Управление в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.
Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Содержание

1 Методики оценки качества жизни 3
2 Социальная политика в трудовой сфере 13
3 Проблемы и перспективы управления объектами социальной сферы в Орловской области 25

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая работа.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

     Законотворчество  в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

     Государством  также разрабатывается и реализуется  ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

     В Российской Федерации в механизме  государственного регулирования трудовых отношений задействованы три  ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

     Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

     Исполнительная  власть призвана осуществлять обеспечение  исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами.

     Судебная  власть осуществляет регулирование  в области социально-трудовых отношений  на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

     Существуют  две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений [2]:

     - англо-саксонская;

     - европейская (рейнская).

     Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников. 
 

     Список  использованных источников:

     1. Социальная политика в трудовой  сфере. Учебное пособие. / Волгин Н.А. – М.: Российская академия государственной службы, 2009. – 276 с.

     2 Социальная политика государства: основные цели, направления и механизмы ее реализации / Родников С.Ю. // Человек и труд. – 2011. - №8. – С. 11-15.

     3 Государственное регулирование социально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки / Катульский Е. Д., Меньшикова О. И. // Менеджмент в Росси и за рубежом. – 2009. - №11. – С. 25-29.

     4 Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе / Купринов П.В. // Экономика и право. – 2010. - № 6. – С. 53-58.

 

     3 Проблемы и перспективы  управления объектами социальной  сферы в Орловской области

 

     Процесс управления ресурсной базой объектов социальной сферы в Орловской области, независимо от уровня принятия и конкретного содержания управленческих решений, должен быть основан на выполнении совокупности общих требований, выраженных в виде принципов, реализация которых обеспечит наиболее благоприятные условия достижения поставленных целей и решения соответствующих им задач. В число таких принципов, по мнению автора, необходимо включить следующие [4]

     - принцип общественной результативности (является ведущим и определяющим содержание остальных общих требований) заключается в том, что любое решение в данной области должно быть направлено на достижение общего результата, состоящего в полной или частичной ликвидации разрыва (положительного или отрицательного) между производственными возможностями объекта (отрасли, подотрасли, субъекта хозяйствования) и общественными потребностями в данном виде социальных услуг;

     - принцип опережающего характера состоит в том, что решения о развитии ресурсной базы должны обеспечить такое текущее состояние производственных возможностей, которое обеспечит их превосходство над объемными и структурными параметрами существующих общественных потребностей и будет являться достаточным для достижения не только краткосрочных (тактических) целей, но и для решения задач более отдаленной (стратегической) перспективы;

     - принцип эффективности управления представляет собой требование о том, что каждое управленческое решение, принимаемое относительно состояния ресурсной базы объектов социальной сферы должно обеспечивать рост соотношения между результатами использования ресурсов (с обязательной комплексной оценкой их социальной и экономической составляющих) и затратами на их привлечение с учетом рационального применения инструментов государственного регулирования;

     - принцип научности предполагает применение в процессе принятия управленческих решений по развитию ресурсной базы объектов социальной сферы современных методологии, методов и инструментов менеджмента, для определения целевых критериев регулирования объекта, анализа существующего и синтеза рационального функционального и элементного состава механизма управления ресурсами и для построения организационных структур субъектов и объектов на всех уровнях управления;

     - принцип комплексности состоит в требовании полноценного представления на всех уровнях в механизме управления ресурсной базой объектов социальной сферы всех макрофункций менеджмента, включая планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование ключевых аспектов формирования и использования производственных возможностей субъекта хозяйствования;

     - принцип сбалансированности отдельных элементов ресурсной базы объектов социальной сферы состоит в том, что конечный результат реализации управленческих решений определяется тем, насколько точно соответствуют друг другу по основным объемным и структурным параметрам состояние материально-технических, трудовых, информационных и организационных ресурсов.

     Последовательная  реализация предложенных принципов  управления развитием ресурсной  базы объектов социальной сферы Орловской области позволит обосновать и конкретизировать объект управления в виде совокупности факторов производства данного сектора национальной экономики и построить комплекс критериев управления в виде показателей социальной и экономической эффективности, предложить научную методологию принятия решений, определить методологические основы процесса управления и установить общие требования практического характера к его результатам.

     В свою очередь грамотное использование  и эффективное развитие ресурсной базы объектов социальной сферы Орловской области возможно в рамках муниципально-частного партнерства при реализации муниципально-частного проекта (далее МЧП-проект).

     МЧП-проект – это комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете [2].

     Первым  этапом в системе организации  и управления МЧП-проектом является этап выбора альтернатив и основных направлений их создания. Регламент работы по подготовке МЧП-проектов включает закрепление технических процедур инициации и реализации проекта (конкурсных процедур, процедур формирования программы проектов МЧП, взаимодействия с органами местного самоуправления и т.д.); обозначение условий, требований и механизмов инициации и реализации проектов (требования к разработке проекта, формы документов, критерии отбора проектов для реализации на основе МЧП).

     Для проведения первого этапа необходимо выявить проблемы и определить потенциал территории. Схема проведения данного этапа представлена на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 - Схема формирования инвестиционной политики МО по реализации МЧП-проектов.

     Наиболее  распространенной формой создания МЧП-проектов в России является концессия. Концессия подразумевает, что концедент (государство или муниципалитет) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию. Схема организации концессионного соглашения в рамках муниципального образования представлена на рисунке 2 [2].

     

     Рисунок 2 - Экономико-правовая схема реализации МЧП-проектов через форму концессии.

     Управление  МЧП-проектом подразумевает целенаправленную деятельность по созданию нового продукта, новой услуги или достижению нового результата, а также расширению имеющихся возможностей по оказанию услуг, реализации товаров в условиях ограниченных ресурсов и за определенное время для целей удовлетворения потребности в определенных благах. При этом природа самого создаваемого «продукта» не имеет особого значения: это может быть строительство нового здания или реструктуризация какого-либо объекта, разработка новой услуги.

     В структуре управления МЧП-проектом можно выделить ряд основных структурообразующих элементов, их взаимосвязь представлена на рисунке 3.

     

     Рисунок 3 - Взаимосвязь управления МЧП-проектами и функционального управления.

     Основным  средством механизма управления МЧП-проектами является программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных ГЧП- и МЧП-проектов. Их реализация происходит на базе общей концепции управления проектами. Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой синтетической дисциплины. Такой подход позволяет свести все изменения в экономике и управлении к системе инвестиционных проектов, а управление ими – к управлению инвестициями, формированию инвестиционной политики муниципального образования, субъекта федерации и в конечном итоге государства в целом [1].

     В современных условиях совокупность методов и средств управления МЧП-проектами представляет собой  сложную методологию управления инвестициями в рамках территории, позволяющую: осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель МО с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности; оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвестиций и сформированного бизнес-плана реализации МЧП-проекта; разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов МО с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств; произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных МЧП-проектов; оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них; осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ; организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством МЧП-проекта; обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных МЧП-проектов как с экономической, так и с социальной стороны; организовать завершение проекта. Организационная схема управления МЧП-проектом представлена на рисунке 4 [3].

     

     Рисунок 4 - Управлением МЧП-проектом

     Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами в Орловской области несомненно позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить следующим образом:

     1. Для муниципального образования [1]:

     - положительный бюджетный и социально-экономический эффект (возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта);

     - привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования;

     - перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов;

     - оплата предоставляемых частным сектором услуг с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству;

     - привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом);

Информация о работе Управление в социальной сфере