Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение постановки налогового учёта в санаторно-курортных предприятиях.
Для достижения этой цели предполагается решить ряд взаимосвязанных частных задач:
- определить теоретико-правовые подходы к налоговому учету;
- изучить отраслевые особенности учета деятельности санаторно-курортных предприятий;
- проанализировать и выявить проблемы налогообложения и постановки налогового учёта деятельности открытого акционерного общества «Санаторий «Металлург».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ И НАЛОГОВОМУ УЧЁТУ ……………………..………………………………….5
2. АНАЛИЗ ПОСТАНОВКИ НАЛОГОВОГО УЧЁТА В САНАТОРИИ .... 14
Анализ постановки налогового учета в ОАО «Санаторий «Металлург» ..14
Выявленные проблемы налогообложения в ОАО «Санаторий «Металлург»………………………………………………………………… 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

- по   приобретенным   товарам   (работам,   услугам),   имущественным   правам, которые будут использованы исключительно в необлагаемой деятельности, НДС, предъявленный поставщиком, включается в их стоимость;

- по товарам (работам,  услугам), имущественным правам, приобретенным для облагаемых НДС операции,- принимается к вычету и учитываются по дебету счета 19.3 «НДС по приобретенным материалам» используемых в облагаемой НДС деятельности; 19.1 «НДС по приобретенным ОС», используемых в облагаемой НДС деятельности;

- суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящиеся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) и учитываются по дебету счета 19.4 «НДС по приобретенным материалам, товаров и услуг используемых в облагаемой и необлагаемой деятельности» Распределение:

- между услугами санаторно-курортного  комплекса (необлагаемый НДС) и услугами бассейна (облагаемый НДС) согласно показаниям внутренних приборов учета (электроэнергия, вода, теплоэнергия) в дебет счета 68.2 «.НДС к возмещению» и на затраты санатория в дебет счета 20

«Основное производство»;

- по расходам, относящимся к содержанию бассейна, которые используются и в облагаемой и необлагаемой НДС деятельности распределение НДС пропорционально выручке, полученной от продажи облагаемых (без НДС) и необлагаемых налогом товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При вводе лечебно-плавательного бассейна, подлежащего использованию в деятельности облагаемой НДС и необлагаемой НДС, налог по затратам на капитальное строительство, отраженный по субсчету 19.2 распределяется пропорцией. Пропорция   определяется   исходя   из   стоимости   отгруженных   товаров, имущественных     прав,     операции     по     реализации     которых     подлежат налогообложению   (освобождены   от   налогообложения),   в   общей   стоимости товаров (работ, услуг), имущественных без НДС отгруженных за налоговый период. НДС относящийся к облагаемой доле относится в дебет счета 68.2  «НДС  к возмещению», а НДС, относящийся  к  необлагаемой  доле,  относится  на  увеличение  стоимости ОС «Лечебно-плавательный бассейн».

СКП, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основе государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке. Основной вид деятельности - комплекс услуг по лечению, оздоровлению и отдыху - оформляется бланками строгой отчетности.

В санатории функционируют  вспомогательные и обслуживающие  производства и хозяйства, каждое из которых представляет самостоятельную  отрасль со свойственными ей закономерностями развития.

Оказание сопутствующих  и дополнительных услуг позволяет  не только получать доход, но и улучшать качественные стороны процесса отдыха и лечения, поднимая его на более высокий уровень современного сервиса. [27]

К основным отраслевым особенностям и одновременно и к проблемам

бухгалтерского и налогового учета санатория, которые в полной мере необходимо учитывать, относятся:

- необходимость контроля и учета процесса движения бланков строгой отчетности - путевок, курсовок и других, разрешенных к применению без контрольно-кассовых машин;

- обеспечение раздельного учета доходов и расходов по освобожденным от уплаты НДС и подлежащим обложению НДС услугам;

- обеспечение раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, осуществляемым в различных режимах налогообложения, в том числе переведенным на уплату ЕНВД;

- калькулирование статей расходов путевок различных категорий, в зависимости от комфортности номера, наличия усиленного питания, большого количества медицинских и лечебных процедур и так далее.

- определения порядка фиксации не предоставленных отдыхающим лечебных процедур в связи с их добровольным отказом или по рекомендации врача;

- обоснование методов распределения в бухгалтерском учете общехозяйственных расходов между видами получаемых доходов, в том числе облагаемых разными налоговыми режимами;

- необходимость внедрения специализированных первичных бухгалтерских и налоговых документов и так далее.

В свете всего вышесказанного, необходимо обратить внимание на учет операций, связанных с деятельностью СКП. И, возможно, в санатории следует в значительной степени пересмотреть систему ведения учета.

 

 

2.2 Выявленные проблемы налогообложения в ОАО «Санаторий «Металлург»

 

Процесс расчёта налогов, формирование их налогооблагаемой базы неотделим от бухгалтерского и налогового учёта. Постановка бухгалтерского учета включает в себя, прежде всего, написание должностных инструкций для сотрудников, которые будут осуществлять ведение бухгалтерии. Ведение бухгалтерского учета невозможно без четкого разделения обязанностей: что делает кассир, что бухгалтер, а что находится в компетенции главного бухгалтера и руководителя.

После этого формируются  общие стандарты учета. Разработка конкретных руководств зависит от формы собственности предприятия, системы налогообложения и т.д.

И здесь необходимо отметить, что такого рода документов, которые  бы определяли права и должностные обязанности сотрудников бухгалтерии предприятия - нет, то есть, сотрудники вроде и так неплохо знают, кто и что должен делать, кто за что отвечает. В этой части необходимо провести совершенствование структуры бухгалтерской службы на предприятии.

Организация документооборота имеет большое значение, так как  усиливает контрольные функции  учета, ускоряет сроки составления  бухгалтерской отчетности, повышает оперативность бухгалтерского учета.

Каждое предприятие  самостоятельно определяет правила  своего документооборота. В Санатории такие правила отсутствуют.

В любой организации  необходим документооборот. Если организация  существует в условиях неформального управления, то есть по принципу «начальник сказал - сделали», то, очевидно, никакого документооборота не нужно. Если же вводится определенный формализм в управлении компанией и в организации всевозможных деловых процессов, то рано или поздно возникает необходимость хотя бы часть управленческих механизмов переводить на упорядоченную документарную основу. В результате возникает документооборот. Если им не управлять, то через некоторое время начинаются проблемы. Например, теряются документы, а потом, когда они уже не нужны, обнаруживаются на самом видном месте. Или руководитель подписывает договор, в котором указана неверная сумма и вдобавок нет визы для его выполнения.

Не удивительно, что  не редки ситуации, когда начинаются проблемы после того, как скопилось достаточное количество «первички» которая грозит заполонить все вокруг и требует систематизации.

И раз ведение бухгалтерии идет без какого-либо плана, то отработанные документы сваливаются куда попало, что их потом невозможно найти. И, в конце концов, кабинет превращается в подобие архива, в котором нет никакой системы. Для того чтобы предупредить подобную ситуацию, нужно сформировать четкую и однозначную инструкцию, прописывающую каждый шаг в оформлении, хранении, уничтожении и архивировании документации предприятия. Если этого не сделать, то ведение бухгалтерского учета превратится в поиск нужных документов в кипе бумаг. Такая непродуманная система бухгалтерского учета может привести к ошибкам бухгалтеров и нерациональной трате времени на обработку учетных данных.

Цель Положения по документообороту - обеспечить своевременное поступление документов в бухгалтерию, что одинаково важно и для бухгалтерского, и для налогового учета. Все хозяйственные операции должны отражаться в учете своевременно. Поэтому рекомендуется утвердить Положение о документообороте. Тем более что оно поможет снять с бухгалтерской службы лишнюю работу и лишнюю ответственность.

Ведение бухгалтерии будет оперативным, четким и своевременным, если бухгалтер не будет загружен заполнением ненужных бумаг и отчетов. 
В плане оптимизации ведения бухгалтерского учета привлекательным видится переход на электронный документооборот. Предприятие  уже сейчас сдает по электронному документообороту в налоговые и другие органы отчетность по интернету.

Применяемая в настоящее  время в бухгалтерии предприятия  бухгалтерская программа «1С Бухгалтерия», для ведения бухгалтерского учета с применением персональных компьютеров, позволяют значительно сократить временные и материальные затраты на оформление и ведение первичной бухгалтерской документации. Использование механизированного способа ведения бухгалтерии позволяет избежать арифметических ошибок, возникающих при ручной обработке документов, а также, предоставляет возможность проводить различные аналитические исследования хозяйственной деятельности организации за требующийся период времени,

как в суммовом, так и в количественном выражении.

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских  фирм. При этом можно сказать, что  одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.

Учетная политика предприятия  как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, то есть, благодаря ей должно достигаться своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. [21]

 Что мы видим в нашем случае - в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета на 2010 год не полно представлена информация по организации учета. В сравнении, учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2009 год была более достоверна и представляла больше информации как по ведению и организации бухгалтерского учета на предприятии, так и налогового учета.

Немаловажная роль бухгалтерии на предприятии заключается в проведении оптимизации налогообложения. Для осуществления этого важного в ведении бухгалтерии процесса, необходимо наличие у бухгалтера знаний современного законодательства и заинтересованность в уменьшении размеров налогов за счет применения оптимальных и, конечно же, легальных методов хозяйствования.

Одной из основных задач  системы организации налогового учета на предприятии является создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета. Единственным документом, отвечающим этим нормам, на предприятии является учетная политика, в которой должны быть прописаны основы организации налогового учета. Краткость, конечно, сестра таланта, но отсутствие необходимой информации в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета 2010 года, касаемо организации налогового учета, заставляет задуматься вообще о корректности и правильности его ведения.

Таким образом, не достигается  главная цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации об учете для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии. Сюда же можно отнести и тот фактор, что динамика задолженностей по налогам и сборам за 2009 и 2010 годы имеет тенденцию к росту на протяжении двух лет.

В НК РФ не указано, кто обязан иметь налоговую учетную политику. Однако положения об учетной политике для целей налогообложения содержатся и в главах 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ. Следовательно, ее должны иметь все плательщики НДС и налога на прибыль, коим и является Санаторий.

Одной из функций бухгалтерской  учетной политики может быть сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом. Однако надо помнить, что в угоду принципу рациональности нельзя игнорировать конкретные бухгалтерские и налоговые нормы. Сближать эти виды учета можно, только если для этого нет препятствий в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Важна минимизация налоговых рисков. Так, регулируемые учетной политикой вопросы, касающиеся ОС, напрямую связаны с величиной налога на имущество. Также в учетной политике закрепляется порядок оформления первичных документов и правила документооборота, которого в предприятии нет.

 Связь с налоговым учетом очевидна - он тоже ведется на основании первичных документов. Плюс нередко в организациях, даже крупных, налоговый учет строится преимущественно на основе бухгалтерских регистров. А они, естественно, формируются по правилам, установленным в бухгалтерской учетной политике. Так что все это тоже можно считать вкладом учетной политики для целей бухгалтерского учета в минимизацию налоговых рисков. [30]

Необходимость наличия налогового учета продиктована не только соответствующими законами, но и объективной важностью систематизации финансовых операций предприятия. В каждом предприятии может быть своя специфика ведения налогового учета. Это связано с областью его деятельности, выбранной системой учета. В любом случае работа по организации и ведению налогового учета - крайне важный аспект управления предприятием и залог его нормального жизнеобеспечения, во многом зависящий от полноты и своевременности уплаты налогов.

Налоговый учет  должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налоговой базы.

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским  является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации. Система передачи данных бухгалтерской и налоговой отчетности предназначена для обмена данными между налогоплательщиками и налоговыми органами. Кроме того, система может использоваться для обмена данными о налогоплательщиках и их налоговой отчетности между налоговыми органами.

Информация о работе Взаимодействие налогового и бухгалтерского учёта