Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть порядок налогового администрирования НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.
Постановка обозначенной выше цели потребовала решения следующих задач:
Изучить сущность налогового администрирования
Рассмотреть методику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Рассмотреть мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
Найти основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и проанализировать зарубежный опыт.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц
6
1.1
Сущность налогового администрирования
6
1.2
Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
12
1.3
Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
22
1.4
Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного опыта
30
Глава 2
Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц


Заключение
37

Список использованной литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

на ндфл.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

Налоговый механизм - понятие прежде всего методологического и лишь затем – методического порядка. Рассматривать его содержание необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

С одной стороны, налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономическую  категорию. Его можно признать объективно необходимым процессом управления профессиональными отношениями, складывающимися  при обобщении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической  литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый  контроль.

С другой стороны, налоговый механизм – это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый  механизм выступает как экономический  инструмент субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых  отношений.

Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью  условий и правил реализации налоговых  законов.

У государства (в лице субъектов  налогового контроля) возникают налоговые  отношения с субъектами налогообложения  – юридическими и физическими  лицами, на которых лежит юридическая  обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым  отношениям может предшествовать система  мер, принимаемых субъектами налогового контроля с целью создания соответствующих  предпосылок для осуществления  контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Развитие рыночных отношений придает  управлению налогообложением иной экономический  смысл. Управление постепенно выходит  из статичного состояния и начинает реагировать на различные изменения  налоговых правоотношений [1, с.81]. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. Недопоступление налоговых платежей в бюджет может сигнализировать о том что:

  1. действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;
  2. налоговые администрации утратили способность осуществлять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возможности ухода от налогов;
  3. усилились интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избегании двойного налогообложения.

Такого рода сигналы обусловливают  необходимость пересмотра методов  налогового управления. Существует потребность  в изменении структур и функций  налоговых администраций, направленной налоговой политики и методических основ налогового производства, что  становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.

Для оптимального пути развития и  совершенствования налогового администрирования  необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные  принципы построения налоговой системы  и организации налоговой политики делятся на три группы:

  1. организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
  2. экономические, определяющее воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равно напряженность);
  3. правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).

1.2. Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

 

Налог на доходы физических лиц является прямым федеральным налогом. Он установлен главой 23 НК РФ. Налогоплательщиками  являются физические лица – резиденты  РФ, а также нерезиденты, получающие доход от источников в РФ. Объектами  налогообложения являются доходы, полученные в РФ, а также доходы, полученные за пределами России гражданами РФ. Доход может быть выражен в  денежной, натуральной формах, а  также в форме материальной выгоды. По различным видам доходов могут  быть установлены различные ставки. Налог перечисляется в налоговые  органы налогоплательщиками самостоятельно или налоговыми агентами.

Налоговыми  агентами являются работодатели, выплачивающие  доход своим работникам. Они обязаны  вести учет доходов налогоплательщиков в карточках 1 НДФЛ, а также удерживать и перечислять в налоговый  орган налог с любых доходов  налогоплательщиков. При невозможности  удержать исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан в течении  одного месяца с момента возникновения  соответствующих обстоятельств, письменно  сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности  удержать налог и сумму задолженности  налогоплательщика. Налог перечисляется  налоговыми агентами не позднее дня, следующего за выплатой дохода работнику. По истечении года работодатели до 1 апреля следующего отчетного периода  подают отчет в налоговый орган  по месту регистрации по форме 2-НДФЛ на каждого работника[5, с.43].

Для целей  обложения налогом доходами являются:

I. От источников в РФ:

1. Дивиденды  и проценты, полученные от российских  организаций и индивидуальных  предпринимателей или представительств  иностранных организаций в РФ.

2. Страховые выплаты от российских организаций или представительств иностранных организаций в РФ.

3. Доходы  от использования авторских или  иных смежных прав,

4. Доходы, полученные от сдачи в аренду  имущества,

5. Доходы  от реализации недвижимого имущества,  акций, иных ценных бумаг, долей  в уставном капитале, прав требований  к организации и иного имущества,

6. Вознаграждение  за выполнение трудовых или  иных обязанностей, выполненную  работу, оказанную услугу, совершение  действий в РФ,

7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные  выплаты,

8. Доходы, полученные от использования  транспортных средств,

9. Доходы, полученные от использование  трубопроводов, линий электропередач, линий оптико-волоконной связи или иных средств связи, включая компьютерные сети на территории РФ,

10. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании,

11. Иные доходы, полученные налогоплательщиком, в результате осуществления им деятельности в РФ.

II. Доходы, полученные за пределами РФ:

1. Дивиденды  и проценты, полученные от иностранных  организаций,

2. Страховые  выплаты, полученные от иностранных  организаций,

3. Доходы  от использование авторских и  смежных прав за пределами  РФ,

4. Доходы  от сдачи в аренду или иного  использования имущества, находящегося  за пределами РФ,

5. Доходы  от реализации недвижимого имущества,  акций, иных ценных бумаг, долей  участия в уставной капитале  за пределами РФ, прав требования  к иностранной организации, иного  имущества, находящегося за пределами  РФ,

6. Вознаграждения  за выполнение трудовых или  иных обязанностей, выполненную  работу, оказанную услугу, совершение  действий резидентами за пределами  РФ,

7. Пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные  выплаты, полученные в соответствии с законодательством иностранного государства.

8. Доходы, полученные от использования  транспортных средств за пределами  РФ,

9. Иные  доходы, полученные налогоплательщиком  в результате осуществление деятельности  за пределами РФ.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год, по истечении которого сдается декларация в налоговый орган. Налог исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке налоговая база. Налоговая  база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты[17, с.227].

Доходы не подлежащие налогообложению

Отдельные виды доходов не подлежат налогообложению. К ним относятся:

1. Государственные  пособия (кроме пособий по временной  нетрудоспособности), выплаты и компенсации  в соответствии с законодательством,

2. Государственные  пенсии в соответствии с законодательством,

3. Установленные  законодательством компенсационные  выплаты в пределах норм, связанные  с:

- возмещение  вреда от увечья или повреждения  здоровья,

- бесплатным  предоставлением жилья и коммунальных  услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения,

- оплатой  стоимости или выдачей натурального  довольствия или денежных средств  взамен довольствия,

- увольнением  работников, кроме компенсаций за  неиспользованный отпуск,

- исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов)

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- возмещением иных расходов, включая  расходы на повышение профессионального  уровня работников;

4. Вознаграждения  донорам,

5. Алименты,

6 Гранты  для поддержки науки, образования,  культуры и искусства в РФ, международными или иностранными  организациями с соответствии  с установленным перечнем,

7. Единовременная  помощь, оказываемая:

- в связи  со стихийными бедствиями и  чрезвычайными обстоятельствами  в целях возмещения ущерба  или вреда здоровья,

- своему  работнику в связи со смертью  члена его семьи или членам  семьи умершего работника и  др.

8. Стипендии,

9. Доходы  от продажи животных, продуктов  животноводства, растениеводства, цветоводства, пчеловодства при наличии личного  подсобного хозяйства.

10. Доходы  не превышающие 4000 рублей, полученные  по следующим основаниям:

- Подарки  от работодателей,

- Призы  от участия в конкурсах и  соревнованиях,

- Материальная  помощь, оказываемая работодателями,

- Призы  за участие в конкурсах и  соревнованиях,

- Оплата  медикаментов, приобретаемых работниками  по назначению врача.

И другие доходы в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Налоговые вычеты

При определении  размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются:

1. В размере  3000 рублей за каждый месяц:

А) Лицам, получившим лучевую болезнь и  другие заболевания, связанные с  радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Б) Лицам, непосредственно участвовавшим  в подземных испытаниях ядерного оружия,

В) Инвалидам  ВОВ,

Г) Инвалидам  из числа военнослужащих,

2. В размере  500 рублей за каждый месяц:

А) Героям СССР, героям РФ, лицам, награжденным орденами славы трех степеней,

Б) Инвалидам  с детства, инвалидам 1 и 2 групп,

В) Работникам и служащим, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействиям на работе в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

Г) Родителям  и супругам военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении служебных  обязанностей,

Д) Гражданам, выполнявшим интернациональный  долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.

3. В размере 1400 рублей на первого и второго ребенка, 3000 рублей на третьего и каждого последующего ребенка, на каждого ребенка-инвалида I или II группы и налогоплательщика до 18 лет или ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта до 24 лет. Вычет действует до месяца, в котором доход работника превысит 280000 рублей. Данный вычет предоставляется дополнительно к другим вычетам. Вычет в двойном размере предоставляется вдовам, вдовцам, единственным родителям, опекунам или попечителям.

Социальные налоговые вычеты предоставляются:

1. В сумме  расходов, перечисленных налогоплательщиком  на благотворительные цели в  виде денежной помощи организациям  науки, культуры, образования, здравоохранения  и социального обеспечения, частично  или полностью финансируемым  из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным  организациям, образовательным и  дошкольным учреждениям на нужды  физического воспитания граждан  и содержание спортивных команд  – но не более 25 % от дохода, полученного в налоговом периоде. 

Информация о работе Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц