Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы. Многообразные формы ГЧП получили мощный импульс в 90-е годы минувшего столетия в связи с процессами либерализации, приватизации и глобализации. Как верно подмечено в статье П.Понизова, создавая и поощряя отношения партнерства, государство расширяет возможности финансирования приоритетных экономических проектов, привлекая к решению выдвигаемых государством задач дополнительные ресурсы из частного сектора. Одновременно государство использует для решения этих задач эффективные рыночные методы ведения хозяйства, передавая функции управления принадлежащей ему собственностью частным предпринимателям, используя их организационный опыт и знания. При этом государство перекладывает на предпринимателей - участников партнерства основную часть рисков. Частный предприниматель также расширяет свои возможности, пользуясь государственными активами и гарантиями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственно-частное партнёрство 5
1.1 Понятие государственно-частное партнёрство 10
1.2 Государственное частное партнёрство в России 11
1.3 Созданные структуры и принятые программы в интересах развития ГЧП в России 15
Глава 2. Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург 22
Автомагистраль Москва – Санкт Петербург 22
2.2 Экономическая часть 23
2.3 Реализация проекта автомагистрали 26
Заключение 32
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 75.13 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 « Государственно-частное партнерство»

 

 

 

Специальность – 080801 «Прикладная информатика

в государственном и муниципальном управлении»

 

 

Факультет  физико-математический

Кафедра          информатики и вычислительной техники

Курс           5

Семестр                  9 

 

 

Оценка       Исполнитель

Научный руководитель    студ. гр. ПИвГМУ – 5

                                                (зач. кн. 090370)

                                  Кузьмина О. С.

« »   20 г.    « »   20 г.

 

 

 

 

2013 
Содержание

Введение 3

Глава 1. Государственно-частное партнёрство 5

1.1 Понятие государственно-частное  партнёрство 10

1.2 Государственное частное  партнёрство в России 11

1.3 Созданные структуры и принятые программы в интересах развития ГЧП в России 15

Глава 2. Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург 22

    1. Автомагистраль Москва – Санкт Петербург 22

2.2 Экономическая часть 23

2.3 Реализация проекта автомагистрали 26

Заключение 32

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный капитализм - экономическая система, в которой государство выступает в роли ведущего предпринимателя: владеет средствами производства, нанимает рабочих, менеджеров и другой персонал, распоряжается прибылью.

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) – явление обратное государственному капитализму, выражающееся в проникновение частного капитала в сферу производства общественных благ. Более широко ГЧП можно трактовать как форму взаимодействия бизнеса и власти.

Актуальность работы. Многообразные формы ГЧП  получили мощный импульс в 90-е годы минувшего столетия в связи с процессами либерализации, приватизации и глобализации. Как верно подмечено в статье П.Понизова, создавая и поощряя отношения партнерства, государство расширяет возможности финансирования приоритетных экономических проектов, привлекая к решению выдвигаемых государством задач дополнительные ресурсы из частного сектора. Одновременно государство использует для решения этих задач эффективные рыночные методы ведения хозяйства, передавая функции управления принадлежащей ему собственностью частным предпринимателям, используя их организационный опыт и знания. При этом государство перекладывает на предпринимателей - участников партнерства основную часть рисков. Частный предприниматель также расширяет свои возможности, пользуясь государственными активами и гарантиями.

Важной особенностью ГЧП является то, что государство сохраняет в своей собственности активы, используемые на началах ГЧП. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и возможностей двух хозяйствующих субъектов - государства и частного бизнеса: активов, навыков предпринимательской деятельности, менеджмента, инновационных проектов.

По сравнению с другими странами, в которых десятилетиями, а в некоторых и столетиями, создавались и совершенствовались механизмы партнерства государства и частного сектора, России удалось достигнуть определенного прогресса за небольшой период времени. Острая потребность в развитии инфраструктурных объектов, возрастающий интерес российских компаний к освоению новых направлений деятельности привели в последние годы к существенной активизации органов государственной власти России по развитию ГЧП.

ГЧП представляет собой «институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий». На мой взгляд, в первую очередь речь должна идти о проектах по разработке, строительству, финансированию и управлению объектами и проектами в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Использование механизмов и методов ГЧП позволит решить такие проблемы государственного сектора Российской Федерации, как: неэффективность, недостаток финансирования, недостаток технологичности, низкая скорость реагирования на изменения внешней среды и ряд других проблем.

Целью работы выявление проблем и изучение государственного-частного партнерства в России, а так же рассмотрение этого явления на конкретном примере.

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. дать определение понятию ГЧП и описать его формы;
  2. изучить практику ГЧП в Российской Федерации;
  3. рассмотреть ГЧП на примере проекта «Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург»

Объектом исследования в данной работе является общественный сектор экономики России, предметом исследования являются отношения государства и бизнеса, возникающие в сфере государственно-частного партнерства.

 

Глава 1. Государственно-частное партнёрство

    1. Понятие государственно-частное партнёрство

 

Понятие государственно-частное партнерство устоявшийся в русском языке перевод английского термина public private partnership. Существует два варианта трактовки термина государственно-частного партнерства. В широком смысле, ГЧП это система отношений государства и бизнеса,  целью этих взаимоотношений является развитие общественного сектора. В узком смысле партнерство это конкретный проект федеральных, региональных, муниципальных органов власти и частных компаний.

Государственно-частное партнёрство — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

• сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

• взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

• взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

• ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

• в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

• финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

В зарубежной и отечественной литературе существуют разные классификации партнерств государства и бизнеса. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу. Основными факторами, определяющими форму ГЧП в конкретных проектах, являются:

• особенности национального законодательства;

• схемы распределения инвестиционных рисков;

• опыт организации необходимых для партнерства контрактных отношений;

• отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности;

• определение плательщика (ов) за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы.

В книге «Государственно-частное партнерство. Теория и практика» приводится следующая классификация форм ГЧП:

1) государственные контракты  с инвестиционными обязательствами  частного сектора, где: государственный  или муниципальный контракт —  договор, заключенный заказчиком  от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального  образования в целях обеспечения  государственных или муниципальных  нужд. Подавляющая часть контрактов  на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не относится к ГЧП, так как отношения ГЧП в рамках государственного или муниципального контракта возникают только в том случае, если для удовлетворения государственных или муниципальных нужд привлекаются внебюджетные источники финансирования.

2) аренда государственного  имущества:  аренда предполагает  передачу на определенных условиях  частному сектору государственного  или муниципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во  временное пользование за определенную  плату на основе арендного  договора.

3) участие в капитале: участие частного сектора в  капитале государственного (муниципального) предприятия происходит путем  акционирования или создания  смешанных предприятий при долевом  участии сторон. Предпринимательская  деятельность в акционерных обществах  осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать  и субъекты государства. Степень  свободы частного сектора в  принятии административно-хозяйственных  решений определяется долей в  акционерном капитале. Чем ниже  доля частных инвесторов в  сравнении с государством, тем  буже спектр самостоятельных  решений, которые они могут принимать  без вмешательства государства  или учета его мнения. Риски  сторон распределяются пропорционально  доле в капитале. В отличие  от других форм ГЧП, в которых  государство не вмешивается в  текущую инвестиционную, производственную  и административно-хозяйственную  деятельность, в акционерных обществах  с государственным участием представители  государства присутствуют постоянно. Таким образом, при государственном  участии в капитале частный  сектор обладает меньшей степенью  самостоятельности и свободы  в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных  и иных решений, чем, например, в  концессиях.

4) концессии (концессионные  соглашения): слово «концессия» происходит  от латинского concessio — разрешение (англ. Соncession) и означает уступку, соглашение, послабление, скидку. Оно относится к экономическим категориям, которые имеют множество различных трактовок, лишены терминологической и смысловой четкости и охватывают широкий круг объектов. В концессию могут передаваться предприятие, вид деятельности, право на оказание услуги. Иногда под концессией понимается сам концессионный договор. Из всех форм ГЧП концессии сегодня используются за рубежом наиболее активно. Они опережают все другие формы партнерства по количеству трансакций, объему привлеченных частных инвестиций, другим экономическим показателям.

5) соглашения о разделе  продукции (СРП):  является формой  партнерских отношений государства  и частного сектора, близкой, но  не относящейся к концессии. Эти  две формы различаются рядом  принципиальных моментов. Так, по  СРП партнеру государства принадлежит  только часть произведенной продукции, в концессиях же к Кроме того, СРП и концессии имеют в России разные и непересекающиеся сферы применения. Предметом СРП выступают поиск, разведка и добыча минерального сырья. Список объектов  концессионного соглашения не включает добывающие отрасли, а  ограничивается в основном сферой производственной и социальной инфраструктуры концессионер является собственником всей выпущенной продукции.

6) контракты, сочетающие  в себе различные виды работ  и отношений собственности. Особый  класс партнерств связан со строительством новых объектов государственной и муниципальной собственности частным сектором при различиях в правах собственности на сооружаемые объекты. Часто этот класс ГЧП называют «гринфилд»-проектами (Greenfield projects), или проектами, в которых объекты строятся «с нуля». За рубежом существует достаточно много различных видов «гринфилд»-проектов.

Формы государственно-частного партнёрства. В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

• любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

• государственные контракты;

• арендные отношения;

• финансовую аренду (лизинг);

• государственно-частные предприятия;

• соглашения о разделе продукции (СРП);

• концессионные соглашения. 

 

Основные типы ГЧП

Сокращение

Расшифровка

Описание

1

BOT

Build, Operate, Transfer

(Построй-Управляй-Передай)

Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству.

2

BOOT

Build, Own, Operate, Transfer

(Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру

3

BTO

Build, Transfer, Operate

(Построй-Передай-Управляй)

Аналогично п. 1, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла).

4

BOO

Build, Own, Operate

(Построй-Владей-Управляй)

Аналогично п. 2, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера.

5

BOMT

Build, Operate, Maintain, Transfer

(Построй-Управляй-Поддерживай-Передай)

Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживании объекта. Право собственности остается у публичного партнера.

6

DBOOT

Design, Build, Own, Operate, Transfer

(Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай)

Аналогично п. 2, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения.

7

DBFO

Design, Build, Finance, Operate

(Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй)

Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами.

Информация о работе Строящаяся автомагистраль Москва — Санкт-Петербург