Теория и практика местных выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

Проведение муниципальных выборов, помимо соблюдения основных требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, требует еще и соответствующего организа-ционного и материально-технического обеспечения за счет бюджетных средств.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) местный референдум и муниципальные вы¬боры являются основными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Муниципальные выборы - голосование в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц мест¬ного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ).

Вложенные файлы: 1 файл

муницип.docx

— 21.97 Кб (Скачать файл)

Теория  и практика местных выборов.

Подготовила студентка 2 курса

 юридического  факультета 

очного отделения 

группы Ю-21

Михалина С.П.

 

Проведение муниципальных  выборов, помимо соблюдения основных требований, предусмотренных федеральным законодательством  и законодательством субъектов  РФ, требует еще и соответствующего организационного и материально-технического обеспечения за счет бюджетных средств.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) местный референдум и муниципальные выборы являются основными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Муниципальные выборы - голосование в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ).  

 

Значение муниципальных  выборов трудно переоценить: ведь здесь  население не только самостоятельно решает отдельные вопросы местного значения, но и, что наиболее важно, избирает тех, кто в будущем получит право действовать от имени населения и от кого напрямую будет зависеть дальнейшее развитие той или иной территории.  

 

На сегодняшний  день в России принят и действует  специальный нормативно-правовой акт, непосредственно посвященный вопросам организации форм волеизъявления, - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ.  

 

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов и местного референдума.


 
"Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). В его преамбуле указано, что демократические, свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.  

  

 

Помимо закрепления  основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации в  Федеральном законе № 67-ФЗ, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ)

 

Организационное и материально-техническое обеспечение  

 

При проведении муниципальных  выборов важнейшим является вопрос организационного и материально-технического обеспечения. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов и местного референдума осуществляют органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.  

 

Для решения указанного вопроса необходимо соответствующее  бюджетное финансирование, порядок осуществления которого также определяется действующим законодательством. Так, в соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.  

 

Расходы, связанные  с проведением местных выборов, согласно п. 2 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ также должны финансироваться за счет средств, выделенных из местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных избирательной комиссии из местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссии,связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.  

 

Согласно п. 3 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ главным  распорядителем средств, предусмотренных  в местном бюджете на проведение выборов и референдумов, является избирательная комиссия муниципального образования (далее - избирательная комиссия). Отчеты избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств на муниципальные выборы и местный референдум представляются в представительный орган муниципального образования.  

 

Председатель избирательной  комиссии распоряжается денежными  средствами, выделенными на подготовку и проведение муниципальных выборов  и местного референдума, и несет  ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательной  комиссий по финансовым вопросам и  за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Порядок открытия и  ведения счетов, учета, отчетности и  перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательной комиссии на подготовку и проведение местного референдума и муниципальных выборов, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательной комиссии, устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые избирательной комиссии в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка России.  

 

На практике может  возникнуть ситуация, при которой  в местном бюджете (особенно это касается небольших поселений) попросту не окажется средств на финансирование расходов по проведению местного референдума или муниципальных выборов. В этом случае соответствующие средства должны выделяться из бюджета субъекта РФ, что подтверждается положением подп."е" п. 10 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому избирательная комиссия распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств.  

 

В этом случае отчеты избирательной комиссии о расходовании средств бюджета субъекта РФ, выделенных на проведение муниципальных выборов или местного референдума, представляются в представительный (законодательный) орган данного субъекта РФ.

 

 

  

Подготовка  и проведение выборов  

 

Согласно ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ для проведения выборов  образуются одно- и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ, для проведения референдума определяется округ референдума.  

 

Представительный  орган муниципального образования  обязан утвердить представленную избирательной комиссией схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.  

 

После образования  избирательных округов для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей или участников референдума  образуются избирательные участки или участки референдума. Данные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского или сельского поселения - главой местной администрации поселения из расчета не более чем 3 тыс. избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.  

 

Для непосредственного  проведения голосования на местном  референдуме или муниципальных  выборах необходимо изготовление на бумажном носителе специальных бюллетеней для голосования. Данные бюллетени изготавливаются по заказу избирательной комиссии за счет средств местного бюджета, специально выделяемых на эти цели, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 63 Федерального закона № 67-ФЗ. Также органы местного самоуправления для организации проведения голосования вне избирательных участков обязаны выделить избирательной комиссии денежные средства, необходимые для изготовления открепительных удостоверений в порядке, установленном ст. 62 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, согласно п. 15 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ при  проведении муниципальных выборов  или местного референдума вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование (с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы"). С помощью ГАС "Выборы" может также производиться подсчет голосов избирателей, даже если выборы проводятся с использованием бумажных бюллетеней, а также передача данных в вышестоящую избирательную комиссию. Однако следует помнить, что согласно ст. 74 Федерального закона № 67-ФЗ использование ГАС "Выборы" при проведении местного референдума или муниципальных выборов не является обязательным.

В случае же использования  средств автоматизации избирательной  комиссии и органам местного самоуправления необходимо обеспечить установку указанного комплекса ГАС "Выборы" в собственном  муниципальном образовании либо организовать взаимодействие с другим муниципалитетом в целях использования уже имеющегося у него комплекса для подсчета голосов и передачи данных. Руководствоваться при этом необходимо Федеральным законом № 67-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"» и Инструкцией о порядке использования комплексов для электронного голосования на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25.09.2007 № 31/219-5. Данная инструкция определяет порядок использования комплексов для электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления его итогов на избирательном участке, участке референдума.

Кроме того, органам  местного самоуправления поселений  следует руководствоваться и постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 19.11.2008 № 138/1019-5 «О порядке использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления поселений и внесении изменений в Инструкцию по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети Интернет».

Ко дню  проведения голосования в распоряжение участковой комиссии главой местной  администрации муниципального образования  безвозмездно предоставляется помещение  для голосования (п. 1 ст. 61 Федерального закона № 67-ФЗ). В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. Нормативы технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28.05.2009 № 162/1152-5.  

 

Помещение для голосования должно быть оборудовано  таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного  голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов  при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Помимо охраны помещений  и документов избирательной комиссии, на органы местного самоуправления возлагается  обязанность по организации охраны общественного порядка при проведении голосования на избирательных участках (в помещениях для голосования). И здесь не обойтись без помощи милиции.

Также по согласованию с органами местного самоуправления органы внутренних дел (милиция) безвозмездно обеспечивают сопровождение и охрану транспортных средств, осуществляющих перевозку избирательных бюллетеней.

В заключение следует  отметить, что в отдельных случаях  действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления особые обязанности, связанные с обеспечением прав и законных интересов участников избирательного процесса в ходе организации и проведения местного референдума или муниципальных выборов.

Так, на сегодняшний  день п. 1 ст. 61 Федерального закона № 67-ФЗ обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, рассматривают уведомления указанных кандидатов и объединений, организующих в рамках предвыборной кампании митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, и принимают по ним решения о разрешении или запрете на проведение данных публичных мероприятий.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона № 67-ФЗ по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями.

При этом избирательная  комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.

В процессе подготовки и проведения муниципальных выборов  и местного референдума перед органами местного самоуправления могут возникать иные вопросы организационного и материально-технического характера, которые должны разрешаться ими оперативно и своевременно, поскольку от этого напрямую зависит право граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления путем участия в указанных выборах и референдуме.

Информация о работе Теория и практика местных выборов