Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:46, реферат

Краткое описание

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются: оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показа¬телей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Содержание

Введение 3
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции 4
2 Анализ ассортимента и структуры продукции 6
3 Анализ качества произведенной продукции 10
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

экономанализ.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1 Анализ динамики и  выполнения плана производства  и реализации 

продукции                                                                                                                 4

2 Анализ ассортимента и структуры продукции                                                  6

3 Анализ качества произведенной продукции                                                      10

Список использованной литературы                                                                     13

 

 

Введение

Анализ деятельности предприятий  начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей  предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа  объема производства и реализации продукции  являются: оценка динамики основных показателей  объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных  и стоимостных показателях, в  единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая  и товарная продукция.

Валовая продукция это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной. 

1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

 

2 Анализ ассортимента и структуры продукции

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих  видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент  бывает: полный; групповой; внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой - наиболее эффективное  использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в  его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты: определение текущих  и перспективных потребностей покупателей: оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами, влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции, являются: внутренние причины: недостатки в организации производства; плохое техническое состояние оборудования; простои; аварии; недостаток средств; недостатки в системе управления и материального  стимулирования.

Внешние причины: конъюнктура рынка; изменение спроса на отдельные виды продукции; состояние материально-технического обеспечения; несвоевременный ввод в действие производственных мощностей  предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с  помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные  соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.

Если увеличивается удельный вес  более дорогой продукции, то объем  ее выпуска в стоимостном выражении  возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей  можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры  продукции.

Расчет влияния структурного фактора  на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном  выражении.

Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины понижения  качества и допущенного брака  продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами  понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске  продукции запланированные соотношения  отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

 

3 Анализ качества произведенной продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение  — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более  высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной  продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта

Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ТП), выручку от реализации продукции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом

Где цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; k1 - количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Информация о работе Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции