Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 02:19, шпаргалка

Краткое описание

Муниципальное право как отрасль Российского права
Система муниципального права как отрасли права
Муниципалыю-правовые отношения: понятие, виды, структура (субъект, объект, содержание)
Наука муниципального права: понятие, предмет

Вложенные файлы: 1 файл

Мун.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

11. Организация местной власти в советский период

После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

12. Социальная и юридическая природа местного самоуправления: историко-теоретический аспект

Многообразие систем местного самоуправления обусловлено особенностями социального, экономического и политического развития страны, ее демократическими традициями и государственным устройством. Однако любая из этих систем основывается на ряде демократических принципов, до некоторой степени свойственных им всем. На этой объективной базе появилась возможность создать международную конвенцию в пределах Совета Европы - Европейскую хартию о местном самоуправлении

Хартия была создана в середине 80-х годов XX столетия и открыта для подписания 15 октября 1985 г. по предложению функционирующего в границах Совета Европы Европейского конгресса региональных и местных властей. Участниками ее стали: Австрия, Болгария. Венгрия, Греция. Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Турция, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония и ряд других стран (всего 28).

Европейская хартия местного самоуправления была подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 г., утверждена Государственной думой 20 марта 1998 г., вступила в силу на территории Российской Федерации 1 сентября 1998 г.2

Каждая система базируется на ряде демократических начал.

Хартия является документом, в котором сформулированы принципы и понятия местного самоуправления. Она направлена на обеспечение и защиту прав органов местного самоуправления как наиболее близких к рядовым гражданам властных структур, поскольку именно эти последние дают гражданам возможность участвовать в принятии решений, которые касаются условий их повседневной жизни. Этот документ вменял в обязанность подписавшимся странам и их правительствам соблюдать основополагающие принципы, которые гарантируют финансовую, административную и политическую независимость местных сообществ в условиях децентрализации власти.

Местное самоуправление, согласно ст. 3 Хартии, это: "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".

В настоящее время местное самоуправление является основой конституционного строя, одной из форм народовластия, гарантией права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путем самоорганизации и самодеятельности граждан.

Для того, чтобы лучше понять такое непростое явление, как местное самоуправление, нужно рассмотреть его в качестве социальной идеи. В целом, идеи есть обобщенные взгляды, которые сформированы или на базе опыта, или на теоретической базе.

Соответствующее терминологическое определение идея местного самоуправления получила на границе XVIII-XIX веков. X. Шоллер и Г. Штимпфл, немецкие исследователи, увязывают возникновение понятия "местное самоуправление" с событиями Великой Французской революции, и считают его формой закрепления независимости социума от государства.

Говоря об образовании данного явления, следует уточнить соотношение между местным самоуправлением и самоуправлением в целом. Исторически местное самоуправление явилось предтечей самоуправления, по крайней мере, этой точки зрения придерживаются многие исследователи. Ранее упоминавшиеся X. Шоллер и Г. Штимпфл непосредственно указывают на то, что понятие "самоуправление" впервые стало использоваться в связи с «местным самоуправлением». Авторы монографии "Институты самоуправления, историко-правовое исследование" также согласны с данной позицией.

Понятие "самоуправление" возникает в юридической науке в 50-е годы этого столетия, тогда как до этого и административная наука, и законодательство Германии говорили лишь о территориальном и местном управлении. Необходимо отметить, что немецкое самоуправление связывают с именем барона фон Штейна и проведенной им местной реформой, основы которой были заложены в 1808 г. В то же самое время термин "самоуправление" более широко и полно использовали в Англии XVIII столетия, откуда это понятие пришло в Германию, а затем и в Россию. В самом деле, как раз в данный период местное самоуправление в России становится предметом самостоятельного научного анализа.

Русские юристы причисляли к местному самоуправлению городское и земское самоуправление. Согласно В.В. Погосскому, местное самоуправление - это руководство, осуществляемое людьми, отобранными населением. М.А. Курчинский предполагал, что самоуправление на местах являет собой управление всеми местными потребностями самим обществом.

Определения понятия местного самоуправления весьма разнообразны. Например, в земских кругах России наиболее популярно было определение Н. Лазаревского: "Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением". Также хорошо известно в России и определение, которое принадлежало англичанами П. Ашлейу и И. Редлиху: "Местное самоуправление есть осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву".

13. Научное и законодательное определение понятия местного самоуправления в России

В современной научной литературе местное самоуправление рассматривается преимущественно как правовой институт и существенно меньше обсуждаются иные подходы к анализу природы местного самоуправления.

Здесь уместно отметить, что местное самоуправление в отношении государства на практике проявляется не только как институт власти. Например, в современной практике местное самоуправление проявляет себя в качестве:

уровня управления (в системе управления социально-экономическим развитием страны);

системы управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования;

института гражданского общества;

механизма согласования интересов общества и государства и др.

Однако указанные качества местного самоуправления напрямую не следуют из текста Конституции России, они представляют собой проявления сложной природы местного самоуправления.

В ФЗ-131 дано законодательное определение понятия “местное самоуправление” Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, где указано: Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Особенностью данного определения является то, что в нем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ

Итак, местное самоуправление в РФ это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:

2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;

3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;

4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления; 5) под свою собственную ответственность;

6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;

7) достаточной материальной и финансовой базы;

8) исходя из интересов населения;

9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций.

 

14. Признаки местного самоуправления в Российской Федерации

Можно выделить ряд характерных признаков (применительно, естественно, к РФ). Итак, местное самоуправление в РФ это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ:

2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;

3) для самостоятельного решения вопросов местного значения;

4) либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления;

5) под свою собственную ответственность;

6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставов и законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;

7) достаточной материальной и финансовой базы;

8) исходя из интересов населения;

9) его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей и традиций.

15. Представительный орган местного самоуправления. Правовой статус (положение) депутата представительного органа местного самоуправления

В соответствии с ФЗ ^ 154 представительный ОМС состоит из депутатов, является коллегиальным выборным органом. Следовательно, работа депутатов этого органа может быть организована, прежде всего, в форме совместной их деятельности. В качестве таковой ныне действующие представительные ОМС используют, как правило, форму заседаний (иногда - сессий). Заседание, как правило, является основной организационно-правовой формой деятельности представительных ОМС (думы. собрания депутатов, муниципального совета и др.).

Наряду с такой формой работы представительных ОМС. как их заседания, работа депутатов осуществляется также в составе определенных групп, то есть депутатских комитетов, комиссий и т.п. Заседания последних являются организационно-правовой формой деятельности депутатов представительных ОМС.

Организационно-групповой формой деятельности депутатов представительного ОМС следует также считать так называемые “публичные слушания”, которые проводятся либо в рамках всего представительного ОМС, либо в рамках отдельных его комитетов и комиссий, по вопросам. относящимся к ведению данных муниципальных органов.

Наконец, деятельность депутатов представительного ОМС может носить индивидуальный характер, осуществляться в форме приема избирателей в своем избирательном округе, рассмотрения их жалоб, заявлений, обращение депутата с запросами и вопросами к должностным лицам местного самоуправления и органов государственной власти, выступления депутата перед своими избирателями с отчетом о своей работе и работе представительного ОМС и др.

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

7 Депутаты члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключение’.’ случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"