Анализ состояния расчетов по налогам и сборам и пути регулирования размера задолженности налогоплательщиков на примере ИФНС № 9

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 10:38, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая задолженность организаций формировалась под воздействием различных причин, которые в то или иное время в большей или меньшей степени воздействовали на ее величину. При этом анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в совокупности с другими действиями федеральных властей по формированию механизма регулирования налоговой задолженности, как административного, так и экономического характера позволят снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Выпускная квалификационная работа дипломированного специалиста

специальность 080107 "Налоги и налогообложение"

Анализ состояния расчетов по налогам и сборам и пути регулирования размера задолженности налогоплательщиков на примере ИФНС № 9

Законодательные и нормативные документы, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам. Анализ причин образования задолженности. Организация и проведение мероприятий налогового контроля на примере Межрайонной ИФНС России № 9 по Новомосковскому району. 
Часть 1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам

Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки учета расчетов по налогам и сборам:

1. Конституция Российской  Федерации, ст. 57.

2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

3. Федеральный закон РФ  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (с последующими  изменениями).

4. Федеральный закон «О  налоге на имущество предприятий»  от 13 декабря 1991г. № 2030-1 (с последующими  изменениями).

5. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятий и Инструкция по  его применению (утв. Приказом МФ  РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

Прочие законодательные и нормативные документы о налогах и сборах.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

1. Первичные документы  бухгалтерского учета.

2. Регистры бухгалтерского  учета.

3. Баланс.

4. Расчеты, справки, сведения.

5. Договоры с контрагентами.

6. Протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров.

7. Протоколы решений совета  директоров.

8. Приказы исполнительной  дирекции.

9. Учетная политика организации  в целях налогообложения.

10. Другие, например, первичные  налоговые документы, регистры налогового  учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ налоги Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Данные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.

Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется второй частью налогового Кодекса РФ. По каждому налогу устанавливается:

- объект обложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты  налога;

- налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты ( в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персонолом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.).

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

 

Часть 2. Анализ основных причин образования задолженности

Поставив в число наиболее значимых направлений работу по взысканию налоговой задолженности, налоговая служба в 2012 году прервала тенденцию ее роста. Задолженность по налогам постепенно снижалась и до 2010 года, однако в период мирового экономического кризиса произошел ее значительный рост, в том числе в 2010 году - на 167 млрд. руб. В последствии в 2011 году ФНС удалось добиться ее снижения на 95 млрд. руб., или на 7%, в результате чего на 1 января 2012 года задолженность составила 1276 млрд. руб.

Налоговая задолженность организаций формировалась под воздействием различных причин, которые в то или иное время в большей или меньшей степени воздействовали на ее величину. При этом анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность не только классифицировать причины роста неплатежей, но и определить некоторые меры по их устранению. Данные меры сами по себе не приведут к полному уничтожению налоговой задолженности, но в совокупности с другими действиями федеральных властей по формированию механизма регулирования налоговой задолженности, как административного, так и экономического характера позволят снизить уровень задолженности по налоговым обязательствам.

Первоначальными причинами возникновения налоговой задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетами всех уровней явилось ухудшения финансового состояния налогоплательщиков, в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме того, на возникновение и увеличение налоговой задолженности юридических лиц повлиял высокий уровень налоговой нагрузки, составляющий примерно 45-60% доходов, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта.

Росту неплатежей способствовала также низкая эффективность судебной системы, уровень налоговой дисциплины предприятий-налогоплательщиков и другие социально-экономические причины.

Кроме общих экономических причин, влияющих на образование налоговой задолженности, необходимо выделить специфические причины организационно-управленческого характера действий налоговых органов. Специфические факторы, способствующие росту налоговой задолженности можно подразделить на три основных блока:

- задолженность, в виде суммы доначисленных налогов в результате проведенных мероприятий налогового контроля;

- неуплата текущих (авансовых) платежей;

- задолженность, принятая  в связи с изменением места  учета налогоплательщика.

Анализируя влияния специфических причин, способствующих росту налоговой задолженности по Новомосковскому району было установлено, что основная доля в составе совокупной налоговой задолженности приходится на доначисленные налоги, пени, штрафы по актам налоговых проверок.

При этом практика показывает, что количество доначисленных налогов часто расходится с той суммой, которая впоследствии поступит от организации в бюджет и внебюджетные фонды.

Таблица №1 - Процент взыскания доначисленных сумм по Новомосковскому району в 2006-2010 гг.

 

Год

Из общей суммы доначисленных платежей по СФО

 
 

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок всего, млн. руб.

Взыскано, млн. руб.

% взыскания

 

2007

41 002

16 811

41,0

 

2008

29 451

4 785

16,2

 

2009

31 109

13 144

42,3

 

2011

43 273

14 960

34,6

 

2012

39 290

16 146

41,1

 
         

 

Используя статистические данные, определим показатель, характеризующий процент взыскания денежных средств по итогам контрольной работы по Новомосковскому району за 2007-2012 г.г, который рассчитывается следующим образом:

Пвзыск = (Д / П)х100, где

Д - дополнительно начисленные налоги, руб.;

П - объем поступивших денежных средств в бюджетную систему РФ по итогам налогового контроля, руб.

Как видно из полученных данных, степень взыскания начисленных платежей в консолидированный бюджет РФ крайне низкая и в анализируемом периоде не превышает 45%. Это означает, что более половины дополнительно начисленных налоговых платежей не поступает в бюджетную систему РФ.

Вместе с тем, показатель отношения сумм взысканных платежей по результатам камеральных и выездных проверок к сумме доначисленных платежей по результатам проверок, решения по которым вступили в силу входит в показатели эффективности работы налоговых органов и учитывается при материальном стимулировании работников.

С учетом уменьшенных по решению суда или вышестоящего налогового органа сумм доначисленных налоговых платежей по актам налоговых проверок, фактическая налоговая задолженность в рамках проведенных контрольных мероприятий по Новомосковскому району только за 2012 год составила 7777 млн. руб. Из нее урегулированная сумма налоговой задолженности, взыскание которой приостановлено по решению суда или вышестоящего налогового органа составляет примерно 55%.

 

Таблица 2

Информация о причинах роста налоговой задолженности за 2012 год по СФО, млн. руб.

 

Показатель

Всего по СФО на 01.01.2013, млн. руб.

 

Доначислено по актам налоговых проверок всего,

7777

 

в т.ч. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда

4282

 

из нее приостановка обжалована налоговым органом

292

 

Неуплата текущих (авансовых) платежей всего

4390

 

из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму

4083

 

утрачено право взыскания

13

 

сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда

38

 

Принято задолженности в связи с изменением места учета налогоплательщика на сумму всего

1754

 

из них обеспечено мерами принудительного взыскания на сумму

1629

 

утрачено право взыскания

51

 
     

Другой фактор, такой как неуплата текущих (авансовых) платежей, также способствует увеличению совокупной задолженности. Из данной суммы обеспечено мерами принудительного взыскания 93% или 4083 млн. руб. (в том числе по организациям, находящимся в процедурах банкротства на 1753 млн. руб.), 38 млн. руб. сумма, взыскание которой приостановлено по решению суда и утрачено право взыскания в отношении 13 млн. руб.

Наличие задолженности, право на взыскание, которой утрачено налоговыми органами, является самым негативным фактором в системе налогового администрирования. В своем Докладе «Об итогах работы ФНС России за 2012 год и основных задачах на 2013 год» руководитель ФНС России М.В. Мишустин сказал следующее «…совершенно недопустимо, когда из-за халатности, нарушая нормативные сроки, налоговые органы теряют право на взыскание задолженности».

Основной причиной утраты права на взыскание задолженности, является нарушение сроков предусмотренных Налоговым Кодексом, как при направлении требований об уплате в соответствии со ст.69, 70 НК РФ, так и при принятии решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа в соответствии со ст. 46, 47, 48 НК РФ.

При этом нарушение сроков направления требований об уплате налогов, сборов, штрафов и пеней происходит, как правило, из-за несвоевременного или недостоверного ввода в систему электронной обработки данных по результатам контрольной работы.

Вместе с тем, нарушение сроков предусмотренных Налоговым Кодексом происходит не только в связи с «халатностью» сотрудников налоговых органов. Так, основной причиной не применения меры принудительного взыскания в соответствии со ст.47 НК РФ является приоритетное направление в Службу судебных приставов решений на сумму задолженности более 1 тыс.руб., обусловленное большим объемом и трудоемкостью работ, а также необходимостью отслеживать ход исполнительных производств по всем направленным ранее и не оконченным постановлениям. Кроме того, не направляются и решения в отношении налогоплательщиков, по которым Службой судебных приставов возвращались ранее направленные постановления без исполнения в связи отсутствием у этих должников имущества, на которое возможно обратить взыскание.

Не приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств должника в соответствии со ст. 46 НК РФ в отношении бюджетных организаций не имеющих расчетных счетов.

Также имеют место случаи несвоевременного поступления решений по результатам налоговых проверок из налоговых органов других субъектов РФ. Так, задолженность, принятая в связи с изменением места учета налогоплательщика на сумму 1754 млн. руб., из которой 93% или 1629 млн. руб. обеспечено мерами принудительного взыскания, а на сумму переданной задолженности 51 млн. руб. право взыскания задолженности уже утрачено.

Одним из примеров, не обеспеченной мерами принудительного взыскания задолженности, в связи с изменением места учета налогоплательщика, является установление безнадежной к взысканию задолженности, образовавшейся до перехода в другой налоговый орган.

Статистические данные показывают, что безнадежная к взысканию сумма задолженности, образовавшаяся по предыдущему месту учета налогоплательщиков, составляет примерно 65 - 69% от общей суммы преданной задолженности, а задолженность, право взыскания, которой утрачено в процессе передачи документов с прежнего места учета налогоплательщиков составляет 1-4%.

Информация о работе Анализ состояния расчетов по налогам и сборам и пути регулирования размера задолженности налогоплательщиков на примере ИФНС № 9