Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Многообразные формы ГЧП получили мощный импульс в 90-е годы минувшего столетия в связи с процессами либерализации, приватизации и глобализации. Как верно подмечено в статье П.Понизова, создавая и поощряя отношения партнерства, государство расширяет возможности финансирования приоритетных экономических проектов, привлекая к решению выдвигаемых государством задач дополнительные ресурсы из частного сектора. Одновременно государство использует для решения этих задач эффективные рыночные методы ведения хозяйства, передавая функции управления принадлежащей ему собственностью частным предпринимателям, используя их организационный опыт и знания. При этом государство перекладывает на предпринимателей - участников партнерства основную часть рисков. Частный предприниматель также расширяет свои возможности, пользуясь государственными активами и гарантиями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственно-частное партнёрство 5
1.1 Понятие государственно-частное партнёрство 10
1.2 Государственное частное партнёрство в России 11
1.3 Созданные структуры и принятые программы в интересах развития ГЧП в России 15
Глава 2. Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург 22
Автомагистраль Москва – Санкт Петербург 22
2.2 Экономическая часть 23
2.3 Реализация проекта автомагистрали 26
Заключение 32
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

Министерство экономического развития также предоставляет государственные гарантии на реализацию некоторых проектов в случае, если они финансируются государством совместно с частными организациями, а также при соблюдении следующих условий: минимальный объем частных капиталовложений должен составлять 15%, стоимость проекта должна быть более 5 млрд руб., государственные гарантии могут покрывать не более 50% от общего объема финансирования проекта.

В целом, за последние 1,5 года задача улучшения климата для привлечения иностранных инвесторов стала одной из приоритетных в деятельности Министерства экономического развития. В то же время актуальным остается вопрос привлечения российского частного капитала в инвестиционные проекты, реализуемые в России, поскольку в настоящее время отток российского капитала за рубеж все еще значителен. В этой связи Министерство разработало план действий, предполагающий принятие мер по следующим шести направлениям:

1) облегчение визового режима  и упрощение правил иммиграции;

2) налогообложение;

3) таможенные процедуры;

4) развитие посреднических услуг  при разрешении спорных ситуаций, касающихся инвестиционных операций;

5) устранение препятствий для  проведения работ по подключению  к электросетям;

6) устранение препятствий для  строительства объектов (упрощение  разрешительного режима на проведение  соответствующих работ).

Следует отметить, что в настоящее время миссию по оказанию посреднических услуг осуществляет И.Шувалов, Первый вице-премьер-министр РФ, а Министерство экономического развития исполняет функции секретариата при оказании соответствующих услуг. Для урегулирования спорных моментов к данной миссии уже обратились многие компании, среди которых "IKEA" и "Schlumberger". В целом, Министерство склонно прислушиваться к мнению инвесторов при возникновении спорных моментов, что положительно влияет на имидж Министерства среди инвесторов, работающих в стране.

Министерство финансов также способствует развитию ГЧП в России. С этой целью в настоящее время Министерство осуществляет пересмотр бюджетной политики, проведение которой способствует реализации проектов ГЧП. Так, начиная с 2012 г., бюджет Российской Федерации будет включать в себя 40 программ развития российской экономики в различных сферах. Реализация данных программ рассчитана на период до 2020 г. Очевидно, проекты ГЧП должны составлять значительную часть данных программ. В структуре Министерства финансов также недавно сформирован департамент ГЧП. По мнению Министерства, созданные условия создают хорошую атмосферу для реализации в России проектов ГЧП.

Внедрение практики включения проектов ГЧП в многолетние программные документы призвано урегулировать деликатный вопрос, касающийся освоения бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию таких проектов, что представляет на сегодняшний день значительную проблему для инициаторов подобных проектов.

Многие федеральные министерства заинтересованы в развитии ГЧП. Такой интерес присутствует у Министерства транспорта, которое, тем не менее, считает, что на сегодняшний день развитие проектов ГЧП больше опирается на регионы, в связи с чем целесообразнее принятие на региональном уровне соответствующих законодательных актов и создание профильных структур.

  
Глава 2. Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург

2.1 Автомагистраль Москва – Санкт  Петербург

 

В Москве, в отличие от большинства других субъектов РФ, своего закона о ГЧП нет. По словам мэра столицы Сергея Собянина, в будущем его принятие и не планируется, так как существующей нормативно-правовой базы достаточно для работы. Тем не менее, Москва сейчас находится на 13 месте в рейтинге регионов «ГЧП-старт».

В Москве по схеме ГЧП было построено метро «Мякинино», в настоящее время реализуется строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, реконструкция других федеральных трасс, расходящихся от столицы.

Знаковым проектом ГЧП в Москве также станет дорога Солнцево-Бутово-Видное на присоединенных летом 2012 года территориях. В его реализации будет участвовать девелопер MD Group, у которого в Бутово строится микрорайон. Совместно с частными инвесторами планируется построить и северный дублер Кутузовского проспекта, а также реконструировать 63 городскую больницу.

Ранее в Москве был реализован еще один крупный проект ГЧП в сфере здравоохранения. Сделка сети клиник «Медси», подконтрольной АФК «Система», с правительством Москвы. В 2012 году в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало «Медси» 5 поликлиник, 3 стационара и 3 санатория. Еще один пример сотрудничества московских властей и бизнеса в области медицины - программа открытия на первых этажах зданий, принадлежащих городу, частных медицинских клиник.

В своей работе я решила рассмотреть проект государственного-частного партнёрства «Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург»

Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11) — планируемая платная скоростная автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. После постройки существующая федеральная трасса М10 E 105 «Россия», которая на отдельных участках исчерпала свою пропускную способность, будет служить бесплатным дублёром новой платной автодороги. Это одна из первых крупных автодорог России, проезд по которой будет платным. Общая протяженность автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург составит около 700 км. Начинаясь от границ Москвы, новая трасса пройдет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км).

Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва-Петербург общей протяженностью 684 километра планируется в 2018 году. Строительство участка протяженностью 217 километров начнется в 2014 году и должно быть закончено в начале 2018 года к началу Чемпионата мира по футболу. Стоимость проекта составляет 152,8 млрд рублей, из которых 15,96 млрд рублей должен инвестировать исполнитель. Четырехполосная дорога технической категории 1А, с расчетной скоростью движения 150 км/час, пройдет по территориям Тверской и Новгородской областей. На участке будет возведено 100 мостовых сооружений, а также будет построен ряд транспортных развязок.

Платными на новой трассе будут не все участки, а около 60 % (порядка 400 километров).

 

2.2 Экономическая часть

 

Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург впервые в России применён механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.

На начало 2011 года указанный механизм реализовался пока только при строительстве головного участка трассы с 15-го по 58-й км. Однако в планах Госкомпании «Автодор» уже значатся новые участки, которые будут строиться и эксплуатироваться в рамках ГЧП — с 58-го по 149-й км и на въезде в Санкт-Петербург (с 646-го по 684-й км).

Концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % — российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя, которого некоторые СМИ называют другом Президента РФ Владимира Путина, Аркадию Ротенбергу (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс»).

В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с Внешэкономбанком и Сбербанком России, в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счет размещения инфраструктурных облигаций.

Сообщалось, что в финансировании проекта планировал участвовать Европейский банк реконструкции и развития, который якобы должен был предоставить значительную часть инвестиций (до $1,5 млрд) на строительство первого участка магистрали. В январе 2011 года в СМИ появилась информация, что ЕБРР отказался от финансирования стройки в связи с тем, что участие в проектах, наносящих ущерб экологии, запрещено внутренним кодексом банка. Однако официальный представитель банка опроверг эту информацию, заявив, что ЕБРР не планировал финансировать строительство головного участка дороги, и средства на строительство были найдены без привлечения иностранных инвесторов («отказываться от того, куда нас не приглашали, мы просто не могли»). При этом он не исключил, что ЕБРР примет участие в строительстве других участков этой трассы.

Стоимость строительства участка км 646 — км 684 в ценах 2014—2016 годов без учёта затрат на подготовку территории строительства оценивается в 37,8 млрд рублей (с учётом НДС). Инвестор должен обеспечить 25 % финансирования проекта. Государство обеспечивает 75 % финансирования строительства, а также предоставляет проектно-сметную документацию и осуществляет подготовку территории. Проект будет реализован по концессионной схеме «прямого взимания платы» .

Концессионерами участка с 15 по 58 км изначально было запланировано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку дороги составит 3,62 руб./км без НДС в ценах 2007 года. Тариф будет варьироваться в зависимости от категории транспортного средства, времени суток, частоты пользования трассой и т. д.

По информации Госкомпании «Автодор», по состоянию на сентябрь 2012 года конкретных расчётов стоимости проезда по новой трассе не было. Прикидочно же проезд по 43 километрам участка автодороги перед Москвой будет стоить в рамках концессионного соглашения 3 рубля 60 копеек за километр. Проезд по участку на входе в С.-Петербург длиной 37 километров, по предварительным расчетам, обойдется в 2 рубля 20 копеек за километр. На остальных платных участках трассы М-11 (центральная часть дороги, проходящая по Новгородской, Тверской и части Московской области) проезд обойдется примерно в один рубль за километр для водителя легковушки. Таким образом, если учесть, что в среднем за два участка на выходе из Москвы и С.-Петербурга надо будет заплатить 237 рублей, за остальные 300 коммерческих километров — ещё 300 рублей, весь проезд обойдется примерно в 600 рублей. В июне 2013 года в рамках Международного экономического форума, проводимого в Санкт-Петербурге, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах заявил, что цена проезда по платной скоростной автодороге Москва–Санкт-Петербург может составить около 1100-1200 рублей.

 

2.3 Реализация проекта автомагистрали

 

Разработка проекта дублера существующей автодороги Москва — Санкт-Петербург М10 «Россия» велась на протяжении длительного периода времени, первоначальная концепция дублера была включена в генплан Москвы и Московской области в начале 1970-х годов.

Максимальная загрузка федеральной автомобильной дороги М10 уже в настоящий момент превышает нормативную загрузку как минимум в 3 раза. При нормативной пропускной способности 40 тысяч автомобилей в сутки на сегодняшний день интенсивность движения доходит до 130—170 тысяч автомобилей. В результате превышения максимально допустимой нормы по загрузке, средняя скорость движения по трассе М10 на подъезде к Москве составляет 10 км/ч, снижаясь в пиковое время до 5-7 км/ч. Уровень аварийности на трассе М10 превышает почти в 3 раза среднее по России нормативное значение. Уровень загрязнения воздуха на территории, прилегающей к федеральной автомобильной дороге М10, превышает в 3-5 раз принятые в Российской Федерации санитарные нормы. За один час только на одном километре трассы М10 объём вредных выбросов в атмосферу достигает 247 кг.

Проект предусматривает следующие основные характеристики строящейся автодороги:

  • Общая протяжённость: 684 км
  • Техническая категория: автомагистраль
  • Количество полос движения: 4, 6, 8, 10
  • Ширина полосы движения: 3.75 м
  • Ширина разделительной полосы: 5 м
  • Ширина обочины: 3,5 м
  • Расчётная скорость движения: 150 км/час
  • Минимальный радиус кривой в плане: 1200 м
  • Минимальный радиус кривой в продольном профиле:
  • вогнутой: 8000 м
  • выпуклой: 30000 м
  • Максимальный продольный уклон: 30 %

Природно-климатические условия: Трасса проектируемой дороги проходит по 4-м областям России, климат которых изменяется от умеренно-континентального (Московская, Тверская) и до переходного от континентального к морскому (Новгородская область, Ленинградская область), что влияет на требования к проектированию трассы.

Проект получил все необходимые разрешения и согласования, требуемые по российскому законодательству. В том числе, проект получил положительное заключение государственной экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций и положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза» на стадии утверждения инженерного проекта.

Как планируется, на головном участке скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будет установлена централизованная автоматизированная система управления дорожным движением, предоставлена современная связь с применением последних достижений информационных технологий, служба эвакуации, пункты аварийной связи. На всей протяженности головного участка скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будут установлены разделительные барьеры и освещение.

По информации сайта Федерального дорожного агентства, весь комплекс мероприятий по сбережению и восстановлению природной среды был разработан с учетом требования сохранения биоразнообразия, и включает полное восстановление лесного фонда за счет дополнительного озеленения, а также применение ряда природоохранных технологий, в частности, строительство специальных подземных туннелей для миграции представителей как крупной, так и мелкой фауны. Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду проектом предусмотрены: очистка ливневых и талых вод с использованием передовых технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод; работы по рекультивации почв после проведения строительных работ, постоянный мониторинг концентрации основных загрязняющих веществ в воздухе, озеленение придорожной территории. Для увеличения качества дорожного покрытия путем увеличения коэффициента сцепления и уменьшения шума, как ожидается, будут использоваться высококачественные строительные материалы, что позволит также увеличить износостойкость и срок службы дорожного покрытия. С целью уменьшения негативного акустического воздействия проект предусматривает постройку шумозащитных экранов вдоль трассы.

Информация о работе Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург