Формы непосредственной демократии в системе МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

МП сем 7.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Тема: Формы непосредственной демократии в системе МСУ.

  1. Понятие, виды, этапы местного референдума.

Местный Референдум – это голосование обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах одного муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Дополнить. Правовая основа Местного референдума – Конституция РФ (ст. 3, 32 и др.), ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ в ред. от 6 октября 2003 г., законы субъектов РФ о местном референдуме, а также уставы соответствующих муниципальных образований.

Предмет местного референдума – вопросы, которые могут выноситься на референдум.

Правила определения  предмета местного референдума изложены в ст. 12 ФЗ от 12 июня 2002 г., п. 3 которой гласит: «На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения». Это положение требует, чтобы в уставе каждого муниципального образования были обязательно перечислены конкретные вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум.

В данный перечень не должны входить следующие вопросы:

О досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления  полномочий органов местного самоуправления и его должностных лиц, а также  о проведении досрочных выборов  органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

О персональном составе  органов местного самоуправления;

Об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на назначение на должность или освобождение от нее депутатов представительных и членов других выборных органов  местного самоуправления и его должностных  лиц;

О принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, установлении, изменении или отмене местных  налогов и сборов (за исключением  случаев разовых добровольных сборов средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования);

О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые  на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации. Вопрос, выносимый на местный референдум, необходимо сформулировать так, чтобы  на него можно было дать лишь однозначный  ответ. Кроме того, такие вопросы  не должны противоречить законодательству РФ и соответствующего субъекта РФ.

Решение о назначении и проведении местного референдума  принимается представительным органом  местного самоуправления. Назначается  он:

По инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном  референдуме;

По инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными  общественными объединениями, уставы которых предусматривают их участие  в выборах и (или) референдумах и  которые зарегистрированы в порядке  и сроки, установленные федеральным  законом;

По совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной  администрации.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования  в соответствии с федеральным  законом.

Для выдвижения инициативы проведения референдума 
 
и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа. Ее вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме. Количественный состав этой группы регламентируется уставом муниципального образования. Выдвинуть инициативу проведения референдума могут также избирательное объединение, иное общественное объединение, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы.

Для назначения референдума  инициативная группа должна представить  в орган, обозначенный уставом муниципального образования, подписи участников референдума  в поддержку инициативы его проведения.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно  представительным органом муниципального образования 
 
и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Представительный  орган муниципального образования  обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления  в него документов о выдвижении инициативы проведения референдума.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, он назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. При назначении референдума судом он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Граждане РФ участвуют  в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования  и принятое на местном референдуме  решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Данное решение обязательно к исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на нем решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом  органами государственной власти.

Гарантии права  граждан на участие в местном  референдуме устанавливаются федеральным  законом, порядок его подготовки и проведения регулируется законом  субъекта РФ.

  1. Понятие, виды, этапы муниципальных выборов.

Муниципальные выборы — форма  прямого волеизъявления граждан, осуществляемого  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований в целях формирования органа местного самоуправления или  наделения полномочиями должностного лица.

В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной  публичной власти:

— выборы — один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления населения и публичного принятия им кадровых решений;

— выборы выступают как  часть и исходное начало представительного  властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;

— выборы позволяют гражданам  непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные  права и свободы;

— по своим масштабам, широте участия в избирательной кампании различных слоев местного населения  выборы представляют собой общемуниципальное политическое мероприятие;

— выборы выступают одним  из элементов структурирования гражданского общества, позволяя выявить различные  позиции, интересы, подходы к выработке  компромиссных решений.

Помимо формирования выборных органов, избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в ходе выборов решаются и другие задачи. В частности, дается общественная оценка проводимого органами местного самоуправления курса социально-экономического развития муниципального образования (смена местных лидеров может свидетельствовать о негативном отношении жителей к деятельности прежнего руководства); местным сообществом формируется кадровый резерв муниципальных руководителей, дается публичная оценка личных качеств и профессиональной деятельности лиц, претендующих на выборные должности, и предложенных ими программ и приоритетных направлений развития муниципального образования; обеспечивается своевременное реагирование на негативные тенденции в общественной жизни на территории муниципального образования.

Нормативно-правовую базу муниципальных  выборов составляют акты четырех  уровней правового регулирования:

международного (Европейская  хартия местного самоуправления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

федерального (Конституция  России, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23), Федеральный закон  от 27 ноября 1996 г. № 142-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

регионального (субъектов  Российской Федерации), регулирующих на основе федерального законодательства порядок организации и проведения муниципальных выборов. Это могут быть: избирательные кодексы (они приняты в городе Москве, в Республике Башкортостан, в Амурской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Читинской областях, в Алтайском, Приморском и Хабаровском краях. При этом в Алтайском крае 15 апреля 2005 г. принят Кодекс о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц); законы (например, законы Самарской области от 5 марта 2005 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»; от 11 марта 2005 г. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления»);

муниципального (устав муниципального образования).

Основу избирательного законодательства в Российской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому  гражданину Российской Федерации, постоянно  проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

Муниципальные выборы подразделяются на основные или очередные выборы у досрочные выборы, повторные выборы и дополнительные выборы.

Основные (очередные) муниципальные  выборы проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и выборного  должностного лица местного самоуправления. Закрепляемый в уставе муниципального образования срок полномочий депутатов, выборных органов и выборных должностных  лиц не может быть менее двух и  не более пяти лет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с уставом  муниципального района формирование его  представительного органа может  осуществляться не путем выборов, а  путем делегирования в его  состав глав муниципальных образований  поселений и депутатов представительных органов поселений, расположенных  на территории муниципального района. Кроме того, в поселении с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего  представительного органа, иного  выборного органа и выборного  должностного лица местного самоуправления. В частности, основаниями досрочного прекращения полномочий могут быть: депутата, члена выборного органа — отзыв этих лиц избирателями муниципального образования; представительного  органа: а) принятие им решения о  самороспуске; б) вступление в силу решения соответствующего суда на уровне субъекта Федерации о неправомочности  данного состава представительного  органа; в) вступление в силу закона субъекта Федерации о роспуске представительного  органа в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЭ (ответственность перед государством); выборного должностного лица местного самоуправления: а) отзыв избирателями; б) издание высшим должностным лицом субъекта Федерации правового акта об отрешении от должности выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ответственность перед государством), а также иные основания, предусмотренные частью 6 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ.

Повторные муниципальные  выборы проводятся в случаях выбытия  всех кандидатов; признания выборов несостоявшимися, недействительными либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случаях, когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе.

Информация о работе Формы непосредственной демократии в системе МСУ