Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:19, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право как отрасль Российского права
Система муниципального права как отрасли права
Муниципалыю-правовые отношения: понятие, виды, структура (субъект, объект, содержание)
Наука муниципального права: понятие, предмет

Вложенные файлы: 1 файл

Мун.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" основаниями для создания муниципального предприятия могут являться:

- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

Казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

 

45. Статус муниципальных предприятий и учреждений, взаимоотношения с органами местного самоуправления

Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (приложение N 23) органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчинённости.

Органы местного самоуправления:

определяют цели, условия и порядок их деятельности;

осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;

утверждают их уставы;

назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;

заслушивают отчёты об их деятельности.

46. Приватизация муниципальной собственности: способы, полномочия органов местного самоуправления по регулированию порядка приватизации муниципальной собственности

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.  Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 2) продажа муниципального имущества на аукционе; 3) продажа муниципального имущества на конкурсе; 4) муниципального имущества посредством публичного предложения; 5) продажа муниципального имущества без объявления цены; 6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; [6] Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества. Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобразовательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности: 1) правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду; 2) правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения; 3) правила пользования земельными ресурсами; Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.

47. Статус муниципальных образований и органов местного самоуправления как участников гражданско-правовых отношений

Гражданско-правовой статус муниципальных образований позволяет говорить о них как о полновесных субъектах, причем не только гражданско-правовых, но и иных правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии с ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования признаются особым типом субъектов гражданского права, наряду с физическими и юридическими лицами, о чем свидетельствует сам факт их выделения в отдельную главу Гражданского кодекса - пятую. Будучи субъектами, прежде всего, публично-правовых отношений, государства, государственные и муниципальные образования нуждаются в выступлении в гражданском обороте. Отсюда вытекает необходимость наделения их гражданской правосубъектностью. В соответствии с пунктом 2 статьи 124 на муниципальные образования (как и на государства и государственные образования) в принципе распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданском обороте, кроме случаев, когда иное прямо предусмотрено законом и если это непосредственно вытекает из особенностей данных субъектов. Соответственно, к муниципальным образованиям как субъектам гражданско-правовых отношений можно отнести следующие признаки, характерные для юридических лиц, в то же время не противоречащие особой природе муниципальных образований:

наличие обособленного имущества в собственности;

ответственность по своим обязательствам этим имуществом;

приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав, несение обязанностей;

выступление в качестве истца или ответчика в суде.

Вместе с тем, исходя из особенностей правового статуса муниципальных образований, к ним не могут применяться следующие нормы ГК РФ, определяющие статус юридических лиц как коммерческих или некоммерческих организаций (ст. 50), существующих лишь в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах, а также:

о правоспособности юридических лиц (ст.49): юридические лица имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, закрепленным в их учредительных документах (объем их гражданской правоспособности определяется, таким образом, учредительными документами), и несут связанные с этой деятельностью обязанности; нуждаются в лицензии для осуществления отдельных видов деятельности;

о государственной регистрации юридических лиц и едином государственном реестре юридических лиц (ст.51);

о наименовании, содержащем указание на организационно-правовую форму юридического лица, и месте его нахождения (ст.54);

о представительствах и филиалах (ст.55);

о реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.57-65), их несостоятельности и банкротстве (ст.56).

В то же время в ГК РФ выделяется целая группа правоотношений, в которых в качестве субъектов выступают исключительно государства, государственные или муниципальные образования. Муниципальное образование является, в частности:

субъектом, на который возлагается обязанность возмещения ущерба гражданину или юридическому лицу, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления (ст.16, ст.1069);

субъектом права собственности на те виды имущества, которые могут находиться исключительно в муниципальной собственности (ст.212 п.3 абз.2);

субъектом, осуществляющим выкуп земельного участка для муниципальных нужд (ст.279 и др.);

заемщиком по договору муниципального займа (ст.817 п.5);

субъектом, несущим субсидиарную ответственность по требованиям вкладчиков к банку, в уставном капитале которого более 50 процентов акций или долей участия имеет муниципальное образование, в случаях невозврата банком вкладов (ст.840 п.1 абз.2);

организатором муниципальных лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, при этом, как и государственные образования, в отличие от иных субъектов, в лицензии не нуждаются (ст.1063).

Муниципальные образования фигурируют в качестве субъектов правоотношений, возникающих на основе норм, закрепленных в иных нормативных актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"29 муниципальное образование признается субъектом, от имени которого производится выпуск ценных бумаг, а также субъектом обязательств по муниципальным ценным бумагам (ст.2 п.1 абз.3, ст.13 и др.).

Вместе с тем, порядок деятельности муниципальных образований как субъектов особого рода специфичен, его определению посвящена статья 125 ГК РФ: от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (т.е. уставом муниципального образования). Непосредственно из данного положения Гражданского кодекса РФ не следует, что органы местного самоуправления обязательно имеют статус юридического лица, они должны быть наделены лишь компетенцией, в рамках которой могут действовать от имени муниципального образования. Строго говоря, получается, что органы местного самоуправления вправе выступать от имени муниципального образования в гражданском обороте и не имея статуса юридического лица.

В то же время Федеральный закон о местном самоуправлении исходит из той позиции, что выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (ст.20). Означает ли это, что все выборные и иные органы местного самоуправления с учетом особенностей избранной населением и закрепленной в уставе муниципального образования структуры наделяются статусом юридического лица? На этот вопрос в региональном законодательстве, муниципальных уставах и на практике дается различный ответ. В Иркутской области наибольшее распространение получила позиция, согласно которой муниципальные образования в своих уставах сами решают, какие органы будут наделены правами юридического лица, а какие - нет. В иркутском Законе о местном самоуправлении30 указывается, например, что "представительные органы местного самоуправления могут обладать правами юридического лица" и что их правовой статус определяется уставами муниципальных образований (ст. 39 п.4). А согласно Уставу города Иркутска31 правами юридического лица наделяются лишь администрация города и некоторые ее структурные подразделения (ст.47 п.2). При этом подчеркивается, что только органы местного самоуправления - юридические лица "в случаях и порядке, установленных законодательством и правовыми актами органов городского самоуправления, от имени города Иркутска своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, заключать договоры, выступать в суде".

48. Муниципальный заказ: понятие, правила размещения

Муниципальный заказ – это закупки органов местного самоуправления за счет общественных средств (в первую очередь бюджетных средств). Разница между государственным и муниципальным заказом довольно невелика, однако в законодательстве специально оговаривается понятие муниципального заказа. Понятие муниципального заказа существует для уточнения того, кто именно является заказчиком (государственный или муниципальный орган или учреждение). Государственные и муниципальные заказы призваны удовлетворить государственные нужды. Ведением сайтов для муниципальных заказов и управлением государственными и муниципальными заказами в регионах занимаются агентства муниципального заказа. Именно агентства муниципального заказа отслеживают правомерность размещения муниципальных заказов, соответствие всех процедур законодательству, осуществляют управление государственными и муниципальными заказами.

Основные правила размещения муниципального заказа

Размещение государственного и муниципального заказа осуществляется в рамках тендера. Основная задача тендера на муниципальный заказ – выявить поставщика, сотрудничество с которым будет максимально надежным и выгодным.

Все муниципальные заказы можно найти на сайтах муниципальных заказов в специальном реестре муниципальных заказов. Обычно региональные государственные и муниципальные заказы публикуются на единых порталах, поэтому термин «сайт муниципального заказа» является в данном случае упрощенным. Любой муниципальный заказ, вне зависимости от суммы, должен быть размещен на сайте муниципального заказа. Размещение государственного и муниципального заказа возможно различными способами.

На сегодняшний день законодательством признаны следующие способы размещения муниципального заказа в рамках системы муниципального заказа:

Открытый (или закрытый) конкурс.

Открытый (или закрытый) аукцион.

Запрос котировок.

Биржевые торги.

Закупки у единственного поставщика.

Электронные аукционы.

Оптимальный способ размещения муниципального заказа выбирается исходя из объемов контракта и сроков, в которые нужно реализовать данный государственный или муниципальный заказ. Формированием муниципального заказа может заниматься как сам госзаказчик, так и нанятый им организатор для тендера муниципального заказа (сегодня существуют специальные организации, которые профессионально занимаются управлением государственными и муниципальными заказами). Формирование муниципального заказа подразумевает под собой создание конкурсной документации для муниципального заказа, где описываются основные условия выбора поставщика, требования к предоставляемым товарам, работам и услугам в рамках муниципального заказа, а также сроки предоставления заявок на участие. Когда формирование муниципального заказа завершено, производится размещение муниципального заказа на сайте муниципального заказа и в реестре муниципальных заказов.

Открытое размещение государственного и муниципального заказа – это обязательная процедура. Информация о муниципальном заказе должна быть доступна, чтобы к участию в тендере на муниципальный заказ приняло участие как можно большее количество поставщиков. Размещение государственного и муниципального заказа позволяет создать условия свободной конкуренции и выбрать из поставщиков, приславших заявки на участие в конкурсе, того, кто предложил наиболее выгодные условия сотрудничества. Главная цель размещения государственного и муниципального заказа – это достижение прозрачности сделок по муниципальным заказам и экономия бюджетных средств. Муниципальные заказы имеют большое значение в жизни городов. Так, например, в Нижнем Новгороде существует Единый Центр Муниципального Заказа, занимающийся поставками продуктов питания высокого качества в социальные учреждения города и организацией школьного питания. Это наиболее эффективная система муниципального заказа. Благодаря деятельности Единого Центра Муниципального Заказа, система муниципального заказа в сфере продуктов питания в городе поставлена на высоком уровне. Размещение муниципальных заказов здесь производится, как обычно, через сайт муниципального заказа. Однако за выбором добросовестных поставщиков и исполнением муниципальных заказов в области поставок продуктов питания здесь более тщательно следят специальные комиссии.

49. Взаимоотношения органов местного самоуправления с организациями, созданными не на основе муниципальной собственности

Органы местного самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности в городском округе, вправе в соответствии с действующим законодательством предоставлять налоговые и иные льготы, преимущества организациям в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход местного бюджета в установленном законом порядке. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с действующим законодательством: 1) объединять на добровольной основе средства организаций, граждан и бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания муниципальных объектов производственной и социальной инфраструктуры и мероприятий социальной направленности; 2) осуществлять контроль за оптимальным размещением объектов социальной сферы на территории городского округа с учетом нужд и интересов жителей; 3) определять в порядке, предусмотренном федеральным законодательством мнение в отношении целесообразности признания организаций банкротами, применения процедур банкротства и хода процедуры банкротства; 4) осуществлять взаимоотношения с организациями и физическими лицами в иных формах в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"