Управление в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.
Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Содержание

1 Методики оценки качества жизни 3
2 Социальная политика в трудовой сфере 13
3 Проблемы и перспективы управления объектами социальной сферы в Орловской области 25

Вложенные файлы: 1 файл

итоговая работа.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8-1), средний (0,5-0,8) и низкий (0-0,5) уровень.

     ИРЧП  включает в себя три показателя:

     - средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие;

     - уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся;

     - уровень жизни, оценённый через  ВВП на душу населения. 

     Долголетие  характеризует способность прожить  долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и  одну из основных универсальных потребностей человека. Базовым показателем долголетия является ожидаемая продолжительность жизни, характеризующаяся средней продолжительностью предстоящей жизни при рождении. Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

     Образованность  рассматривается как способность  к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития.

     Уровень жизни характеризует доступ к  материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.

     Таким образом, ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трёх указанных показателей (4).

     Индекс  каждого показателя рассчитывается по формуле (1)

     I = (Xфакт-Хmin)/ (Xmin-Хmax),                                                               (1)

     где Xфакт, Хmin, Хmax – фактическое, минимальное, максимальное значение i-го показателя соответственно.

     Для расчёта индекса ожидаемой продолжительности  жизни при рождении (I1) (2) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное – 85 годам:

     I1 = (X1-25)/(85-25),                                                                                   (2)

     Индекс  достигнутого уровня образования (I2) (3) рассчитывается как средняя арифметическая, взятая из двух субиндексов: индекса грамотности среднего взрослого (от 15 лет и старше) населения (i1) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) (i2) с весом 1/3:

     I2 = i1·2/3+i2·1/3,                                                                                         (3)

     При исчислении индексов грамотности i1 и i2 Хmin принимается равным 0, а Хmax = 100%.

     При расчете индекса реального ВВП  на душу населения принимается Хmin =100 долл. ППС, а Хmax = 40000 долл. ППС.

     Таким образом,

     ИРЧП =(I1+I2+I3)/3,                                                                                   (4)

     Чем ближе значение этого индекса  к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в стране и тем ближе общество находится на пути к желаемым целям. На данном этапе такими целями специалисты программы развития ООН считают повышение средней продолжительности жизни до 85 лет, доступность образования для всех и обеспечения достойного уровня доходов населения.

     Естественно, рассматриваемый показатель нельзя считать всеобъемлющей единицей измерения развития человеческого потенциала, но анализ его значений достаточно наглядно показывает, сколько ещё предстоит сделать стране для достижения вышеназванных ориентиров.

     В настоящее время в целях совершенствования существующей методики оценки качества жизни населения на основе ИРЧП профессором Садковым В.Г. предложено использование расчета индекса гармоничного развития региона – ИГРМ [1]. Структура расчета данного интегрального показателя представлена на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 – Структура расчета интегрального показателя ИГРМ

     Где ИКЖ - индекс качества жизни; ИЭЭ - индекс эффективности экономики; ИКЭС - индекс качества природной среды.

      Поскольку он отражает ключевые целевые показатели (индикаторы) развития региона, то с помощью расчета входящих в него подсистем (качества жизни, эффективности экономики, качества экологической среды) и соответствующих индексов можно выявить наиболее слабые места в основных сферах социально-экономического развития анализируемой территории, а следовательно создать и разработать более эффективную системы программных мероприятий, направленных на преодоление кризисных ситуаций в обозначенном социально-экономическом образовании. 
 

     Список  использованных источников

     1. Греков И.Е., Садков В.Г. Гармоничное развитие России и оптимизация ключевых ориентиров современной макроэкономической политики. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2006. – 216 с.

     2. Индекс качества жизни регионов России: методология и методика оценки / Ломоносов И.С. // Региональная экономика. – 2011. - № 1. – С. 15-21.

     3 Опыт применения различных методик оценки качества жизни населения в планировании и прогнозировании социально-экономического развития области / Колдомов Н.В. // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. - №9. – С. 51-55.

     4. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения – М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2009. - 364с.

     5. Методология оценки уровня и качества жизни населения / Феоктистов Д.Ф. // Электронный журнал «Налоги. Инвестиции. Капитал». – 2010. - №5. – С.45-50.

 

     2 Социальная политика  в трудовой сфере

 

     Важнейшее место в социальной политике (равно как и в экономической, и в промышленной политике) должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

     В этом направлении социальная политика включает мероприятия по содействию занятости населения. В современных условиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с предпринимателями (работодателями) и профсоюзами (объединениями наемных работников). Оформление и поддержание социального партнерства между всеми участниками социально-трудовых отношений, организация деятельности трехсторонних комиссий являются неотъемлемой частью социального управления.

     Помимо  поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения «приносящего доход занятия» является содействие самозанятости, организации малых предприятий на семейной или соседской основе. Преобладание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий - не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практика показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятельности - индивидуальная инициатива потенциальных предпринимателей, однако региональная администрация может поддержать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвестиционного климата, защиты от криминалитета, предоставления региональных социальных заказов.

     Признанной  во всем мире социальной технологией  помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кризиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать трудоустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет достоверных данных, показывающих, какая часть лиц, получивших переподготовку, найдет работу в соответствии с полученной профессией.

     Спецификой  современного уровня социально-экономического развития как в Российской Федерации в целом, так и отельных регионах является то обстоятельство, что занятость наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение дохода, эквивалентного не только минимальному потребительскому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная став и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи личных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д.1 . Наконец, обращение в органы социальной защиты может предоставить человеку (семье) адресную социальную помощь [2].

     В последнее время достаточно часто  используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось выше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чистом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

     Основными блоками СТС являются те, которые  отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы [1]:

     - социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

     - рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

     - сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

     В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средствами и предметами труда:

     - система социальной защиты населения;

     - система социального партнерства;

     - система социального страхования;

     - система социального обеспечения (пенсионная система);

     - охрана труда и т.д.

     Социальная  политика тесно связана с понятием «социальная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся понятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная экономика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной экономики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама рыночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социальной справедливости и экономической эффективности (свободы и порядка).

     Рыночная  экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некоторые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются прежде всего посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Японии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализацией, специальные подъемники на общественном транспорте для инвалидов и т.д.

Информация о работе Управление в социальной сфере