе