Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:19, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право как отрасль Российского права
Система муниципального права как отрасли права
Муниципалыю-правовые отношения: понятие, виды, структура (субъект, объект, содержание)
Наука муниципального права: понятие, предмет

Вложенные файлы: 1 файл

Мун.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

"О муниципальной службе в Российской Федерации"

38. Правовые основы муниципальной службы субъектов Российской Федерации

Важная роль в организации муниципальной службы отводится законодательству субъектов Российской Федерации. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе и иные нормативные правовые акты. Правотворчество субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы развивается весьма динамично, субъекты самостоятельно регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов.

В настоящее время в развитие комментируемого Закона во всех субъектах Российской Федерации приняты законы, регулирующие муниципальную службу, например Закон Хабаровского края от 25.07.2007 N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае"

39. Правовой статус муниципальных служащих

Статус муниципального служащего составляют связанные со служебной деятельностью права, обязанности, ограничения и запреты. Правовое положение муниципального служащего имеет сходство со статусом государственного гражданского служащего.

Закон содержит несколько новых положений, касающихся правового положения муниципального служащего. Так, по действовавшему ранее Федеральному закону "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальному служащему запрещалось заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. В Законе о муниципальной службе такого запрета нет.

Статус муниципального служащего возникает после заключения трудового договора и вступления в силу акта представителя нанимателя о назначении на должность муниципальной службы. Это правило действует и в том случае, когда должность муниципальной службы замещается по конкурсу. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

 

40. Правотворческий процесс представительного органа местного самоуправления

Основными стадиями правотворческого процесса являются: подготовка и внесение проекта правового акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах или комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает основы правотворческого процесса в муниципальных образованиях и определяет круг его субъектов. Более детально правотворческий процесс определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа.

С подготовки и внесения проекта акта в орган местного самоуправления начинается правотворческий процесс. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Помимо таких обязательных субъектов права правотворческой инициативы уставом муниципального образования такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям и т.п.

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Решения представительного органа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решения по вопросам организации деятельности представительного органа, как правило, принимаются большинством голосов от присутствующего числа депутатов, если иное не установлено уставом муниципального образования.

Федеральным законодателем установлены ограничения при принятии определенных (финансовых) нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования. Так, в ч. 12 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения данного лица.

Дача такого заключения является одной из важнейших форм взаимодействия руководителя исполнительной власти муниципального образования с представительным органом в процессе осуществления последним правотворческой деятельности.

После принятия представительным органом муниципального образования нормативный правовой акт направляется для подписания и обнародования главе муниципального образования.

Если же глава муниципального образования одновременно является и главой местной администрации, то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения главой муниципального образования нормативного правового акта он вновь рассматривается в представительном органе и при этом может быть одобрен данным органом, если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее двух третей) от установленной численности депутатов представительного органа.

Нормативный правовой акт, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой муниципального образования и подлежит подписанию в течение семи дней и обнародованию.

41. Способы формирования муниципальной собственности

Наиболее распространенными способами формирования муниципальной собственности в настоящее время являются:

а) муниципализация (передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность);

б) покупка (приобретение на стоимостной основе);

в) дарение;

г) строительство новых объектов;

д) передача по судебному решению;

е) захват бесхозных объектов;

ж) изъятие для муниципальных нужд и т.п.

В качестве критериев формирования муниципальной собственности можно выделить следующие:

а) критерий обязательности, т.е. в состав муниципальной собственности обязательно должны входить объекты, обеспечивающие выполнение социальных, экономических и прочих функций, которые не должны, не могут или не заинтересованы выполнять государственные органы;

б) критерий структурной связанности (для объектов муниципальной собственности характерна высокая степень технологически функциональных взаимосвязей в рамках муниципального образования);

в) критерий значимости означает, что в состав муниципальной собственности должны входить наиболее значимые и приоритетные объекты для социально-экономического развития муниципального образования;

г) критерий возможности: в состав муниципальной собственности следует вносить те объекты, содержание и финансирование которых возможно за счет средств местного бюджета.

42. Влияние приватизации на процесс формирования муниципальной собственности в России

На формирование муниципальной собственности заметное влияние оказал процесс приватизации, от которого, однако, органы местного самоуправления практически были отстранены и не играли в нем сколько-нибудь существенной роли.

Под приватизацией в законодательстве принято понимать отчуждение (переход) имущества, главным образом недвижимого, из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, которые предусмотрены специальным законодательством.

В частности, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества, а также особенности приватизации отдельных видов имущества. Закон закрепляет следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых обществ, их работникам;

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций и т.п.

Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе или посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится муниципальное имущество.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации.

 

43. Управление объектами муниципальной собственностью: понятие, полномочия органов местного самоуправления

Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются актуальными в современных экономических условиях, так как муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления.

В частности, управление собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

На примере г. Хабаровска: Управление объектами муниципальной собственности осуществляет администрация города в случаях и порядке, предусмотренных городской Думой.

Администрация города, осуществляя управление муниципальной собственностью через свои структурные подразделения, вправе:

1) передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, отчуждать, передавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом в порядке, установленном федеральными законами, краевыми законами и нормативными правовыми актами городской Думы;

2) осуществлять контроль за использованием объектов муниципальной собственности;

3) выполнять программу приватизации муниципального имущества, утвержденную городской Думой;

4) защищать имущественные права всеми установленными гражданским законодательством способами;

5) производить вклады в уставные капиталы организаций иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством;

6) участвовать в создании организаций для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

18. ч. 4 ст. 51 Создание муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

44. Создание муниципальных предприятий и учреждений

131-фз устанавливает право органов местного самоуправления участвовать в создании муниципальных предприятий и учреждений

В соответствии с концепцией Закона эти общества также должны содействовать осуществлению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Вопросы создания и функционирования муниципальных предприятий регулируются ГК РФ и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание муниципальных унитарных предприятий следующих видов:

- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия);

- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"