Анализ состояния расчетов по налогам и сборам и пути регулирования размера задолженности налогоплательщиков на примере ИФНС № 9

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 10:38, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая задолженность организаций формировалась под воздействием различных причин, которые в то или иное время в большей или меньшей степени воздействовали на ее величину. При этом анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в совокупности с другими действиями федеральных властей по формированию механизма регулирования налоговой задолженности, как административного, так и экономического характера позволят снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем налоговым органам необходимо проведение комплекса мероприятий, направленного на противодействие неправомерным действиям налогоплательщиков. К числу таких мероприятий можно отнести судебное обжалование противоправных регистрационных действий по прежнему месту нахождения, активизация работы с правоохранительными органами по розыску руководителей организаций и возбуждению в отношении них уголовных дел, проведение разъяснительной работы с собственниками имущества, сдаваемого в аренду юридическим лицам. Целесообразно расширить полномочия регистрирующих (налоговых) органов по приостановлению правоспособности юридических лиц, расположенных не по адресу, указанному в учредительных документах, а также ужесточить ответственность за совершение правонарушений в сфере государственной регистрации и за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых может производиться взыскание налогов; налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговые органы, обычно такие плательщики не имеют имущества, у должностных лиц отсутствует концепция создания, существования и развития подобных организаций, а также уплата налогов.

По состоянию на 1 января 2011 г. в городе Новомосковске не представляют отчетность 2,7 тыс. организаций (или 16 % от общего числа юридических лиц, состоящих на учете в районе) с суммой задолженности почти 200 млн. руб. С октября 2010 г. налоговыми органами проводится работа по списанию задолженности, числящейся по состоянию на 1 января 2010 г. За организациями, отвечающими признакам недействующего юридического лица. Так, принято более 400 решений о списании задолженности на сумму почти 160 млн. руб., при этом в отношении всех организаций приняты решения о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Порядок списания задолженности распространяется на организации, которые одновременно: имеют задолженность на 1 января 2010 г. и на дату принятия решения о списании; не находятся в процедурах банкротства; не сдают отчетность в налоговые органы более года; по банковским счетам которых более года отсутствует осуществление операций либо отсутствуют банковские счета; в отношении которых судебным приставом вынесено постановлении об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания.

Значительно повысить эффективность урегулирования задолженности налогоплательщиков прекративших осуществление деятельности, позволит информационно-разъяснительная работа при постановке на налоговый учет, своевременное взаимодействие с органами внутренних дел по розыску руководителей и учредителей должников, а также ужесточение ответственности учредителей и руководителей за совершение правонарушений в сфере государственной регистрации. Изменения законодательства должны касаться: введения процедуры приостановления государственной регистрации при обнаружении признаков недостоверности представленных сведений; расширения перечня оснований для отказа в государственной регистрации в случаях указания в представленных документах недостоверных сведений; усиления административной и уголовной ответственности физических лиц - учредителей и руководителей юридического лица - за неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, с целью исключения возможности появления налогоплательщиков, имеющих задолженность и прекративших осуществление финансово-хозяйственной деятельности, считаем целесообразным законодательно лишить права учредителей и руководителей таких организаций занимать руководящие посты или выступать учредителями вновь созданных организаций до полного погашения задолженности. К причинам образования задолженности 2-й группы плательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, следует отнести организационно-правовые и морально-психологические.

Об этом свидетельствуют и статистические данные. Так, на 1 апреля 2011 г. задолженность указанной категории по налоговым платежам и пени составляет почти 175 млн. руб. При этом долги имеют 305 тыс. чел., или практически каждый второй гражданин (от общего числа физических лиц, состоящих на учете в Новомосковске). В связи с изложенным важным направлением в работе налоговых органов является качественная информационноразъяснительная деятельность. Исчисление имущественных налогов производится налоговыми органами на основе информации, поступающей из органов учета и регистрации имущества и правообладателей имущества (Росреестр, БТИ, Минсельхоз, МЧС, МВД (ГИБДД), Росавиация, Росморречфлот, Ространснадзор, ФМС, ЗАГС), а также сведений нотариусов, сведений органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую сведения, представленные в налоговые органы, содержат ошибки и неточности, что, в свою очередь, ведет к некорректному исчислению налогов. Поэтому налоговым органам необходимо использовать свое право по привлечению к административной ответственности должностных лиц за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (либо за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде).

Таким образом, эффективность администрирования имущественных налогов зависит от одновременного наличия следующих факторов:

1) полнота и достоверность  сведений, пред- ставляемых налоговым  органам; 2) обеспечение корректного  и своевременного исчисления  налогов, своевременного направления  налоговых уведомлений;

3) качественная информационно-разъяснительной  работа с налогоплательщиками  для повышения налоговой культуры  и грамотности, привлечение средств  массовой информации с целью  укрепления налоговой дисциплины, создание общественного резонанса  и негативного мнения относительно должников, не исполняющих обязанность по уплате налогов; 4) своевременное применение мер судебного взыскания задолженности и повышение эффективности работы с судебными приставами. С учетом вступивших в силу изменений налогового законодательства, касающихся установления минимально возможной суммы судебного взыскания с физических лиц в размере 1,5 тыс. руб., налоговым органам необходимо использовать и такие доступные и законные средства с целью своевременной уплаты налоговых платежей, в частности: сотрудничество с главами местных администраций в части понуждения граждан к уплате налогов и доставки уведомлений до каждого плательщика; налоговые “посты” и выезды в сельские поселения; направление информации о должниках и исполнительных листов по месту работы или получения иных доходов; совместные с судебными приставами рейды по месту жительства и осуществления деятельности должников.

С целью своевременного и добросовестного исполнения конституционной обязанности, снижения задолженности по налогам физических лиц считаем необходимым законодательное закрепление положения, касающегося обязательного предоставления справки об отсутствии задолженности по налоговым платежам в органы ГИБДД при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, в органы Росреестра при осуществлении операций с недвижимым имуществом и т.д. Рассмотрев вышеуказанные группы должников и проанализировав организацию работы налоговых органов по урегулированию задолженности, можно сделать вывод, что результативность применения механизма понуждения к исполнению обязанности по уплате налогов во многом зависит от активности государственных органов, слаженности работы всего государственного аппарата и ветвей власти в процессе установления условий возникновения и прекращения налоговой обязанности, а также своевременного и надлежащего контроля за фактическим исполнением принятых мер по реальному взысканию задолженности.

..

нализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе


Библиографическое описание: Жалонкина И. Ю. Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе [Текст] / И. Ю. Жалонкина // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 71-73.

Налоговая задолженность является негативным экономическим фактором, и растущее из года в год ее абсолютное значение остается серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны в целом и возможности решения социальных программ.

Поставив в число наиболее значимых направлений работу по взысканию налоговой задолженности, налоговая служба в 2010 году прервала тенденцию ее роста. Задолженность по налогам постепенно снижалась и до 2009 года, однако в период мирового экономического кризиса произошел ее значительный рост, в том числе в 2009 году - на 167 млрд. руб. В последствии в 2010 году ФНС удалось добиться ее снижения на 95 млрд. руб., или на 7%, в результате чего на 1 января 2011 года задолженность составила 1276 млрд. руб.

Налоговая задолженность организаций формировалась под воздействием различных причин, которые в то или иное время в большей или меньшей степени воздействовали на ее величину. При этом анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в совокупности с другими действиями федеральных властей по формированию механизма регулирования налоговой задолженности, как административного, так и экономического характера позволят снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам.

Первоначальными причинами возникновения налоговой задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней явилось ухудшения финансового состояния налогоплательщиков, в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме того, на возникновение и увеличение налоговой задолженности юридических лиц повлиял высокий уровень налоговой нагрузки, зафиксированный до начала налоговой реформы 2001-2002 гг. и составляющий примерно 45-60% доходов, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта&;[#1&;]#.

Росту неплатежей способствовала также низкая эффективность судебной системы, уровень налоговой дисциплины предприятий-налогоплательщиков и другие социально-экономические причины.

Кроме общих экономических причин, влияющих на образование налоговой задолженности, необходимо выделить специфические причины организационно-управленческого характера действий налоговых органов. Специфические факторы, способствующие росту налоговой задолженности можно подразделить на три основных блока:

- задолженность, в  виде суммы доначисленных налогов  в результате проведенных мероприятий налогового контроля;

- неуплата текущих (авансовых) платежей;

- задолженность, принятая  в связи с изменением места  учета налогоплательщика.

Анализируя влияния специфических причин, способствующих росту налоговой задолженности по Сибирскому Федеральному Округу было установлено, что основная доля в составе совокупной налоговой задолженности приходится на доначисленные налоги, пени, штрафы по актам налоговых проверок.

При этом практика показывает, что количество доначисленных налогов часто расходится с той суммой, которая впоследствии поступит от организации в бюджет и внебюджетные фонды.

Таблица №1 - Процент взыскания доначисленных сумм по СФО в 2006-2010 гг.

Год

Из общей суммы доначисленных платежей по СФО

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок всего, млн. руб.

Взыскано, млн. руб.

% взыскания

2006

41 002

16 811

41,0

2007

29 451

4 785

16,2

2008

31 109

13 144

42,3

2009

43 273

14 960

34,6

2010

39 290

16 146

41,1


Используя статистические данные &;[#2&;]#, определим показатель, характеризующий процент взыскания денежных средств по итогам контрольной работы по СФО за 2006-2010 г.г, который рассчитывается следующим образом:

Пвзыск = (Д / П)х100, где

Д – дополнительно начисленные налоги, руб.;

П – объем поступивших денежных средств в бюджетную систему РФ по итогам налогового контроля, руб.

Как видно из полученных данных, степень взыскания начисленных платежей в консолидированный бюджет РФ крайне низкая и в анализируемом периоде не превышает 45%. Это означает, что более половины дополнительно начисленных налоговых платежей не поступает в бюджетную систему РФ.

Вместе с тем, показатель отношения сумм взысканных платежей по результатам камеральных и выездных проверок к сумме доначисленных платежей по результатам проверок, решения по которым вступили в силу входит в показатели эффективности работы налоговых органов и учитывается при материальном стимулировании работников.

С учетом уменьшенных по решению суда или вышестоящего налогового органа сумм доначисленных налоговых платежей по актам налоговых проверок, фактическая налоговая задолженность в рамках проведенных контрольных мероприятий по СФО только за 2010 год составила 7777 млн. руб. Из нее урегулированная сумма налоговой задолженности, взыскание которой приостановлено по решению суда или вышестоящего налогового органа составляет примерно 55%.

Таблица 2

Информация о причинах роста налоговой задолженности за 2010 год по СФО, млн. руб.

Показатель

Всего по СФО на 01.01.2011, млн. руб.

Доначислено по актам налоговых проверок всего,

7777

в т.ч. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда

4282

из нее приостановка обжалована налоговым органом

292

Неуплата текущих (авансовых) платежей всего

4390

из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму

4083

утрачено право взыскания

13

сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда

38

Принято задолженности в связи с изменением места учета налогоплательщика на сумму всего

1754

из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму

1629

утрачено право взыскания

51


Другой фактор, такой как неуплата текущих (авансовых) платежей, также способствует увеличению совокупной задолженности. Из данной суммы обеспечено мерами принудительного взыскания 93% или 4083 млн. руб. (в том числе по организациям, находящимся в процедурах банкротства на 1753 млн. руб.), 38 млн. руб. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда и утрачено право взыскания в отношении 13 млн. руб.

Информация о работе Анализ состояния расчетов по налогам и сборам и пути регулирования размера задолженности налогоплательщиков на примере ИФНС № 9