Управление персоналом в муниципальных образованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы в том, что осуществление в стране экономической и политической реформ, демократизация государственной и общественной жизни, необходимость неотложного решения многих социальных проблем объективно требуют серьезных изменений в системе государственного управления и местного самоуправления.
Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1.Совершенствование работы с кадрами как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления 6
1.2. Содержание работы по подбору и расстановке кадров на государственной и муниципальной службе 19
2. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 32
2.1. Современные механизмы подбора кадров государственной 32
и муниципальной службы 32
2.2. Актуальные проблемы расстановки персонала государственной и муниципальной службы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

- качества, в том числе и скрываемые в обычных условиях (повышенное честолюбие, нежелание брать на себя ответственность, эгоцентризм и т.д.);

- общепрофессиональные качества (эрудированность, способность к логическому мышлению и т.п.);

- управленческие качества (потенциал лидера, способность к принятию нестандартных решений, творческий характер мышления);

Следует заметить, что  результаты тестирования в процессе отбора имеют лишь вспомогательное  значение.

3. Оценка по рефератам. При этой процедуре кандидатам, независимо друг от друга, предлагается изложить свою программу работы, в случае их назначения. Им ставятся одинаковые вопросы, касающиеся будущей работы, с целью сопоставления ответов по следующим параметрам:

- оценка кандидатом на должность основных целей и задач подразделения по месту будущей работы;

- выбор перспектив улучшения деятельности подразделения и средств их достижения;

- основные направления в его предполагаемой деятельности;

- требования к деловым и личностным качествам своих коллег по работе.

4. Окончательное   собеседование.   Имеет   целью   уточнение невыясненных до конца и возникших в ходе промежуточных процедур вопросов и принятие окончательного решения. До этого этапа управление по работе с кадрами Администрации области должно  передать  в государственную конкурсную комиссию результаты уже завершенных процедур отбора, а также сформулировать свое мнение по кандидатурам. Принятие окончательного решения, как правило, предлагается в форме рекомендации о принятии на работу кандидата, победившего в конкурсе:

-с обязательным испытательным  сроком;

- с предварительным  профильным обучением и стажировкой;

-без каких-либо предварительных  условий.

Практика показывает, что конкурсное замещение вакантных  должностей государственной службы, является наиболее эффективным способом формирования кадрового состава органов управления. Однако, несмотря на это, конкурсная система отбора кандидатов в аппарат и органы администрации Ростовской области, практикуется пока мало. В основе назначения на должность все еще по большей части лежит единоличное решение руководителя органа управления.

При этом процедура найма  на работу также как и конкурсный отбор, состоит из нескольких ступеней, которые последовательно проходят заявители. На каждой ступени отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

Типичный процесс принятия решения по отбору, который практикует главное управления государственной  и муниципальной службы, организационной  и кадровой работы Администрации Ростовской области, включает семь последовательных этапов:

  1. Предварительная отборочная беседа.
  2. Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты.
  3. Беседа по найму
  4. Тесты по найму.
  5. Проверка рекомендаций и послужного списка.

6. Медицинский осмотр.

7. Принятие решения.

Главное управление государственной  и муниципальной службы, организационной  и кадровой работы Администрации  Ростовской области в своей деятельности четко следует этой схеме, проводя  претендента на вакантную должность  по всем обозначенным «ступеням». И данная схема в большинстве случаев себя оправдывает. Она позволяет сформировать довольно компетентный, профессиональный коллектив, способный на высоком уровне управлять теми социально-экономическими процессами, которые протекают на территории области.

Так, например, в структуре  аппарата Администрации Ростовской области из 226 работников аппарата высшее образование имеют 214 человек среднее  специальное - 12. Из специалистов, имеющих  высшее образование, порядка 50 % - экономисты и юристы. При этом средний возраст государственных служащих аппарата - 45 лет.

В целом приведенные  данные позволяют сделать вывод  о том, что формирование персонала  государственной службы в Администрации  области соответствует  положениям,  предусмотренным  концепцией  кадровой политики в органах исполнительной власти Ростовской области. Вместе с тем, как показывает практика, подобрать необходимые кадры - это лишь  полдела. Со временем любая управленческая структура, включая ее кадровый состав, теряет свою начальную эффективность. В этой связи со стороны организации должны предприниматься постоянные меры по поддержанию ее в функциональном состоянии. Не последнюю роль в этом отношении играет деятельность по расстановке кадров организации.

 

2.2. Актуальные проблемы расстановки персонала государственной и муниципальной службы

 

Под  расстановкой   кадров   в   системе  государственного  и муниципального   управления    подразумевается   обоснованное   и целесообразное распределение  работников по структурным подразделениям и должностям государственной и муниципальной службы в соответствии с требуемым уровнем подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами.

Расстановка кадров - задача исключительно сложная. Даже после  того, как произведен отбор специалиста  для работы в органе государственного или муниципального   управления,   по   всем   формальным   признакам соответствующего требованиям должности, руководству организации приходится принимать решения в отношении его наиболее рационального использования,    последующих    перемещений    (вертикальных    и горизонтальных), определять степень его соответствия занимаемой должности и т.д.

Нередки ситуации, когда  специалиста, изначально принятого  для  работы на определенном участке, рациональнее использовать в другой области деятельности данного органа или структурного подразделения органа государственного (муниципального) управления. В этом случае руководитель принимает решение о перераспределении функциональных обязанностей между специалистами возглавляемой им структуры.

В рамках мероприятий по расстановке кадров нельзя не учитывать и личные предпочтения сотрудников, характер неформальных отношений в подразделении.   Негативный   социально-психологический   климат  в  коллективе, отсутствие общих интересов у работников может создать значительные сложности в деятельности организации, существенно снизить общую продуктивность работы.

В масштабах организации  проблема расстановки кадров тесно  тереплетается с вопросами служебно-профессионального  продвижения персонала, обеспечения  карьерного роста сотрудников путем перемещения их на вышестоящие должности.

Служебно-профессиональное    продвижение    -    предлагаемая организацией последовательность различных  ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые  сотрудник может пройти за период своей трудовой деятельности в организации.

В своем общем виде служебно-профессиональное продвижение  может быть представлено определенной последовательностью этапов. Так, например, в отношении линейных руководителей  органов государственного и   муниципального   управления   система   продвижения   -   есть последовательность, как минимум, пяти следующих фаз:

Первый этап - работа со студентами старших курсов базовых  учебных заведений региона и  студентами, направляемыми для прохождения  практики в органы управления. Специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями структурных подразделений органов, принимающих студентов на практику, проводят подбор наиболее способных из них, склонных к управленческому труду, и зачисляют отобранных претендентов в кадровый резерв для назначения (в случае появления вакансий) на должности специалистов.

Второй этап - работа с  молодыми специалистами, принятыми  в организацию. На этом этапе в  течение определенного периода  времени (как правило, до года) руководителем органа управления отслеживается работа молодого специалиста, анализируется его склонность к принятию самостоятельных  управленческих  решений  и делается  вывод  о целесообразности зачисления его в резерв выдвижения на руководящие должности нижнего звена управления.

Третий этап - работа с  руководителями нижнего управленческого  звена. На этом этапе отобранные руководители нижнего звена (начальники секторов, служб, отделов) закрепляются в качестве дублеров за линейными руководителями среднего звена и замещают их во время отсутствия. При условии успешной работы на данных должностях руководители нижнего звена управления зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на вышестоящие должности.

Четвертый этап - работа с руководителями среднего звена управления (начальники управлений, комитетов и т.п.). На данном этапе к уже сформированной группе молодых руководителей органа управления могут присоединяться перспективные руководители из сторонних организаций. За каждым, назначенным на должность руководителем среднего звена, имеет смысл «закрепить» наставника - руководителя высшего звена для индивидуальной работы с ним.

Четвертый этап должен также  предусматривать программы повышения  квалификации и стажировку руководителей  среднего звена управления в передовых организациях, а также периодические тестирования с целью выявления их профессиональных навыков, умения управлять коллективом, квалифицированно решать сложные управленческие задачи. На основании анализа практической деятельности конкретного руководителя с учетом результатов тестирования вносятся предложения о дальнейшем  продвижении его по службе.

Пятый этап - работа с  руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие должностные посты - тонкий и сложный  процесс. Одна из главных трудностей здесь - выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям. Руководитель высшего звена управления (министерства, правительства, администрации и т.п.) обязан хорошо знать соответствующую отрасль или сферу управления, а также подведомственную ему организацию. Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах организации, чтобы знать все тонкости технологического процесса в соответствующей структуре, ориентироваться в финансовых, кадровых вопросах, квалифицированно действовать в экстремальных ситуациях. Учитывая это, ротация, т.е. перемещение работника из одного подразделения организации в другое, должна начинаться заблаговременно, когда руководители находятся на должностях нижнего и среднего звена управления.

Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена целесообразнее всего осуществлять на конкурсной основе. Эту  прерогативу имеет смысл отдать специальной комиссии, состоящей из  руководителей высшего звена организации. К работе такой комиссии должны быть привлечены специалисты соответствующих подразделений управления персоналом, а при необходимости - независимые эксперты.

Как показывает практика, правильная стратегия замещения  должностей работниками организации  требует их периодической переподготовки и повышения квалификации как для перемещения на вышестоящую должность, так и в целях повышения их профессионализма в рамках занимаемых должностей. Многие властные структуры сегодня специально финансируют данные мероприятия.

Так, например, Администрация Ростовской области в бюджете на 2002 год на цели подготовки кадров заложила 1860 тыс. рублей. За счет этих средств на базе Северо-Кавказской   академии   государственной   службы   прошли краткосрочные (по 72-часовой программе) курсы повышения квалификации главы сельских и поселковых администраций муниципальных образований области (8 потоков - 456 чел.); председатели и секретари административных комиссий муниципальных образований Ростовской области (64 чел.), специалисты по делам молодежи муниципальных образований области (119 чел.); руководители отделов ЗАГС администраций муниципальных образований области (66 чел.) и др.

Следует заметить, что  Администрация Ростовской области  уделяет большое внимание не только повышению образовательного уровня уже работающих в ее структуре и органах муниципального управления специалистов,   но   и   совершенствованию   качественного   состава Администрации посредством привлечения в нее новых кадров.

Многие структурные  подразделения Администрации области  имеют четкие (хотя зачастую не формализованные) программы и установки в отношении расстановки специалистов. Так, например, главное управление государственной и муниципальной службы, организационной и кадровой работы Администрации области в своей деятельности широко практикует систему постепенных продвижений и ротации кадров, создавая тем самым из своих работников по-настоящему квалифицированных специалистов, знакомых со всеми сторонами и аспектами деятельности главного управления.

Повышению   квалификации   каждого   работника   управления способствует предоставление ему возможности выполнять обязанности практически всех работников одного с ним или более высокого (низкого) уровня в различных подразделениях управления (скажем, осуществлять экспертизу нормативных документов государственной и муниципальной службы области (сфера компетенции сектора государственной и муниципальной службы), время от времени подключаться к разработке и реализации программ повышения квалификации кадров на базе СКАГС и других учебных заведений области (функция отдела отбора и подготовки кадров), а также принимать участие в формировании личных дел государственных служащих аппарата и органов Администрации области (функция службы по работе с персоналом) и т.п.).

Информация о работе Управление персоналом в муниципальных образованиях