Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть порядок налогового администрирования НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.
Постановка обозначенной выше цели потребовала решения следующих задач:
Изучить сущность налогового администрирования
Рассмотреть методику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Рассмотреть мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
Найти основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и проанализировать зарубежный опыт.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц
6
1.1
Сущность налогового администрирования
6
1.2
Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
12
1.3
Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
22
1.4
Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного опыта
30
Глава 2
Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц


Заключение
37

Список использованной литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

на ндфл.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1

Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц

6

      1.1

Сущность налогового администрирования 

6

      1.2

Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

12

      1.3

Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц

22

      1.4

Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного  опыта

30

Глава 2

Анализ налогового администрирования  налога на доходы физических лиц

 
 

Заключение

37

 

Список использованной литературы

40

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  работы определяется тем, что налоговое  администрирование является эффективным  инструментом обеспечения налоговых  поступлений в бюджетную систему  России, представляя собой организационно-управленческую систему правового регулирования  и практической реализации налоговых  отношений.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» указано, что налоговая политика в среднесрочной перспективе должна быть нацелена «на дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных экономических агентов; необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования существующих налогов».

Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права можно  назвать стержнем налоговой системы. Налоговому администрированию присущи  методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из перечисленных методов использует свои формы, способы, приёмы для решения  поставленных перед ними задач.

В настоящее время подготовить  квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания  самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно  меняется – изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные документы  на разных уровнях власти и т.д. Кроме  того, сложно выстроенная система  управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое  администрирование, определять его  функции и задачи развития. Современному специалисту важно не только знать  налоговое законодательство, но и  понимать такие понятия как налоговая  политика, налоговые отношения, налоговый  потенциал и т.д. Надо не только владеть теорией налогообложения, но и уметь реализовать её на практике.

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд  ли ошибаются те, кто считает налог  на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой  системы любого государства. Его  доля в государственном бюджете  прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К  примеру, в США его вклад в  бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько  меньше во Франции - 19%.

В нашей  стране НДФЛ занимает скромное место  в доходной части бюджета, так  как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет  средний уровень доходов или  ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 18%.

Такая ситуация свойственна экономике переходного  периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и  потребления, а с другой - упростить  налоговую систему и тем самым  снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать  ставки налогов на доходы (имеются  в виду доходы всех экономических  агентов независимо от правовой формы).

НДФЛ  связан с потреблением, и он может  либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной  проблемой  налогообложения доходов физических лиц является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Налог на доходы физических лиц уплачивается лично получателями дохода. Однако очень часто обязанность по удержанию  и перечислению налога в бюджет ложится  на фирмы. В этом случае они выступают  в роли налоговых агентов. Налоговое законодательство необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, и всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно знать законы страны, в которой живешь. Таким образом, определив актуальность темы, можно сформулировать основную цель данной работы и определить задачи.

Цель  – рассмотреть порядок налогового администрирования НДФЛ на примере  конкретной организации, а также  возможности его оптимизации.

Постановка  обозначенной выше цели потребовала  решения следующих задач:

  1. Изучить сущность налогового администрирования
  2. Рассмотреть методику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
  1. Рассмотреть мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц

  1. Найти основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и проанализировать зарубежный опыт.

Объектом курсовой работы является ООО "СК Моторс".

Предметом исследования – особенности исчисления налога на доходы физических лиц.

Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего 21  источник.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц

1.1. Сущность налогового администрирования

 

Налоговое администрирование обеспечивает реализацию налоговой политики государства.

Оценка  налоговой нагрузки экономики регионов проводится с использованием показателя ВВП. Налоговая нагрузка в части  отчислений в федеральный бюджет значительно отличается в разрезе  субъектов РФ и колеблется в диапазоне  от 4 до 23 % по отношению к валовому региональному продукту. Более 60% поступлений  в федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40% - на остальные субъекты РФ        [9, с.87].

В настоящее  время движение финансовых потоков  сосредоточилось в основном в  центральных регионах, что связано  с внутри корпоративными интересами крупных налогоплательщиков, предопридилившими концентрацию денежных средств в финансовых центрах России, и с недостаточным развитием банковского сектора в регионах, поэтому задача налогового администрирования состоит в относительном выравнивании налоговой нагрузки по субъектам РФ.

Учитывая  необходимость значительного улучшения  собираемости налогов и снижения уровня издержек исполнение налогового законодательства для государства  и для налогоплательщиков, налоговая  служба России после 2000 г. провела ряд исследований по оценке «экономичности» и результативности территориальных налоговых органов. Проведенные исследования в основном касались: действующей структуры налоговых органов в субъектах РФ, организационной структуры налоговых инспекций (в частности, удельного веса обслуживающего и управленческого персонала), «экономичности» мелких налоговых инспекций и возможностей повышения их потенциала.

Предварительный анализ выявил следующие негативные моменты существующей системы налогового администрирования:

  • Организация системы налоговых органов не в полной мере отвечает стоящим перед налоговой службой России задачам;
  • Обширная сеть мелких налоговых инспекций, контролирующая сравнительно небольшие суммы поступлений, обусловливает высокий уровень косвенных издержек (расходов на технику, обучение персонала) и требует значительных усилий в плане координации ее работы;
  • Многие регионы с большим числом мелких инспекций имеют чрезмерно высокие отношения численности управленческих кадров к общему числу работников;
  • Отсутствие типовых моделей организации местных налоговых инспекций с типовыми функциональными обязанностями усложняет управление ими.

Реформирование  налоговых отношений не может  привести к положительным результатам, если не будет достигнут 100% уровень  собираемости налогов. А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут  без эффективного налогового администрирования. Важной задачей является достижение оптимального соотношения фискальной и распределительной функций налогов в налоговой системе[10, с.152].

Сложность и жесткая централизация  организации налогового администрирования  оказывают разное влияние на экономические  субъекты – налогоплательщиков, стимулируют  их экономическое развитие при помощи комплекса разных методов.

Налоговое администрирование –  это динамически развивающаяся  система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых  органов в условиях рыночной экономики.

Обеспечение роста налоговых поступлений  и повышение уровня собираемости налоговых платежей по-прежнему является приоритетной задачей российских налоговых  органов.

С другой стороны, необходимость повышения  эффективности производства на всех ее стадиях, устранение диспропорций, возникающих в ходе структурной перестройке отраслей промышленности, а так же задача повышения реального жизненного уровня основной массы населения требуют снижения налоговой нагрузки. Необходимы благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирование их инвестиционной деятельности.

Значительный интерес с позиции  управления представляет потенциал  налоговой системы, т.е. ее возможности  и способности, которые могут  быть актуальны при рациональном использовании ресурсов для эффективного развития системы (рисунок 1). Отметим  что сам потенциал (потенциальные  возможности) может находится как  в состоянии невостребованных ресурсов (неиспользуемые возможности), так и в состоянии развития.

Налоговый потенциал любого региона  следует рассматривать с точки зрения развивающейся системы. Для этого необходимо: во-первых, обосновать содержание информационных связей налогового потенциала, ориентируясь на организационно - управленческую структуру налоговой системы; во-вторых, определить функциональные задачи и содержание налогового мониторинга, без которого невозможно достичь высокой эффективности налогового администрирования на региональном уровне. Федеральная налоговая служба России является единой системой органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Она реализует свои функции в отношении федеральных, региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики.

 

Рисунок 1 – Схема организации налогового потенциала

В соответствии с законными и  подзаконными актами регламентирующими  организацию работы налоговой системы, ее главной задачей является контроль за:

  • исполнением налогового законодательства;
  • правильностью исчисления налогов;
  • полнотой исчисления налогов;
  • своевременностью внесения налогов и иных платежей;

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслей институтов, вузы, а так же общественные организации - такие, как, например, общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков. Влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства также правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность – также, часть процесса управления налоговыми отношениями[16, с.112].

Налоги жестко увязаны с отношениями  собственности, которые всегда были областью конфирмации экономических  интересов.

Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и  дополняющее их, с теоретика практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем налогового механизма. Все его слагаемы (планирование, учет, регулирование и контроль) суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового прав позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить ее на весь налоговый механизм.

Информация о работе Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц