Формы непосредственной демократии в системе МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

МП сем 7.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как правового, социального, демократического государства.

Принцип научности правотворческого процесса. Правотворчество - специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Правотворчество должно опираться на научный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки. Последствия несоблюдения данного принципа являются тяжелейшими. В данном случае можно привести пример всё с тем же многострадальным Уголовным кодексом РФ. В 1996 г. при его принятии возобладали политические амбиции коммунистического большинства в Государственной Думе, и проект УК РФ, разработанный группой учёных и практиков, созданной по инициативе Президента РФ, был отвергнут. По этой причине УК РФ 1996 г. сразу же подвергся шквалу критики со стороны правоприменителей. Он за шесть лет применения претерпел множество изменений, а в декабре 2003 г. была принята фактически его новая редакция, которая соответствует именно проекту президентской группы, отвергнутому в 1996 г.

Принцип соблюдения баланса публичных и  частных интересов.

Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной  стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика  стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению  предпринимательской деятельности. В данном случае Россия также имеет  горький опыт. Налоговое законодательство создавалось в условиях постоянного  острого экономического кризиса. Оно  преследовало цели обеспечить доходную часть бюджета. При этом интересы предпринимателей просто игнорировались, что вызвало уход значительной части  бизнеса "в тень". Это также  имеет свои негативные последствия. За время нахождения "в тени" предприниматели получили огромный опыт противостояния фискальным органам, который они продолжают а5тивно  использовать даже после либерализации  налогового законодательства. Действует  принцип: "Зачем отдавать своё кровное  даже в незначительном количестве, если его можно вообще не отдавать".

Рассмотрим виды правотворчества.

Народное  правотворчество осуществляется путём референдума. Референдум – это всенародное голосование населения по важнейшим вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти.

Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества, остальные два носят несущественный, вспомогательный характер.

Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Государственное правотворчество  представляет собой формализованный  процесс, состоящий из ряда последовательно  сменяющихся стадий:

· Первая - выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.

· Вторая - решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.

· Третья - предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами.

· Четвёртая - официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.

· Пятая - принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.

· Шестая - опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.

5. Понятие, виды, этапы обращения граждан. Статья 4. Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" дает понятие обращение гражданина (далее - обращение) как направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления из чего вытекают и виды обращений, определенные в данном Законе:

1. предложение - рекомендация  гражданина по совершенствованию  законов и иных нормативных  правовых актов, деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления, развитию  общественных отношений, улучшению  социально-экономической и иных  сфер деятельности государства  и общества;

2. заявление - просьба гражданина  о содействии в реализации  его конституционных прав и  свобод или конституционных прав  и свобод других лиц, либо  сообщение о нарушении законов  и иных нормативных правовых  актов, недостатках в работе  государственных органов, органов  местного самоуправления и должностных  лиц, либо критика деятельности  указанных органов и должностных  лиц;

3. жалоба - просьба гражданина  о восстановлении или защите  его нарушенных прав, свобод или  законных интересов либо прав, свобод или законных интересов  других лиц.

Статья 2 Закона закрепляет две  формы обращения: личное и письменное.

Личное обращение заключается  в непосредственном присутствии  гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе или  у должностного лица.

Письменное обращение  может заключаться в направлении  адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно  должностному лицу документально оформленных  обращений.

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое путем  голосования или сбора подписей участников митинга или собрания.

 

 

Дополнение. Правовая основа обращения граждан

обращение гражданин заявление

Основным документом, определяющим правовую  основу обращения граждан является Конституция РФ.  Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.    

Закон Российской Федерации  от 27 апреля 1993 г.  № 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан(по состоянию на март 2009 г.в ред.фз №4-ФЗ от 09.02.2009)

Постановление Правительства  РФ от 28 июля 2005 г. N 452

"О Типовом регламенте  внутренней организации федеральных  органов исполнительной власти"(с изменениями от 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта, 7 ноября 2008 г., 17 марта, 30 апреля, 15 июня 2009 г.)

Приказами отдельных министерств  и ведомств были так же утверждены инструкции по работе с обращениями  граждан:

- Приказом  Генпрокуратуры  РФ от 27 февраля 2010 года N 70/122. утверждена  Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан;

- Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 "Об утверждении  Инструкции по работе с обращениями  граждан в системе МВД России" (с изменениями от 11 января, 27 августа  2010 г.);

- Приказ МИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986 "Об утверждении  "Инструкции о работе с обращениями  граждан и приеме посетителей  в Представительстве Министерства  иностранных дел Российской Федерации  на территории Российской Федерации";

- Приказ МЧС РФ от 15 июня 2004 г. N 283 "Об утверждении  Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета  сообщений о преступлениях, связанных  с пожарами, и иной информации  о пожарах";

- Приказ МО РФ от 28 декабря  2006 г. N 500 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ  ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН  В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ и  др.

Обращения работников в комиссию по трудовым спорам регулируются  ст.378 Т К  РФ.

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в  п.2 ст.3 предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.[1] Устанавливая пределы действия законов, регулирующих обращения граждан, законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, не распространяет их положения на следующие обращения:

- обращения, связанные  с изобретениями, открытиями, рационализаторскими  предложениями, порядок рассмотрения  которых регламентируется федеральным  законодательством;

- обращения, рассматриваемые  в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства  по делам об административных  правонарушениях;

- обращения, отнесенные  законодательством Российской Федерации  к компетенции Конституционного  Суда Российской Федерации, а  законодательством субъектов Российской  Федерации - к компетенции конституционного (уставного) суда того или иного  субъекта Федерации;

- обращения, направляемые  Уполномоченному по правам человека  в Российской Федерации и Уполномоченному  по правам человека субъектов  Федерации;

- обращения, вытекающие  из отношений, складывающихся  внутри коллективов организаций  и общественных объединений, регулируемых  федеральным законодательством,  их уставами и положениями;

- запросы в архивы;

- иные обращения, в отношении  которых законодательством Российской  Федерации установлен специальный  порядок рассмотрения.[2]

Общий порядок подачи и  рассмотрения обращений граждан

 
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права  на обращение не должно нарушать права  и свободы других лиц. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Работа с  обращениями граждан рассматривается  в законодательстве как одно из направлений  реализации государственным органом  своей компетенции, а потому осуществляется бесплатно.

В отличие от порядка, установленного Законом, обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан, оплачивается государственной  пошлиной.

Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом. Заявления или  жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также  органы опеки и попечительства.

Установленный  Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (п.3 ст.1).        

 Принцип подведомственности, установленный ч. 1 ст. 8 Закона, определяет, что направленное гражданином  обращение должно рассматриваться  тем органом или должностным  лицом, в чью компетенцию входит  разрешение по существу вопросов, поставленных в обращении. При  этом прямой обязанности граждан  знать о компетенции того или  иного государственного либо  муниципального органа, а также  должностного лица в Законе  не установлено. Таким образом, при направлении обращений граждане вправе самостоятельно определять орган, в который они обращаются. [3] Важной гарантией является установление положения о том, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением указанных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

В отдельных случаях ввиду  сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости  дополнительной проверки изложенных в  них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в  порядке подчиненности.

Устные обращения граждан  регистрируются по их поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

Результаты рассмотренных  по существу устных обращений граждан  доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации  и субъекта Российской Федерации.

Письменные обращения граждан также регистрируются по их поступлении в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Формы непосредственной демократии в системе МСУ