Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Содержание

1. Введение
2. Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
2.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки.
2.1.1 Оформление результатов проверки.
2.1.2 Срок проведения выездной налоговой проверки.
2.2 Приостановление проведения проверки.
2.3 Повторная выездная налоговая проверка.
2.4 Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки
2.5 Приемы и методы проверки учетной документации
2.6 Встречная налоговая проверка. Экспертиза.
3 Заключение
4 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра налогов и налогообложения

 

Контрольная работа

По дисциплине « Налоги и налогообложение»

На тему

«Выездные налоговые проверки: порядок  проведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2011г.

Содержание

1. Введение

2. Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи

2.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки.

2.1.1 Оформление результатов проверки.

2.1.2 Срок проведения выездной налоговой проверки.

2.2  Приостановление проведения проверки.

2.3 Повторная выездная налоговая проверка.

2.4 Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки

2.5 Приемы и методы проверки учетной документации

2.6 Встречная налоговая проверка. Экспертиза.

3 Заключение

4 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее  время они являются одной из самых  популярных и вместе с тем эффективных  мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными  налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности  лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в  том, что уклонение от налогообложения  будет обнаружено, приводит в странах  со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них  законодательством.

Однако эффективность  налогового контроля не означает его  целостности. Ведь чем большее число  налогоплательщиков проверяется, тем  более поверхностны такие проверки.

Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых  органов Российской Федерации в  настоящее время определено усиление роли и значимости налоговых проверок. Налоговые проверки обладают рядом  существенных достоинств, которые заключаются  в наборе определенных полномочий проверяющих  органов.

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и  налоговыми органами возникает при  проведении налоговых проверок. Зачастую причиной возникновения конфликтов является плохая информированность  налогоплательщиков о содержании и  процедуре налоговых проверок. Любой налогоплательщик должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу. Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок. В своей работе я хотела бы рассмотреть основные принципы и правила проведения выездных налоговых проверок, порядок оформления акта о результатах проверки, а также полномочия органов налоговой полиции в проведении налоговых проверок

  1. Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи

Наиболее эффективной  формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так  как она выявляет наибольшее число  налоговых правонарушений.

В то же время эта форма  налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых  органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно  в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно  перекрываются суммами дополнительно  начисленных в результате проверки налогов.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Предметом выездной налоговой  проверки являются первичные документы, которые дают представление о  соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые  службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые  указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют  документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

Цель выездной налоговой  проверки - контроль за соблюдением плательщиком законодательства о налогах и сборах, документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки

Основные задачи выездной налоговой проверки:

1) всестороннее исследование  обстоятельств финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования  выводов о правильности исчисления  и полноте и своевременности  перечисления в бюджеты и внебюджетные  фонды установленных налогов  и сборов;

2) выявление искажений  и несоответствий в содержании  исследуемых документов, фактов  нарушения порядка ведения бухгалтерского  учета, составления отчетности  и налоговых деклараций;

3) анализ влияния выявленных  нарушений на формирование налоговой  базы по различным видам налогов  и сборов;

4) формирование доказательной  базы по фактам выявленных  налоговых правонарушений и обеспечение  документального отражения этих  нарушений;

5) доначисление сумм налогов  и сборов, не уплаченных или  не полностью уплаченных в  результате занижения налогоплательщиком  налоговой базы либо неправильного  исчисления налогов, формирование  предложений об устранении выявленных  нарушений и привлечении налогоплательщика  к ответственности за выявленные  налоговые правонарушения.

2.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом согласно позиции Конституционного Суда, озвученной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. При этом данное решение должно содержать следующие сведения:

- Наименование налогового органа;

- Номер решения и дату его вынесения;

 - Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

 - Идентификационный номер налогоплательщика;

- Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

 - Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

 - Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); - Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина; Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки. Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень  важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой  начала проведения проверки. В случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки. Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Объектами проверки являются устав организации, учредительный договор, свидетельство о постановке на налоговый учет, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, договоры и контракты, банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др).

Указанные в требовании документы  налогоплательщик обязан представить  в течение пяти дней с момента  получения требования. Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании. В случае отказа налогоплательщика представить  указанные в требовании документы  он может быть привлечен к ответственности  по статье 126 НК РФ2. Также отказ в предоставлении документов может повлечь за собой выемку непредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Количество требований, которые могут быть предъявлены налогоплательщику, не ограничено. Все зависит от целей и задач проверки. В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.

Законодателем в НК РФ сознательно  не ограничен перечень документов, которые проверяющие могут затребовать  для проведения проверки, хотя общий  перечень документов, подлежащих проверке, имеется – это денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и  уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст. 7 Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР»). При проведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно. В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы – накладные, путевые листы и т.д., бухгалтерские документы – оборотные ведомости, ведомости начисления зарплаты и т.д., движение денежных средств по счетам предприятия и т.д. Причем существует презумпция правоты проверяющего, то есть считается, что инспектором затребованы документы, значит, они ему необходимы для проведения проверки. Если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющим документы не связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой налогов, он имеет право обжаловать требование о предоставлении документов в суд, так как данное требование попадает под определение «акт налогового органа»3. Следует отметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органы проиграли дела о взыскании налоговых санкций по ст. 126 НК РФ из-за нечеткости сформулированных требований. Так, в деле № А42-4625/00-5 от 14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа, отмечается, что «…требование ИМНС о предоставлении документов не содержит указания, какие именно подлежат представлению обществом. Абстрактно сформулированная инспекцией обязанность представить документы не только дезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, но и не позволяет установить размер штрафа, подлежащего взысканию за данное налоговое правонарушение, поскольку он определяется в зависимости от количества затребованных, но не представленных документов. Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, установлена за отказ или непредставление налогоплательщиком документов, запрошенных налоговым органом.

Осмотр производится в  присутствии понятых и лица (его  представителе), в отношении которого проводится проверка, а также специалистов. Необходимо помнить, что за незаконное воспрепятствование доступу налогового инспектора в помещение налагается штраф в размере 5 тысяч рублей, а на должностных лиц организации-налогоплательщика  налагается административный штраф  в размере от 2,5 до 5 минимальных  размеров оплаты труда. Кроме того, в этом случае налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии, т. е. на основании данных о деятельности подобной компании. Практика показывает, что определение суммы налогов по аналогии не всегда выгодно налогоплательщику. Обычно налоговые органы берут компанию с таким же видом деятельности, но при этом не учитывают других факторов, оказывающих влияние на финансовый результат. Может получиться, что размер начисленных по аналогии сумм налогов окажется намного больше, чем у проверяемой фирмы.

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения