Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть порядок налогового администрирования НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.
Постановка обозначенной выше цели потребовала решения следующих задач:
Изучить сущность налогового администрирования
Рассмотреть методику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Рассмотреть мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
Найти основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и проанализировать зарубежный опыт.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц
6
1.1
Сущность налогового администрирования
6
1.2
Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
12
1.3
Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
22
1.4
Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного опыта
30
Глава 2
Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц


Заключение
37

Список использованной литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

на ндфл.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому  главной проблемой налогообложения доходов физических лиц является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения[2, с.68].

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет  может отдаваться либо экономической  эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда  доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в  данном случае неэффективно, поскольку  приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще  большее снижение доходов.

Уклонения от налогов не могут избежать даже страны с развитыми правовой и  налоговой системами. В Швеции, например, по некоторым оценкам, не декларируется  примерно четверть доходов, а во Франции - треть. В такой ситуации не вызывает сомнений важность четкого определения  налогооблагаемой базы.

В решении  этой проблемы цивилизованный мир использует два подхода: первый - глобальный, то есть ко всем доходам в совокупности, второй - шедулярный, то есть по каждому виду доходов в отдельности.

Первый  подход применяется преимущественно  в развитых странах. Он проще в  отношении исчисления, поскольку  налог рассчитывается на основе совокупного  дохода, но требует определенной честности  от налогоплательщика и отлаженного  механизма работы налоговых органов.

Второй  подход эффективен в переходный период, так как более гибок в плане  регулирования поступлений от разных видов доходов и возможности  удержания налога у источника  выплаты.

Россия  вслед за развивающимися странами, проведшими в последние годы налоговую  реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную.

В Европе, например, этой системы придерживаются Ирландия и Люксембург. Великобритания, родина шедулярной системы, называемой в экономической литературе британской моделью обложения доходов, отказалась от нее почти двадцать лет назад.

Опыт  этих стран показывает, что при  шедулярной системе собираемость налога, взимаемого у каждого источника  выплаты в отдельности, более  эффективна, в частности, по причине  того, что сокращается число лиц, обязанных декларировать свои доходы, и снижаются административные издержки на удержание налога.

Примечательно, что снижение ставок по налогу на доходы физических лиц присуще не только странам с развивающейся экономикой. По мере экономического роста ставки, особенно максимальные, сначала растут, затем несколько снижаются. Их снижение используется государством как инструмент для достижения некоторых своих интересов, которые могут быть шире, чем просто наполнение бюджета.

По мере совершенствования налоговой системы  государство, как правило, все чаще предоставляет льготы определенным слоям населения, с тем чтобы  смягчить социальное неравенство. В  частности, широкое распространение  имеют налоговые льготы многодетным  семьям, студентам, лицам, повышающим свою квалификацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам.

Социальную  и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство  или покупку загородного дома, дачи.

Социальная  направленность этих льгот очевидна, хотя использовать их могут только относительно высокооплачиваемые слои населения. Регулирующая функция состоит  в том, что оживление жилищного  строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы  и услуги, способствует росту занятости  населения, а через некоторое  время ведет и к увеличению потребительского спроса на группу товаров, необходимых для обустройства жилья.

Российское  законодательство, например, позволяет  налогоплательщику уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое  строительство или приобретение дома или квартиры и уплату процентов  по ипотечным кредитам.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в налогообложении доходов физических лиц способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест[3, с.99].

Понижение ставки налога после определенного  высокого уровня доходов (регрессивная ставка) практикуется, пожалуй, только в США. Это объясняется крупной  абсолютной суммой выплаты. В ходе налоговой  реформы 1986 года в США максимальная ставка была существенно снижена, не облагаемый налогом минимум увеличен. Но наряду с этим было уменьшено  и количество налоговых льгот.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом  кодексе РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство  в отношении причитающегося к  уплате налога с одинаковых сумм дохода некоторые критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой  же доход в конце года.

В подобных ситуациях в некоторых странах  облагают доход по ставке, рассчитанной особым образом с учетом фактора  времени получения дохода. Этот подход сложнее, чем применяемый в нашей  стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.

Многие  страны используют систему семейного  налогообложения, когда семья рассматривается  как налоговая единица. Например, во Франции налог взимается со всей суммы доходов семьи. Взрослые дети, не проживающие с родителями, могут присоединиться к ним со своими детьми и составить одно целое. Для расчета налога используется специальная таблица, учитывающая  семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава  семьи применяется семейный коэффициент, выражающий доход, приходящийся на одну долю. Количество долей увеличивается  на половину доли на каждого инвалида, если они есть в семье.

В США  доход семьи не делится, на него может  заполняться общая декларация. Семейный доход облагается по специальной  шкале. В Малайзии, например, замужняя женщина вправе выбирать: облагать свои доходы отдельно или вместе с доходами своего мужа, который в этом случае увеличивает свой необлагаемый минимум.

В российском законодательстве не предусмотрено  семейное налогообложение, а некоторые  страны - бывшие советские республики, например Эстония, - ввели такую норму[13, с.207].

Во многих странах с помощью налога на доходы государством стимулируется развитие той или иной отрасли хозяйства, создаются условия для того, чтобы  налогоплательщики своими силами обеспечивали себе материальный достаток.

Еще одна льгота, состоит в том, что освобождается  от налогообложения оплата работодателями своим работникам, их супругам, родителям, детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими или для них медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Для экономически развитых стран характерны также  возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, в Германии у лиц, достигших возраста 64 лет, не облагаемый налогом минимум увеличивается  более чем в два раза.

Чем бы ни отличались налоговые системы разных стран, в одном они схожи: в  конце налогового периода (в России это год) проводится декларационная кампания.

При развитии в России рыночной экономики появится больше возможностей в совершенствовании  законодательства о налогообложении  физических лиц с целью более  полного использования научной  теории и мировой практики, имеющихся  в развитых странах.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоги  являются одним из ключевых инструментов государственной политики, затрагивающим  важные стороны жизни общества и  влияющим на решение стоящих перед  государством задач. От современного состояния  системы налогообложения во многом зависит характер экономических  и социальных преобразований в стране. Отдельное место в налоговой  системе занимает налогообложение  личных доходов. Существование налога на доходы физических лиц объясняется  необходимостью создания доходного  источника бюджета любого государства, а также регулирования уровня доходов населения. Правильно построенная  и отлаженная система налогообложения  является основой для реализации функций государства, и эффективность  налогообложения зависит от того, насколько правильно определены подходы к налогообложению доходов.

Сравнивая зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и российский, следует упомянуть о высокой доли НДФЛ в доходах бюджета развитых стран. Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя забывать, что средняя заработная плата в развитых странах на порядок выше, чем в России, и поэтому платежи по НДФЛ тоже намного выше.

Создание  Налогового кодекса преследовало много  целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка НДФЛ, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

 Слишком  много целей мы хотим достигнуть  при помощи одного документа,  полагая, что налоги, и только  они, являются и тормозом и стимулом развития. Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а  по мере роста их дохода будет увеличиваться  и сумма уплачиваемого ими  налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения  основным источником налогообложения  является заработная плата. Размеры  же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания  с этих видов доходов стали  эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования  собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами.

Налоговое законодательство необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц. Попадаться на “удочки” всевозможных компаний, обещающих продать вашу квартиру, дачу за немыслимые деньги без уплаты налогов, но не предупреждающих вас о том, что при подаче налоговой декларации вы будете иметь проблемы с налоговой инспекцией. Вам все равно придется платить, вот только из каких денег, ведь между получением дохода и уплатой (принудительной и со штрафами) НДФЛ пройдет время и полученных Вами денег уже может и не быть.

Необходимо  упомянуть о том, что на введение единой ставки НДФЛ имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.

 В  той же Западной Европе при  тенденции уменьшения ставок  НДФЛ, высокие ставки на высокие доходы сохраняются или уменьшаются очень незначительно.

Налоговая система в целом нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

Информация о работе Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц