Анализ особенностей налогообложения при специальных налоговых режимах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ механизма правового регулирования специальных налоговых режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и определение путей их преодоления.
Для достижения указанной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
выработать понятие и раскрыть специфические признаки специальных налоговых режимов в рамках налоговой системы Российской Федерации;
раскрыть специфику расчета и уплаты налогов, предоставляемые преимущества и недостатки;
описать условия применения специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение 4
Раздел I. Анализ особенностей налогообложения при СНР 6
1.1 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 6
1.2 Упрощенная система налогообложения (УСН) 13
Раздел II. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса. 19
2.1 Исходные данные 19
2.2. Налогообложение предприятия, применяющего специальные налоговые режимы 29
3. Эффективность применения специальных налоговых режимов для предприятия. 34
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсач СНР.docx

— 78.54 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение 4

Раздел I. Анализ особенностей налогообложения при СНР 6

1.1 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 6

1.2 Упрощенная система налогообложения (УСН) 13

Раздел II. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса. 19

2.1 Исходные данные 19

2.2. Налогообложение предприятия, применяющего специальные налоговые режимы 29

3. Эффективность применения специальных налоговых режимов для предприятия. 34

Заключение 37

Список литературы 39

Приложения…………………………………………….…………………40

Введение

Под специальным налоговым  режимом понимается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах. Порядок установления специальных  налоговых режимов регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст.18 НК РФ). В установленных законодателем  специальных налоговых режимах  определяются обязательные элементы налогообложения, а также, естественно, налоговые  льготы. Ведь установление специальных  налоговых режимов для отдельных  категорий хозяйствующих субъектов, либо субъектов отдельных сегментов  национальной экономики, как правило, бывает продиктовано стимулированием  и улучшениям регулирования деятельности таких хозяйствующих субъектов.

Потребность в таких режимах  предопределена необходимостью учета  в целях налогообложения специфики  отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых  они функционируют. В настоящее  время существует потребность в  адаптации правовых механизмов каждого  из специальных налоговых режимов  к реальным условиям налогообложения, выявлении скрытых дефектов их правового  регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации. Как для  организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность  в выявлении правовых характеристик  специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых  обязанностей. Актуальность исследования специальных налоговых режимов обусловлена также постоянным изменением положений законодательства о налогах и сборах в отношении порядка использования таких режимов.

Целью курсовой работы является комплексный анализ механизма правового  регулирования специальных налоговых  режимов как совокупности отдельных институтов в налоговом праве, выявление их сущностных характеристик, системных взаимосвязей с иными налоговыми институтами, раскрытие имеющихся проблем в правовом обеспечении специальных налоговых режимов и определение путей их преодоления.

Для достижения указанной  цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

выработать понятие и  раскрыть специфические признаки специальных  налоговых режимов в рамках налоговой  системы Российской Федерации;

раскрыть специфику расчета  и уплаты налогов, предоставляемые  преимущества и недостатки;

описать условия применения специальных налоговых режимов.

Структура курсовой работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Нормативная база исследования включает: Налоговый кодекс РФ и нормативные правовые акты, регулирующие отношения по поводу уплаты налогов и сборов в форме специальных налоговых режимов.

В качестве теоретической  основы использовались труды отечественных  ученых и практиков, раскрывающие основы правоотношений в сфере финансового  и налогового права.

Раздел I. Анализ особенностей налогообложения  при СНР

1.1 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

С 1 января 2003 г. Федеральным законом  от 24.07.02 г. № 104-ФЗ установлен специальный  налоговый режим «Система налогообложения  в виде единого налога на вменённый  доход для отдельных видов  деятельности», Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) дополнен новой главой 26.3 с таким же названием. Практически все специальные  налоговые режимы относятся к  федеральным специальным налоговым  режимам. Исключением является система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности, которая  не устанавливается на федеральном  уровне. Данная система налогообложения  вводится в действие законами субъектов  Российской Федерации. Тем самым  субъект Российской Федерации самостоятельно решает вопрос о введении, в том  числе о дате введения на своей  территории данной системы налогообложения. С 2006 г. эта система приобретает  статус местного специального налогового режима. При этом представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не вправе устанавливать  в налоговых нормативных актах  такие элементы налогообложения, как  объект налогообложения, налоговая  база; налоговый период; порядок  исчисления налога. Они определяются только в главе 26.3 НК РФ. [6]

Немаловажным  является и тот факт, что данная глава существенно сокращает  полномочия региональных властей по уточнению элементов единого  налога: они могут только выбирать из закрытого перечня, приведенного в ст. 346.26 НК РФ виды деятельности, по которым в данном регионе вводится единый налог, и устанавливать величину корректирующего коэффициента базовой  доходности К2, учитывающего совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности. [7] Все остальные элементы налога установлены единообразно для всех регионов, что способствует укреплению единого экономического пространства страны.

Необходимость введения единого налога на вмененный  доход обусловлена тем, что на практике сложно, а порою даже невозможно получить полную информацию о доходах  юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в таких сферах деятельности, где  производится оплата товаров, работ  и услуг за наличный расчет. Наиболее распространенными видами деятельности при этом являются: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ремонтно-строительная деятельность и  т.п. В этих условиях государство  на основе данных, полученных путем  статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных  органов, а также оценки независимых  организаций вменяет налогоплательщику  определенную сумму дохода, которая  может быть положена в основу для  исчисления налоговой базы. [10]

Если  организация или индивидуальный предприниматель осуществляют свою деятельность на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, а также вид предпринимательской  деятельности, подпадающий под обложение  единым налогом, переход на уплату единого  налога носит обязательный, а не добровольный характер.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором  введен единый налог, виды предпринимательской  деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 НК РФ. [1]

Важным  отличием от упрощенной системы налогообложения  является то обстоятельство, что налогоплательщик не имеет права выбора и обязан применять этот налоговый режим, если он установлен на данной территории региональным законом для одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в данной главе, независимо от места регистрации налогоплательщика.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под количеством  работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц  налогового периода численность  работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам  гражданско – правового характера.  
При определении указанной среднесписочной численности работников необходимо руководствоваться Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения. [1]

Согласно  указанному Порядку, среднесписочная  численность работников за месяц  исчисляется в соответствии с  пунктами 83 - 90 раздела I «Численность и  начисленная заработная плата работников»  формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». При этом в списочной численности  работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. 

НК  РФ предусмотрено применение системы  налогообложения в виде ЕНВД по отдельным  видам деятельности, то есть статьей 346.26 НК РФ определены физический показатель, базовая доходность в месяц для  исчисления суммы данного налога. Таким образом, применение указанной  системы налогообложения не предусмотрено  для подвидов предпринимательской  деятельности в сфере оказания бытовых услуг. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.29 НК РФ корректировка значения коэффициента К2, утвержденного нормативными правовыми актами (законами) представительных (законодательных) органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. [11]

Согласно  внесенным в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ дополнениям  единый налог на вмененный доход  не применяется в отношении общеустановленных (для перехода на ЕНВД) видов предпринимательской  деятельности, в случае осуществления  их налогоплательщиками, отнесенными  к категории крупнейших. Данный вопрос определяется в соответствии со ст.83 НК РФ. 

Уплата  единого налога предусматривает  освобождение от обязанности по уплате следующих налогов: [1]

1)для организаций:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом),
  • налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом)
  • страховых взносов (только с сумм, выплачиваемых работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом). 

2) для индивидуальных предпринимателей:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом),
  • налога на добавленную стоимость,
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом)
  • страховых взносов с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом. 

Таким образом, налогоплательщики  освобождаются от уплаты перечисленных  в статье налогов, только в части  тех операций или активов, которые  относятся к деятельности, облагаемой единым налогом.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками  единого налога, уплачивают страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. [4]

Кроме того, переход на уплату единого налога не освобождает организации  от уплаты государственной пошлины, таможенных пошлин, платежей за пользование  природными ресурсами (платежей за пользование  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами, водного  налога), транспортного налога. 

Объектом налогообложения  для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. [1] Вмененный доход рассчитывается как потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. В настоящее время установлен единый для всех регионов порядок расчета вмененного дохода. 

Справедливость выбора вмененного дохода в качестве объекта обложения  единым налогом обосновывается следующими аргументами. Во-первых, именно с целью  извлечения дохода осуществляется предпринимательская  деятельность. [12] Поэтому обложение налогом получаемого дохода, безусловно, целесообразно. Во-вторых, полученный доход является реальным источником уплаты единого налога. В-третьих, предприятия не уплачивают других налогов с дохода (физические лица платят налог с полученных ими доходов). В-четвертых, налог на вмененный доход широко используется в практике налогообложения многих стран (США, Испания, Франция и т. д.). 

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской  деятельности, исчисленной за налоговый  период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Вновь зарегистрированные налогоплательщики  исчисляют налоговую базу за налоговый  период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации. [1]

В случае изменения в течение  налогового периода величины физического  показателя налогоплательщик при исчислении налоговой базы учитывает такое  изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело  место. При этом не имеет значения, что изменение может произойти, например, в последний день месяца. 

Налоговый период по единому  налогу на вмененный доход устанавливается  в один квартал. [9] Целесообразнее было бы установить его сроком один месяц, поскольку это позволило бы избежать неясностей, возникающих из-за того, что объектом налогообложения признаётся вмененный доход на месяц. Отчётные периоды по единому налогу на вменённый доход не установлены. 

Информация о работе Анализ особенностей налогообложения при специальных налоговых режимах