Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;
рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
1.2 Методы управления муниципальной собственностью
1.3 Состав государственной собственности и особенности управления ею
2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная и муниципальная собственность.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

     В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в  АО с различными объемами государственных  пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.

     Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять  в руках государства целесообразно  только пакеты, обеспечивающие ту или  иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:

     1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России");

     2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

     3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.

     Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.

     Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается  не во всех странах. В большинстве  стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа  ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%.

     Особой  проблемой структуры государственного сектора является государственная  собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков. 

 

      2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска 

     В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов  в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.

     Муниципальная политика г. Новосибирска преследует следующие  цели:

     - максимизация доходов бюджета  на основе эффективного управления  муниципальной собственностью;

     - оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

     - вовлечение в гражданский оборот  максимального количества объектов  муниципальной собственности;

     - использование всех муниципальных  активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

     Для реализации обозначенных целей управления муниципальным сектором экономики  департамент земельных и имущественных  отношений г. Новосибирска решает следующие  задачи:

     - разграничение объектов государственной и муниципальной собственности и оформление прав на них, полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, построение и развитие системы учета этих объектов;

     - повышение эффективности управления  муниципальным имуществом с использованием  всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

     - классификация объектов муниципальной  собственности по признакам, определяющим  специфику управления;

     - обеспечение прав муниципалитета  как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

     - обеспечение контроля за использованием  и сохранностью муниципального  имущества, а также контроля  за деятельностью лиц, привлекаемых  в качестве управляющих;

     - получение дополнительных доходов  в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

     Для того чтобы эффективно управлять  муниципальными ресурсами, прежде всего, необходимо точно знать их объем, состав и фактическое состояние. Именно в этих целях в департаменте создан единый реестр муниципальной собственности г. Новосибирска.

     В 2006 году привлечено в бюджет города средств в сумме 3909,2 млн рублей, это на 31% больше, чем в 2005 году. Доля доходов от аренды имущества в  общей структуре неналоговых доходов в прошедшем году составила 33%, от продажи имущества – 30,5%, от аренды земли – 31%, от продажи земельных участков – 4%.

     В прошедшем году существенно возросли объемы приватизации муниципального имущества. План доходов на 2006 год был установлен на уровне 1,1 млрд рублей. По сравнению с уровнем 2005 года фактическое поступление денежных средств от приватизации в 2006 году увеличилось в 3,1 раза и составило 1,194 млрд рублей. Количество приватизированных объектов (их общая площадь 26,3 тыс кв. метров) увеличилось в 1,4 раза.

     Также в минувшем году была применена новая  форма приватизации – акционирование муниципальных унитарных предприятий.

     В 2006 году городской Совет утвердил методику расчета арендной платы  за муниципальные нежилые помещения. Этот документ предусматривает увеличение базового показателя расчета арендной платы на 24,5%. В целом поступления от сдачи в аренду муниципального имущества за прошедший год составили 1,3 млрд рублей.

     В части разграничения полномочий между федеральным центром, областью и городом специалисты департамента земельных и имущественных отношений в течение года вели работу по принятию в муниципальную и по передаче в государственную собственность объектов недвижимости. Таким образом, в 2006 году на баланс города было принято 79 объектов (общей площадью 37,6 тыс кв. метров), в государственную – 10 объектов (5,9 тыс кв. метров).

     3265,7 млн рублей – такое поступление  средств в городской бюджет  от использования муниципального  имущества и земельных участков  запланировано в 2007 году.

     В 2008 г. бюджет Новосибирска должен получить от приватизации муниципальной собственности  и продажи муниципальных пакетов  акций 3 млрд руб., что почти на 800 млн руб. больше, чем в текущем  году. После этого на нужды Новосибирска у муниципалитета останется имущества еще примерно на 4 млрд руб.

     В проекте бюджета города на будущий  год предусмотрено поступление  средств от приватизации в размере 3 млрд руб., в том числе 2,8 млрд руб. — от приватизации муниципального имущества и 200 млн руб. — от продажи акций".

     За  период с 2003 по 2006 г. департаментом продано 140 объектов общей площадью 54 тыс. кв. м, сумма средств, поступивших в  городской бюджет с учетом продажи  акций, составила 1,870 млрд руб. При этом только в 2007 г. уже получено от этой деятельности 1,4 млрд руб. при плане приватизации в сумме 2,220 млрд. 

 

      Заключение 

     На  современном этапе развития российской экономики все больше проявляется  негативная тенденция снижения эффективности  управления и использования государственной  и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

     К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной  собственностью можно отнести:

     - структурную и количественную  оптимизацию организаций и предприятий  государственной и муниципальной  форм собственности;

     - обеспечение полного и своевременного  учета государственной и муниципальной  собственности и всех проводимых  с ней операций;

     - создание единой системы контроля за сохранностью государственной и муниципальной собственности и использованием её по назначению;

     - выработку критериев оптимальных  решений по распоряжению государственной  и муниципальной собственностью;

     - повышение инвестиционной привлекательности государственной и муниципальной собственности.

     Большинство из перечисленных задач можно  решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной  собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

     - цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);

     - правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

     - особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

     - правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;

     - правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

     - принципы организации системы управления собственностью,

     - сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;

     - общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

     - правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;

     - критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

Информация о работе Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска