Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбор стратегии местного развития может оказать серьезное влияние на модель городского развития. Традиционно регионами с самым большим экономическим потенциалом являлись те, которые имели легкий доступ к топливным ресурсам, сырью, капиталу, дешевому труду низкой квалификации и крупным местным рынкам. Эти естественные преимущества в новых условиях стали терять свою значимость с развитием новых информационных технологий, систем транспортировки и телекоммуникаций. Исследования показывают, что современный бизнес оказывает огромное влияние на качество местной жизни, ее соответствие условиям современной жизни. Процветание предпринимательства происходит именно в тех регионах и городах, где относительно высок уровень жизни, где можно привлечь квалифицированный труд, где возможен доступ к современным средствам обслуживания и коммуникаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность стратегического планирования и требования к структуре муниципального управления 6
1.1. Сущность стратегического планирования 6
1.2. Стратегическое планирование и требования к структуре муниципального управления. 9
Глава 2. Основные этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. 19
2.1. Оценка местной экономики 19
2.2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий 34
2.3. Выявление, оценка и распределение проектов по приоритетам и составление планов действий 38
2.4. Внедрение планов действия, мониторинг и оценка результатов 39
Глава 3.Анализ стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования 42
3.1. Стратегическое планирование социально-экономического развития Киржачского района 42
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение……………………………………………………………………..65

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Сбор данных.

Следующий шаг - это сбор релевантных данных и определение экономического профиля выбранной зоны. Сбор информации - не простое занятие. Для правильного решения нужна не всякая информация, а именно та, которая соответствует профилю деятельности. Информация, полученная в результате сбора данных, может использоваться для :

  • выявления сильных и слабых мест данной зоны, которые могут повлиять на МЭР;
  • программирования или прогнозирования местных экономических тенденций;
  • мониторинга экономических достижений во времени.

Анализ местной  экономики проводится главным образом для того, чтобы определить источники возможных помех экономическому росту. Имеется множество факторов, которые следует принять во внимание в момент создания базы релевантной информации, предназначенной для экономической оценки какого-либо сообщества. Однако не следует сразу анализировать все факторы, анализ можно начать с любого из них. Выявленные факторы имеют взаимное влияние, и по мере углубления анализа одного из факторов будет меняться содержание других. Поэтому следует в процессе анализа установить его необходимую глубину в соответствии с масштабом проектной идеи.13

Экономическое положение.

Экономическое положение сообщества отражает настоящий  уровень деловой активности в  нем. Для определения экономического профиля сообщества обычно используются следующие данные: степень занятости рабочей силы, безработица, число промышленных предприятий и их размеры, зарплата, средний доход в зоне, промышленная продукция и процент новичков в бизнесе.

Характеристики  населения.

Эти характеристики и тенденции содержат сведения о концентрации рабочей силы, о типе местного рынка и о потенциальных потребностях населения в благах и услугах - таких, как, например школы детские сады, больницы. Для определения экономического профиля пригодны следующие данные: численность населения и ее рост, распределение населения по возрасту, полу, национальной принадлежности, доходам, уровню образования, а также характеристики населения по более мелким территориальным единицам и признакам.

Характеристики  рабочей силы.

Рабочая сила - один из самых важных наличных ресурсов для имеющихся и для потенциальных инвесторов. Чтобы определить профиль рабочей силы, нужны данные о степени ее востребованности и профессиях, зарплате, уровне подготовки и образования, локализации, производительности труда и наличии свободной рабочей силы.

Физическое  состояние.

Развитие предпринимательства  невозможно без наличия соответствующих  площадей и инфраструктуры. Прежде чем расположиться и приступить к деятельности, фирма учитывает  физическое состояние зоны. Этот профиль может основываться на назначении площадей, зонировании и локализации, стоимости и цене площади, состоянии зданий, свободной площади и ее поглощении, строительной деятельности, местах для парковки, состоянии инфраструктуры и окружающей среды, включая качество воды и воздуха. Учитывая, что многие местные администрации владеют земельными участками, создание банка данных о свободных участках - важное средство в осуществлении экономического развития.

Бизнес-климат.

Выживание фирм зависит от их поддержки органами местного самоуправления и местными сообществами. Бизнес-климат служит индикатором уровня поддержки деловой среды со стороны местной администрации. Производя оценку бизнес- климата, следует также учитывать как виды фирм и их количество, так и их успехи или неудачи на ниве предпринимательства. О том, как органы местного самоуправления поддерживают развитие фирм, судят по следующим показателям: отношение сообщества к ним, трудовые отношения, налоги экономических субъектов, правила, касающиеся экономических субъектов, уровень и качество муниципальных услуг, услуги для экономических субъектов, программы подготовки рабочей силы, доступ к капиталу и его стоимость, наличие агентства по городскому развитию и доступность транспортных услуг.

Ресурсы образования.

Наличие развитой сети образовательных и исследовательских  учреждений, конструкторских бюро является важным фактором развития деловой активности и определяет ее качество. Как правило, образовательные и научно- исследовательские  центры являются инициаторами конференций и семинаров, стимулируют различные инновации, которые получают свое развитие в конкретных предпринимательских проектах.

Имеющиеся технические и  научные возможности становятся важным фактором поддержки развития индустрии. В качестве примеров можно привести технические школы, научные и исследовательские парки, промышленные инкубаторы, колледжи и университеты.

Качество жизни.

Этот фактор известен также под названием "общие  условия жизни" и используется для описания культурных, исторических, рекреационных возможностей и состояния окружающей среды. Все они играют важную роль, когда речь идет о привлечении фирм. Данные, характеризующие этот профиль, таковы: наличное жилье, его качество и стоимость, общественные услуги, качество системы образования, университеты, колледжи и профшколы, уровень преступности и налоги, взимаемые с населения. Их восприятие во многом зависит от конкретного человека. То есть высокий уровень жизни, по мнению одного, может оказаться совсем не высоким для другого.14

Задача сбора данных по этому профилю должна решаться исходя из конкретной социально-экономической ситуации, принятых представлений о качестве жизни. Главное - получение релевантной информации.

В ходе оценки следует выявить  и понять главные экономические  силы. При этом важно использовать как интуицию, так и анализ, особенно на начальных ступенях развития. Позже, когда причины экономического спада прояснятся и надо будет определить конкретные меры для его остановки, по всей видимости, понадобятся более детализированные данные.

Собираемые данные делятся  на две категории: первичные и  дополнительные.

Первичные данные - это данные, которые получены из первых рук, от лица наблюдателя, записывающего то, что происходит. Данные второго типа поступают от третьего лица, зачастую из государственных источников. Сбор первичных данных может дорого стоить и занять много времени. Опросы, интервью и исследовательские группы - все это примеры сбора первичных данных, без которых невозможна точная оценка экономического развития.

Применение этих методов позволяет узнать истинные мнения и суждения сообщества. Благодаря им гораздо точнее определяются корни или воздействие той или иной проблемы.15

Сбор данных - ключевой фактор в развитии экономического профиля региона. Однако эти данные не всегда легко добыть, особенно в  небольших населенных пунктах. Не секрет, что большая часть статистических данных собирается в крупных центрах. А это создает проблемы для малых городов, сел и деревень, нуждающихся в конкретных данных, которые касаются их и только их. Кроме того, данные часто оказываются устаревшими и не годятся для анализа текущего положения.

И последняя  проблема - стандартизация. Каждый агент  экономического развития собирает и распределяет информацию по-своему. Поэтому надо, чтобы тот, кто занимается ее анализом, знал, каким именно способом эта информация была получена. Что может иметь большое значение для ее окончательной оценки.

Местной администрации в странах ЦВЕ/СНГ приходится сталкиваться с множеством препятствий при сборе данных экономического характера. Порой они не владеют механизмами сбора адекватных данных, не говоря уже об отсутствии самих данных. В других случаях источники статистической информации (например демографические или экономические данные) не имеют отношения к их городу, а метода, определяющего, какая именно информация соответствует истине, тоже нет. Для стран, стремящихся присоединиться к ЕС, стандартизация систем сбора данных и их согласование со стандартами ЕС будут иметь исключительное значение. Другие страны могут считать стандартизацию методом создания базы сопоставимых между собою региональных данных.

Опросы.

Так как добывание  дополнительных данных по регионам сопряжено  с известными трудностями, приходится делать акцент на сборе первичных данных.

Именно опросы могут помочь решению этой проблемы. В регионах опросы могут служить  сбору данных о:

  • субъектах экономической деятельности;
  • имеющихся у них проблемах;
  • ассортименте услуг для фирм.

Опрос следует  проводить поэтапно. Во-первых, надо четко определить цель опроса. Так  будет установлено, какая информация нас интересует, и то, как именно будут использоваться результаты опроса. Тем самым появится отправная  точка для следующих шагов. Во-вторых, следует выбрать способ проведения зондажа. Это может быть телефонное интервью, личное интервью, опрос по почте или по факсу.

Опросы полезны  еще и потому, что привлекают внимание сообщества и предпринимателей к  проблемам МЭР, способствуя заодно росту знаний об этих проблемах. В регионах, где уровень такого рода знаний невысок, они становятся необходимым компонентом процесса разработки и реализации планов.16

Несмотря на все трудности, органам местного самоуправления и субъектам экономического развития удается изыскивать способы сбора данных экономического, социального и иного характера.

Это значит, что  в рамках сообщества можно найти  партнеров, которые в состоянии  помочь в сборе данных. В их роли могут выступать университеты, торговые палаты, местные ассоциации товаропроизводителей и специализированные социологические организации. Для органов местного самоуправления со скромными ресурсами найти таких партнеров - отличный способ удовлетворить свои потребности в необходимой информации.

Методы, которые помогают сбору и обработке данных.

Выявление сферы  анализа. Как только область исследования определена, данные следует собирать исключительно для этой области.

Сбор информации должен быть максимально упрощен. Далеко не вся информация полезна для  местного экономического развития. Поэтому следует избегать сбора слишком большого количества данных, чтобы они не стали избыточными.

Постоянный  сбор и анализ информации. Очень  важно актуализировать базу данных. Это помогает выявлять реализуемые  экономические модели и правильно оценивать эффективность программ развития местной экономики. Для стран с переходной экономикой нередки ситуации, когда в границах одной территории реализуется сразу несколько моделей экономического развития, например либеральная и государственническая.

Информация  должна быть релевантной и понятной тем, кто принимает решения. У  них нет времени для изучения многостраничных трудов. Поэтому  лучше представить краткую информацию, имеющую непосредственное отношение  к делу.

SWOT-анализ.

Как только данные собраны, SWOT-анализ становится пригодным для того, чтобы помочь сообществу осознать свои приоритеты, составить общую концепцию и развить стратегию, которой оно может следовать. Аббревиатура SWOT означает "сильные, слабые стороны, возможности и угрозы". Этот анализ способствует выявлению и оценке сравнительных преимуществ сообщества. SWOT- анализ - инструмент инвентаризации особых признаков продукта в классическом маркетинге.

Каждый раз, когда какая-нибудь фирма определяет, где ей разместиться, когда семья решает, куда ей переехать, или когда турист размышляет, что именно он хочет посетить, они обязательно учитывают сравнительные преимущества выбранного ими населенного пункта.

Сильные стороны сообщества - это те ценности или факторы, которые  обеспечивают сообществу сравнительные преимущества и делают его привлекательным. Это его внутренние особенности, определяющие его лицо.

Примерами сильных  сторон могут служить географическая близость к вузам, большие льготы на проезд на транспорте, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы. Сильные стороны могут далее подразделяться на главные и ограниченные ценности.

Главные ценности - это те качества, которые составляют основу конкурентоспособного преимущества сообщества, например наличие порта. Это характеристики, которые сообществу не придется менять, но которые оно хочет довести до сведения экономических агентов.

Ограниченные  ценности - это потенциально сильные  стороны, которые могут потребовать  небольших общественных затрат для  получения конкурентоспособного преимущества; таков, например, свободный участок, расположенный в удобном месте.

Слабые стороны - это те факторы или тенденции, которые создают препятствия  на пути экономического развития. Они  могут проявиться в социальных, физических, финансовых, регламентных, операционных или иных формах. К их числу относятся ограниченный доступ к капиталу, рабочая сила низкой квалификации, неразветвленная инфраструктура, высокая преступность и т.д. Одни из них поддаются исправлению в короткие сроки (3-5лет), другие трудноисправимы. Ответ на местном уровне может состоять в принятии конкретных мер по налаживанию сотрудничества между местной администрацией и предпринимателями зоны.

Сильные и слабые стороны - это внутренние факторы  сообщества, или эндогенные факторы.

Информация о работе Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования