Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:
дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;
рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности
1.2 Методы управления муниципальной собственностью
1.3 Состав государственной собственности и особенности управления ею
2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная и муниципальная собственность.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение

1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью

1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности

1.2 Методы управления муниципальной собственностью

1.3 Состав государственной собственности и особенности управления ею

2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Тема  управления государственной и муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга. Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:

    • дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
    • рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
    • определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
    • рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;
    • рассмотреть особенности управления государственной собственностью.
 

 

      1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью 

     1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности 

     Российской  Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

     Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

     Согласно  пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

  1. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  2. имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

     При этом от имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     На  основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право  оперативного управления представляет собой владение, пользование и  распоряжение казенным предприятием или  учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

     Наиболее  полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

     Данный  перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной  собственности и иных объектов. В  частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных  обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

     В законе дано простое перечисление возможных  объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

     Если  в основе формирования муниципальной  собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

     1. Сфера социальной защиты населения  и жилищно-коммунального хозяйства,  основная задача которых состоит  в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

     2. Транспорт и связь, к сфере  которых относится не только  общественный транспорт, но и  оказание любых других транспортных  услуг населению.

     3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное  питание и строительство, основная  задача которых состоит в обеспечении  нужд населения, неудовлетворенных  в силу различных причин (высокие  цены, недостаточный ассортимент  и т.д.) частным сектором.

     4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.

     Государственная собственность подразделяется на федеральную  собственность, т.е. собственность, принадлежащую  Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации  – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает. 

     1.2 Методы управления муниципальной собственностью 

     На сегодняшний  день местными администрациями могут  быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

     1. создание муниципальных предприятий;

     2. контракты с руководителем муниципальных предприятий;

     3. договора на передачу прав на имущество;

     4. внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

     5. передача имущества с баланса на баланс и списание;

     6. аренда, лизинг;

     7. залог, ипотека;

     8. доверительное управление (траст);

     9. отчуждение;

     10. приватизация муниципальных предприятий

     Вторая  группа методов включает:

     1. муниципальный заказ;

     2. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

     3. дотации;

     4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

     5. местное налогообложение;

     6. экономические санкции, штрафы.

     Аренда  и субаренда занимают особое место  в системе управления муниципальной  собственностью. Доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных  бюджетов, поэтому управление муниципальной  собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

     В качестве перспективного направления  можно назвать создание предприятий  смешанной формы собственности  в различных сферах городской  экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может  принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за "движением" имущества.

     Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта  собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально  способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

     Само  МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной  собственности. Большая ее часть  передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

     Наряду  с перечисленными способами собственник  вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

     - внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

     - продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

     Цель  муниципальной политики в области  управления собственностью – получение  максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована. 

 

      1.3 Состав государственной собственности и особенности управления ею 

     Вопрос  о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике является весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирующего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.

     Масштабное  сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от "инстинкта собственника", а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска