Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Содержание

1. Введение
2. Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
2.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки.
2.1.1 Оформление результатов проверки.
2.1.2 Срок проведения выездной налоговой проверки.
2.2 Приостановление проведения проверки.
2.3 Повторная выездная налоговая проверка.
2.4 Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки
2.5 Приемы и методы проверки учетной документации
2.6 Встречная налоговая проверка. Экспертиза.
3 Заключение
4 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

Повторная выездная налоговая  проверка налогоплательщика может  проводиться:

1) вышестоящим налоговым  органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее  проводившим проверку, на основании  решения его руководителя (заместителя  руководителя) - в случае представления  налогоплательщиком уточненной  налоговой декларации, в которой  указана сумма налога в размере,  меньшем ранее заявленного. В  рамках этой повторной выездной  налоговой проверки проверяется  период, за который представлена  уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной  выездной налоговой проверки выявлен  факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

2.4 Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки

В Налоговом кодексе предусмотрен целый ряд прав, которые предоставлены  налогоплательщику при проведении выездных проверок, а также при  принятии решений по их результатам. Информация об этих правах приведена  в таблице. (Таблица 1)

Если права налогоплательщика  нарушены. В этом случае на действия или бездействие должностных  лиц налогоплательщик может подать жалобу руководителю проверяющей инспекции  или в вышестоящий налоговый  орган, а также обратиться в арбитражный  суд (ст. 137 и 138 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать решение инспекции, вынесенное по итогам проверки. Но в судебном порядке  это возможно только после обжалования  решения в вышестоящем налоговом  органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Суд может  отменить решение налоговиков, если в ходе проведения проверки и при  рассмотрении ее результатов инспекция  допустила существенные процедурные  нарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Причем к  существенным НК РФ относит лишь нарушение  права налогоплательщика на участие  в рассмотрении материалов проверки и необеспечение ему права  на дачу объяснений.

Из-за нарушения каких прав арбитражные суды отменяют решения налоговиков. Назовем наиболее распространенные нарушения, явившиеся основанием для отмены:

акт проверки был направлен налогоплательщику  по почте, но он его не получил и  при этом не уклонялся от получения  акта лично — нарушено право на получение акта и право на подачу возражений (постановления ФАС Уральского от 24.01.11 № Ф09-10932/10-С2 и Московского  от 23.11.10 № КА‑А40/14436-10 округов);

решение по результатам проверки было принято до того, как истек срок, отведенный для представления возражений по акту проверки, — нарушено право  на подачу возражений (постановления  ФАС Московского от 29.12.10 № КА-А40/16633-10 и Восточно-Сибирского от 27.09.10 №  А78-7297/2009 округов);

  • при рассмотрении материалов проверки не были учтены возражения налогоплательщика на акт проверки — нарушено право на подачу возражений;
  • по итогам камеральной проверки инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не истребовала пояснений, однако в акте проверки отразила нарушения — нарушено право на дачу пояснений;
  • инспекция не приняла во внимание заявление налогоплательщика о переносе даты рассмотрения материалов проверки в связи с болезнью руководителя и отсутствием других работников — нарушено право на участие в рассмотрении материалов проверки;
  • инспекция продолжала проводить мероприятия налогового контроля после составления справки о проведенной проверке — нарушено право на соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля.

 Таблица 1

Право налогоплательщика

Норма НК РФ

Право ознакомиться с решением о проведении выездной проверки

Пункт 1 статьи 89 и пункт 1 статьи 91

Право отказать в проведении выездной проверки в помещениях или  на территории налогоплательщика. Тогда  проверка должна проводиться по месту  нахождения инспекции

Пункт 1 статьи 89

Право на присутствие при  проведении выездной проверки

Подпункт 8 пункта 1 статьи 21

Право на соблюдение срока  проведения выездной проверки*

Пункты 6 и 9 статьи 89

Право ознакомиться с решением налогового органа о продлении срока  выездной проверки

Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 6 статьи 89

Право ознакомиться с решениями  налогового органа о приостановлении  и возобновлении выездной проверки

Подпункт 9 пункта 1 статьи 21 и пункт 9 статьи 89

Право на получение от налоговиков  подлинников всех истребованных  документов на период приостановления  выездной проверки

Пункт 9 статьи 89

Право на соблюдение ограничения  по продолжительности проверяемого периода

Пункт 4 статьи 89

Право на соблюдение ограничений  на проведение повторных выездных налоговых  проверок

Абзац 1 пункта 5 и абзац 3 пункта 7 статьи 89

Право на соблюдение ограничений  по количеству выездных налоговых проверок в течение календарного года

Абзац 2 пункта 5 и абзац 4 пункта 7 статьи 89

Право на подачу уточненной налоговой декларации или расчета  во время выездной проверки

Статья 81 и пункты 4 и 10 статьи 89

Право на получение справки  о проведенной выездной проверке

Пункт 15 статьи 89


2.5 Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика.

Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика  определяются проверяющими исходя:

- из особенностей применяемой  системы бухгалтерского учета,  его состояния;

- сделанных в результате  предпроверочного анализа вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения у налогоплательщика налоговых правонарушений;

- объемов подлежащей проверке  документации.

В зависимости от степени  охвата проверкой учетной документации налогоплательщика может быть проведена  сплошная или выборочная проверка документов.

При сплошном методе проверяются  все первичные учетные доценты  налогоплательщика, относящиеся к  определенному разделу учета  и соответствующему налоговому периоду, а также отражение хозяйственных  операций, оформленных этими документами, в учетных регистрах.При выборочном методе проверяется определенная часть учетных документов налогоплательщика, отобранная проверяющими как с учетом степени значимости хозяйственных операций, оформленных этими документами, для формирования налоговой базы, так и посредством применения методов случайной выборки. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка документов по данному виду деятельности налогоплательщика проводится сплошным методом за весь проверяемый период.

По объему проверяемых  документов проверки делятся на:

Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений  об отсутствии нарушений);

Выборочные (когда проверяется  только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего  проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может  перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

2.6 Встречная налоговая проверка. Экспертиза.

Если при проведении выездных налоговых проверок инспекции понадобится  информация о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, она  может истребовать у них документы, относящиеся к деятельности проверяемой  компании (ст. 87 НК РФ). Собственно, это  и есть встречная проверка, предметом  которой являются взаимоотношения  налогоплательщика с контрагентом.

 
Руководители территориальных налоговых управлений должны в десятидневный срок организовать оперативное проведение встречных налоговых проверок в отношении компаний – поставщиков экспортеров При этом основанием для такой проверки является запрос налогового органа, проверяющего экспортера.

Обычно встречные проверки проводятся, если имеются основания  предполагать, что полученные по сделкам  с контрагентами товары не оприходованы, сокрыта выручка от их реализации, не отражены на счетах бухгалтерского учета результаты товарообменных и  иных безденежных операций, операций по уступке прав требования и т.д. Могут запросить документы и  у контрагентов, продукция которых  приобретена (или отгружена им) по документам, оформленным с исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими  подписями или печатями организаций, без договоров, заключенных в  письменной форме и с прочими  нарушениями.

Вероятность проведения встречных  проверок повышается, если:

  • контрагентом компании является крупнейший налогоплательщик;
  • организация ликвидируется;
  • у налоговой инспекции имеется поручение правоохранительного органа;
  • компания предъявила к вычету крупные суммы НДС.

В соответствии со ст. 95 НК РФ на договорной основе привлекают эксперта. В случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле назначается экспертиза.

Экспертиза назначается  постановлением должностного лица налогового органа, 
осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права. Проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в  письменной форме от своего имени. В  заключение эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными, или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

  1. Заключение

Любая проверка, а в особенности  налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как  для обеспечения деятельности проверяющих  необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической  службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает  определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности. Однако даже, если результаты проверки оказались «отрицательными» для  организации-налогоплательщика –  еще не все потеряно! Все действия должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде. При проведении налоговой  проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны  налогоплательщика при возникновении  налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику делать и оставлять  при себе копии этих документов.

Нарушение формы акта налоговой  проверки повлекло за собой отмену решений органов налоговых органов о взыскании санкций при чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте и приложения к нему.

Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так  и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения  по проведенной налоговой проверке и привлечении или не привлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушений законодательства.

 

4. Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая)

 2. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

3. Постановление Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 28.02.2001 г. № 5 «О  некоторых вопросах применения  части первой Налогового кодекса  Российской Федерации»

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения