Добавленная стоимость и налог на нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

В России одно из первых мест среди поступлений в доходную часть государственного бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ финансы.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

В целях налогообложения НДС в налоговую базу включаются:

- авансовые  платежи в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения  работ и оказания услуг за  исключением авансов, полученных  в счет предстоящих экспортных  товаров, длительность изготовления  которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602;

- суммы финансовой  помощи или иные доходы, связанные  с оплатой за реализованные  товары (работы, услуги), средства, полученные  на пополнение фондов специального назначения;

- проценты по  полученным в счет оплаты за  реализованные товары (работы, услуги) векселям и облигациям, дисконт  по товарному кредиту в части,  превышающей ставку рефинансирования  Центрального банка РФ;

- суммы страховых  выплат по договорам страхования риска, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

При определении  налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

По большинству  операций момент определения налоговой  базы зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики. Для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки, налоговая база определяется по мере отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав). Если в целях налогообложения принята учетная политика по оплате, то налоговая база определяется по мере поступления денежных средств в кассу или на банковские счета налогоплательщика. При этом под оплатой товаров понимается прекращение встречного обязательства товароприобретателя перед налогоплательщиком. В случае неисполнения покупателем требования выполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), моментом определения налоговой базы следует считать наиболее раннюю из следующих дат: 1) день истечения срока исковой давности; 2) день списания дебиторской задолженности.

При применении налогоплательщиком различных налоговых ставок налоговая  база устанавливается раздельно  по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налоговая база рассчитывается суммарно по всем видам операций.

Налогооблагаемая  база

      Элементами налогооблагаемой  базы признаются:

объект налога, т.е. обороты  по реализации товаров, работ и услуг;

будущий объект налога (авансы полученные);

иные средства, если их получение  связано с расчетами по оплате товаров(сумма штрафов, пени, неустоек по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятий)     

     Налогооблагаемая база определяется исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ

 

2.3  Ставки НД.  Налоговые вычеты. Порядок и срок уплаты НДС.

Ставки НДС

Применяются три ставки – 0%, 10%, 18 %

а)  0 % – для  товаров (работ, услуг), связанных с таможенным режимом экспорта, для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенных деклараций налогоплательщик с 2009 года может представить их реестры (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).; на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, перевозка пассажиров и др

б) По налоговой ставке в размере 10 процентов налогообложение производится при реализации отдельных социально-значимых продовольственных товаров, а также товаров для детей. Перечень этих товаров до 2000 г. устанавливался Правительством, начиная с 2000 г. он установлен Налоговым кодексом. В соответствии с Налоговым кодексом по указанной ставке 10 процентов облагаются следующие продовольственные товары: скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты, за исключением деликатесов, молоко и молокопродукты (включая мороженое), яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба живая, за исключением ценных пород, море- и рыбопродукты, продукты детского и диабетического питания, а также овощи.

По указанной  ставке в размере 10 процентов облагается НДС реализация детской одежды, обуви, детских кроватей и матрацев, колясок, школьных тетрадей и других школьно-письменных принадлежностей, а также игрушек.

По ставке 10 процентов облагается также реализация зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки.

Начиная с 2002 г. налоговая ставка в размере 10 процентов  применяется при реализации учебной  и научной книжной продукции  и периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

Кроме того, по ставке 10 процентов с 2002 г. облагается реализация как отечественных, так  и иностранных лекарственных  средств и изделий медицинского назначения.

     в) По остальным товарам (работам, услугам), в том  числе выполненным строительно-монтажным работам ставка 18%. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 . В последнее время (2005—2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России

Налоговые вычеты (суммы, понижающие общую сумму НДС) применяются в случае уплаты их поставщиком. Налоговым вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет при приобретении основных средств, нематериальных активов,  по работам и услугам производственного характера, с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Также вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

По итогам за налоговый период может сложиться  ситуация, когда сумма налоговых  вычетов превысит сумму налога, подлежащего  уплате в бюджет.

Возмещение  из бюджета производится только в  том случае, если сам налог исчислялся по операциям, связанным с реализацией  товаров (работ, услуг) на территории РФ и с передачей товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Порядок возмещения НДС установлен законодательно. В  течение трех календарных месяцев  налоговые органы производят зачет  суммы, подлежащей возмещению, в счет оплаты текущих налоговых платежей, пени, недоимок и присужденных налоговых санкций в рамках одного бюджета, о чем в течение 10 дней после проведения зачета они информируют налогоплательщика. По истечении трех календарных месяцев сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате НДС и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. В свою очередь, орган федерального казначейства в течение двух недель со дня получения решения налогового органа должен осуществить возврат НДС. При нарушении сроков возврата налогоплательщику начисляются проценты, исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.  При частичном отказе в возмещении НДС инспекция с 2009 года обязана вынести два решения: одно - об отказе в возмещении части суммы, другое - о возмещении оставшейся суммы налога (п. 3 ст. 176 НК РФ).

 

Порядок и срок уплаты налога, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиком за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость НДС засчитывается целиком в федеральный бюджет.

Плательщики налога должны выделять сумму налога на добавленную  стоимость отдельной строкой  во всех расчетных документах. С 1 января 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению платежной и расчетной дисциплины" при совершении операций по реализации товаров, работ и услуг все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета - фактуры.

Счета - фактуры представляют собой важный формальный документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

Порядок учета  полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную  стоимость определен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо индивидуальным предпринимателем. Кроме того, подписать этот документ могут и другие лица, даже не состоящие в штате организации. Для этого необходимо издать соответствующий приказ по организации или выдать доверенность на право подписи от имени организации. В некоторых случаях суммы, указанные в счете - фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

При получении  предоплаты с 2009 года продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру, а покупатель вправе принять "входной" НДС по данному счету-фактуре к вычету (п. 3 ст. 168, п. 12 ст. 171 НК РФ).

      Налоговый период (в том числе для налоговых агентов) по НДС составляет один квартал. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС на территории Российской Федерации, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Норма распространяется на отношения по уплате НДС начиная с третьего квартала 2008 года.

При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый  орган по месту своего учета налоговую декларацию. Формы декларации и Инструкция по их заполнению утверждены Приказом МНС России от 27 ноября 2000 г. N БГ-3-03/407.

Порядок исчисления сумм НДС, подлежащих взносу в бюджет, конкретными налогоплательщиками  рассмотрим на условном примере (табл. 1) взаимосвязанных предприятий, поставляющих продукцию и покупающих ее у предприятия-смежника.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Пример  расчета налога на добавленную стоимость

Наименование 
предприятия

Стоимость закупленных   
для производственных   
целей сырья, материалов, 
топлива и т.д.,      
тыс. руб.       

Создан-

ная  на      
предприятии добавлен

ная 
стоимость,  
тыс. руб.

Стоимость реализованной     
продукции, тыс. руб.     

НДС,    
подлежащий 
взносу в  
бюджет,   
тыс. руб.

Без НДС   
(включается  
в затраты по 
производству 
и реализации 
продукции)

Сумма    
уплаченного 
НДС (ставка 
18%)   

Без НДС 

Выставлен 
в счете-  
фактуре  
НДС    
(ставка  
18%) 

Общая     
стоимость,  
выставляемая 
покупателю в 
счете-     
фактуре  

1    

2    

3    

4    

5  

6   

7    

8   

   

(ст. 2 х 18%)

 

(4 + 2)

(5 х 18%)

(5 + 6)

(6 - 3)

А

100

18

50

150

27

177

9

Б

150

27

100

250

45

295

18

В

250

45

150

400

72

472

27

Итого

500

90

300

800

144

944

54




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ НДС в  структуре доходов федерального бюджета

 

2.1 Анализ НДС в структуре доходов федерального бюджета.

Косвенные налоги наиболее стабильные доходные источники бюджета всех уровней, они препятствуют налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учете величины облагаемой базы. В России на косвенные налоги приходится наибольший удельный вес как по отношению к совокупным бюджетным доходам, уступая только доходам от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, доходы от реализации на экспорт урана и т.д.) так и по отношению к валовому внутреннему продукту.

В ныне действующей в  России налоговой системе НДС  занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального  дохода и является одним из главных  доходных источников федерального бюджета, Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля НДС составляет существенную часть консолидированного бюджета РФ по налогам и сборам. Показатели удельного веса НДС в общей сумме доходов бюджета РФ и соотношение НДС и косвенных налогов (налог на прибыль и акцизов) в доходах федерального бюджета представлены в таблице 2

Таблица 2

Удельный вес налогов  в доходах федерального бюджета  РФ, %

Виды налогов

1999

2002

2005

2008

Налог на прибыль

20,0

13,1

14,1

8,21

НДС

29,7

36,1

36,1

23

Акцизы 

6,3

2,4

3,4

1,73

Отклонение (+, -) от удельного веса НДС

       

Налога на прибыль

+9,7

+23,0

+22,0

+14,79

Акцизов

+23,4

+33,7

+32,7

+21,27


 

Как видно из приведенных  данных в таблице 1.2.1, в 1999г. удельный вес НДС в доходах федерального бюджета на 3,4 пункта был выше косвенных налогов (20,0 + 6,3 - 29,7), в 2005 г. - уже на 18,6 пункта (14,1 + 3,4 - 36,1), а в2008г – на 13.06 пунктов (23-8,21-1,73).

Информация о работе Добавленная стоимость и налог на нее