Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Содержание

1. Введение
2. Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
2.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки.
2.1.1 Оформление результатов проверки.
2.1.2 Срок проведения выездной налоговой проверки.
2.2 Приостановление проведения проверки.
2.3 Повторная выездная налоговая проверка.
2.4 Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки
2.5 Приемы и методы проверки учетной документации
2.6 Встречная налоговая проверка. Экспертиза.
3 Заключение
4 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

Выемка документов и предметов  осуществляется на основании статьи 94 НК РФ. Она производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. При наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится выемка подлинников этих документов.

При этом при изъятии у  налогоплательщика остаются заверенные должностным лицом налогового органа копии. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц (их представителей), у которых она производится. Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с их точным указанием. Копия протокола выемки должна вручаться проверяемому лицу. Выемка предметов производится в таком же порядке, как и выемка документов, - на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа, в присутствии понятых, с составлением протокола и подробным описанием каждого предмета (наименование, количество, индивидуальные признаки). По возможности следует указывать стоимость предметов. Это особенно пригодится , если такие предметы будут впоследствии утеряны или повреждены. Необходимо обратить особое внимание на то, что изыматься могут только те предметы и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ). Инвентаризация имущества может осуществляться представителями налоговых органов при необходимости. Порядок ее проведения регулируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным совместным приказом Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39. Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 году налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за 1998-2000гг.) вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ (ст.87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий для проверки налогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года.

2.1.2 Оформление результатов проверки.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие  обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@, и вручить ее налогоплательщику  или его представителю. В случае уклонения от ее получения она  направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ). В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем).

Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В  случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установлены  Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально  подтвержденные факты налоговых  правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а  также выводы и предложения проверяющих  по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие  ответственность за данный вид налоговых  правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается  руководителю организации-налогоплательщика  либо представителем под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителем. Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно  собственноручно указать дату получения  акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная  на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления. Налогоплательщику  предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в  двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт  или возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить  к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд. В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Если акт вручается  в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление  возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет  праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней  недели срока. По истечении срока  на представление возражений в течение  не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие. Необходимо отметить, что налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.

2.1.2 Срок проведения выездной налоговой проверки.

Налоговой проверкой могут  быть охвачены только три календарных  года деятельности, непосредственно  предшествовавших году проведения проверки.

Длительность проведения выездной налоговой проверки - два  месяца; если у организации имеются  филиалы и представительства, срок проверки увеличивается до трех месяцев. Срок проверки включает в себя время  фактического пребывания проверяющих  на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении  документов и представлении им запрашиваемых  при проведении проверки документов. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения (см. Постановление ФАС МО от 25.11.2010 N КА-А40/14110-10). Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России Основаниями для этого могут являться:

- проведение проверок  налогоплательщика, отнесенного  к категории крупнейших;

- получение в ходе  проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо  из иных источников, свидетельствующей  о наличии у проверяемого нарушений  законодательства о налогах и  сборах и требующей дополнительной  проверки;

- наличие форс-мажорных  обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где  проводится проверка;

- проведение проверок  организаций, имеющих в своем  составе несколько обособленных  подразделений (4 и более подразделения  - до четырех месяцев; менее  4 - до четырех месяцев, если  доля уплачиваемых налогов, приходящаяся  на них, составляет не менее  50% от общей суммы налогов (аналогично  и по стоимости имущества); 10 и  более подразделений - до шести  месяцев);

 - непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода,  объем проверяемых и анализируемых  документов и др.).

 Для продления срока  проверки налоговики направляют  в вышестоящий налоговый орган  мотивированный запрос. Срок для проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Например, решение вынесено 14.02.2011, а фактически проверка началась 21.02.2011, следовательно, срок выездной проверки - с 15.02.2011 (Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ)). Закончиться выездная проверка должна будет (если она не продлялась и не приостанавливалась) не позднее 14.04.2011 (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Основаниями для продления  срока проверки до четырех и (или) шести месяцев могут быть следующие  обстоятельства:

1)проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;

2)получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства.

3)наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.)

4)проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

5)непредставление в срок  документов, необходимых для проведения  выездной налоговой проверки;

6)иные обстоятельства, например, длительность проверяемого периода, объемы проверяемых и анализируемых документов, количество налогов (сборов), по которым назначена проверка, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленность организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложность технологических процессов и т.п.

2.2 Приостановление проведения проверки.

Руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа имеет  право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):

- истребования документов (информации) в соответствии с  п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

- получения информации  от иностранных государственных  органов в рамках международных  договоров РФ;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

  Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.

2.3 Повторная выездная налоговая проверка.

Повторной выездной налоговой  проверкой  налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной  выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей  статьи, не действуют.

При проведении повторной  выездной налоговой проверки может  быть проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения