Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ, рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день и возможные пути решения этих проблем, т. Е. совершенствование деятельности муниципального органа в сфере жилищно – коммунального хозяйства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть систему организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования: ее понятия и элементы, исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования.
Раскрыть проблемы и определить перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства
Проанализировать деятельность ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»

Содержание

Введение 2
1 Система организации жилищно – коммунального хозяйства муниципального образования 4
1.1 Понятия и элементы 4
1.2 Исторический аспект возникновения и развития жилищно- коммунального хозяйства в рамках муниципального образования 8
2 Проблемы и перспективы развития жилищно- коммунального хозяйства 15
2.1. Проблемы системы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований 15
3 Организация жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.1 Основные характеристики жилищно- коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 25
3.2. 2.2. Актуальные проблемы жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар» 32
3.3. Пути совершенствования деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» 34
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 95.47 Кб (Скачать файл)

Управление ЖКХ оказывает  методическую и организационную  помощь организациям жилищно-коммунального  комплекса, ведет учет созданных  на территории городского округа ТСЖ, ЖСК, иных специализированных кооперативов, управляющих компаний, предоставляющих  услуги по управлению многоквартирными домами, организует постоянное взаимодействие с их руководителями. По данным на конец 2010 г. 348 домов управляются ТСЖ.

Тарифное регулирование  осуществляется в соответствии с  предельными индексами, установленными приказом Службы Республики Коми по тарифам  и сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, разработанными Минэкономразвития Российской Федерации  на период 2010-2012 годов. Размер субсидий на возмещение выпадающих доходов от предоставления коммунальных услуг  населению по ценам ниже экономически обоснованных тарифов имеет тенденцию  к снижению, как в абсолютных, так и относительных показателях.

Однако уровень фактической  оплаты выставленных населению счетов за ЖКУ в 2008 и 2009 гг. снизился по сравнению  с 2007 г., когда он достигал максимальной отметки в 96%, и составил 93% и 92% соответственно. Суммарно дебиторская задолженность  населения за жилищно-коммунальные услуги в 2009 г. составила 871,7 млн. руб. (рис 1.4.3). Совокупный размер субсидий за счет бюджетов всех уровней составил в 2009 г. 179, 2 млн. руб., доля семей, получающих жилищные субсидии, выросла до 11%.14

Водоснабжение города и поселков, входящих в состав городского округа, децентрализовано и осуществляется как с поверхностных, так и  подземных источников. Основным источником водоснабжения города является поверхностный  водозабор, эксплуатируемый МУП  «Сыктывкарский Водоканал», расположенный  в 3,7 км выше устья р. Сысола на левом  берегу р. Вычегды. Эжвинский район, поселки Верхний и Нижний Чов, а также предприятия Човского промышленного узла обеспечиваются из поверхностного водозабора на р. Вычегда, находящегося в ведении Эжвинского МУП «Жилкомхоз». В аварийных  ситуациях вода из этого водозабора может подаваться в Сыктывкар. Согласно экспертному заключению «О влиянии  русловых процессов рек Сысолы и  Вычегды на инженерные объекты и  территорию парка имени Кирова в  городе Сыктывкаре», подготовленному  по результатам обследования акватории рек, проводившемся в 2001г., русла рек нестабильны и место водозабора выбрано неудачно.

Пгт. Краснозатонский, п. Выльтыдор, м.Лемью пользуются водой из подземного водозабора, состоящего из 12 скважин, общей  производительностью 2,4 тыс. м.куб./сут. Пгт. В.Максаковка использует воду из подземного водозабора, состоящего из 7 скважин. Три  скважины расположены в центре поселка  и подлежат тампонированию из-за невозможности  создать 1-й пояс зоны санитарной охраны. Водопроводные системы пгт. Максаковка и пгт. Краснозатонский соединены водоводами. Низкий дебет воды в скважинах ведет к перебоям в водоснабжении поселков.

Потребление воды имеет тенденцию  к снижению по всем категориям потребителей (рис. 1.4.4.). По сравнению с 2000 г. (161 л/сутки) водопотребление на душу населения  в 2005 снизилось на 7% (149 л/сутки) и  на 17% к 2010 г. (133 л/сутки). Специалисты  МУП «Сыктывкарский Водоканал» прогнозируют снижение объемов реализации воды в  среднем на 2,5% в год, чему способствует кампания по установке приборов учета  расхода воды.15

Сточные воды от жилой застройки  и промышленных предприятий Сыктывкара, Эжвинского района и с. Выльгорт отводятся на канализационные очистные сооружения, принадлежащие ОАО «Монди СЛПК» и расположенные в 18 км. от города, где осуществляется их очистка и обеззараживание перед сбросом в водоем. Место сброса сточных вод находится в 354 км. от устья р. Вычегда. Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации составляет 421,6 тыс. куб. м. в сутки. Из общего объема 20 639 тыс. куб. м. сточных вод в год коммунальные очистные сооружения принимают на себя 557 тыс. м. куб., обеспечивая при этом их 100% биологическую очистку. Протяженность канализационных сетей и коллекторов составляет 288,3 км. Износ канализационных сетей составляет 54,7%.

Газоснабжение объектов Сыктывкара осуществляется на базе природного газа месторождения Тюмень – Вуктыл по газопроводу Микунь – Сыктывкар. Общая протяжённость газопровода  – 90 км, рабочее давление – 5,4 МПа (проектное – 7,5 МПа). Газопровод Микунь – Сыктывкар подключен к системе газопроводов Ухта – Торжок. Нитка газопровода требует реконструкции ей более 40 лет и нормативный срок эксплуатации уже вышел. Из-за плохого состояния магистрального газопровода давление в трубе снижено, что влечет за собой невозможность подключения новых крупных промышленных потребителей.

На территории города в  настоящее время расположены 3 газораспределительные  станции (ГРС) в м. Дырнос, м. Човью  и Эжвинском районе. Схема распределения  газа по давлению в Сыктывкаре, пгт. Краснозатонский, Эжвинском районе, п. Н. Чов, п. В. Чов, м. Човью – двухступенчатая (высокое и низкое давление), в  пгт. Максаковка – трехступенчатая (высокое, среднее и низкое давление). По сведениям треста «Межрайгаз»  на 01.01.2008 г. газифицировано природным  газом 93% квартир (по городу и рабочим  посёлкам), 7% квартир используют сжиженный  газ.

Электроснабжение Сыктывкара в настоящее время осуществляется от ТЭЦ ОАО «Монди СЛПК» с установленной  мощностью 436МВт и энергосистемы  Комиэнерго. Связь с энергосистемой осуществляется по ВЛ 220кВ Микунь –  Сыктывкар через опорную ПС 220кВ «Сыктывкар». ПС 220кВ «Сыктывкар» также  связана ВЛ 110кВ с ТЭЦ ОАО «Монди СЛПК». Эжвинский район Сыктывкара на 70% запитан от ГРУ ТЭЦ ОАО  «Монди СЛПК» по кабельным линиям 6кВ. Эти линии находятся в эксплуатации более 35 лет и имеют протяженность  более 5 км. Износ основных фондов превышает 62%, что существенно выше мировых  нормативных показателей для  энергетических компаний.

В 2009 г. в целях повышения  надежности электроснабжения потребителей филиалом «Комиэнерго», входящим в  состав ОАО «МРСК Северо-Запада», была реализована масштабная инвестиционная программа на общую сумму 595,1 млн. руб. Основные средства в рамках этой программы были направлены на техническое  перевооружение и реконструкцию, а  также новое строительство и  расширение действующих объектов электроснабжения. В частности, была осуществлена реконструкция ВЛ 110 кВ по Сыктывкару, а также ВЛ 110 кВ №177 «Микунь - Едва» (участок «Вежайка – Вожская») и строительство ВЛ 10 кВ «Выльгорт – Еляты».

 

    1.   Актуальные проблемы жилищно – коммунального хозяйства АМО ГО «Сыктывкар»

За период с 2000 г. жилищный фонд Сыктывкара вырос на 14% и к 2010 г. составил 5,3 млн. кв. м. общей площади. Показатель обеспеченности населения  жильем в расчете на человека вырос  на 12% с 18,8 кв. м до 21,2 кв. м, но пока остается ниже, чем в среднем по России (22,4 кв. м). Однако, с 2009 г. темпы прироста жилищного фонда стали замедляться  в связи с падением объемов  жилищного строительства. Если в 2005 – 2008 гг. ежегодно вводилось порядка 90-95 тыс. кв. м общей площади жилья, то после финансового кризиса в 2009 г. строительство жилых домов сократилось более чем в 2 раза до 45,4 тыс. кв. м, а в 2010 г. снизилось еще на 27%

Одной из наиболее острых в  системе ЖКХ Сыктывкара - динамика площади ветхого и аварийного жилищного фонда и количества семей-очередников. Большинство ветхих и аварийных зданий — деревянные дома в мкр. Лесозавод, пгт. Седкыркещ, п. Трехозерка, пгт. В. Максаковка, пгт. Краснозатонский. В городе такие дома располагаются на улицах 28-ой Невельской дивизии, Оплеснина, Станционной и других. По оценкам экспертов к 2020 г. весь деревянный фонд Сыктывкара может перейти в состояние ветхости: деревянные городские постройки относятся к 1960-м годам и уже сейчас имеют физический износ выше 60%. В качестве положительного момента можно отметить реализацию в 2008-2010 гг. программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в рамках которой осуществлялась реконструкция жилых домов.

В целях переселения граждан, проживающих в жилищном фонде  с высоким уровнем износа, а  также стимулирования жилищной застройки  администрацией города разработана  долгосрочная целевая программа "Содействие развитию строительства на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2010 - 2012 годы". Помимо задачи ликвидации ветхого и  аварийного жилья существует задача капитального ремонта жилого фонда. В рамках решения этой задачи была разработана и принята Муниципальная адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 - 2012 годы". За первые два года реализации программы в общей сложности было привлечено 82,7 млн. руб., жилищные условия смогли улучшить 14 тыс. граждан. Кроме того, действует долгосрочная целевая программа "Поддержка жилищного строительства и приобретения жилья на территории МО ГО "Сыктывкар" на 2011 - 2013 годы".

Также остро стоит вопрос строительства и содержания автомобильных  дорог. АМО ГО «Сыктывкар».

Плотность республиканской сети автомобильных  дорог общего пользования с твердым  покрытием составляет около 60 процентов  от существующей потребности. Семь из двадцати городов и районных центров  не имеют устойчивой автотранспортной связи по дорогам такого качества со столицей республики. Высока доля грунтовых  дорог. Очень остро стоит проблема лесовозных дорог, отсутствие которых  сдерживает наращивание объемов  лесозаготовок за счет ввода в  оборот перспективных лесных массивов.

В сложившейся ситуации Правительство  Республики Коми ставит задачу, в первую очередь, сохранить созданный ранее  потенциал и построить автодороги к районным центрам, не имеющим в  настоящее время автодорожной связи  со столицей Республики, а также автодороги, представляющие важнейшее значение для дальнейшего развития Республики.

В последнее время проблеме формирования эффективного конкурентного  экономического механизма развития ЖКК уделяется существенное внимание как со стороны зарубежной, так  и отечественной науки. Вместе с  тем на уровне местного самоуправления представляется полностью не изученной. Практически отсутствует учет территориальных особенностей, проявляется недостаток методик оценки эффективности инвестиционных проектов и анализа рисков и психологическая не готовность горожан к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Все это обуславливает необходимость обобщения результатов ранее выполненных исследований и определения новых направлений в рассматриваемой области.

Организация органами местного самоуправления полноценного учета  территориальных особенностей при  разработке и реализации экономического механизма развития жилищно-коммунальной сферы требует разработки комплекса  мер с их стороны, направленных на повышение инвестиционной привлекательности  жилищно-коммунальной сферы и использования  методов оценки эффективности, позволяющих  определить эффект от реализации проекта.

Таким образом, жилищная проблема является актуальной, требующей значительных усилий по ее решению.

    1. Пути  совершенствования деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»

Исполнение стратегической цели Управления ЖКХ обеспечивается посредством достижения следующих целей и тактических задач (Приложение 1).

Достижение указанных  целей и задач будет способствовать повышению эффективности управления ресурсами  в жилищно-коммунальном  комплексе  и  достижению  более  высоких  потребительских  свойств  услуг предоставляемых  населению  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства.

Создание благоприятных  и безопасных условий проживания граждан на территории МО ГО «Сыктывкар»  направлено на организацию предоставления населению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства с более высокими потребительскими свойствами.

К важнейшим показателям  достижения этой цели относятся количественные показатели капитального ремонта МКД. Ежегодно Управлением ЖКХ формируется заявка от МО ГО «Сыктывкар» в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформирования ЖКХ.

 Количество проведённых  открытых конкурсов по выбору  управляющих организаций для  управления многоквартирными домами, жители которых не определились  с выбором способа управления.

Содействием созданию условий  для предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг является организация мероприятий  по формированию конкурентной среды  в сфере управления жилищным фондом.

Перечень показателей  эффективности деятельности органов  местного самоуправления (Указ Президента РФ от 28.04.2008г. № 607 «Об оценке эффективности  деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных  районов») включает в себя показатели формирования системы управления многоквартирными домами (Приложение 2)

Так, в 2010 году по программе  капитального ремонта многоквартирных  домов на 2008-2012 годы отремонтировано 43 многоквартирных дома. В 2013 году запланирован ремонт 113 многоквартирных домов.

Намечено увеличение количества объектов по плану капитального ремонта  и повышения степени благоустройства  многоквартирных домов и ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (за исключением объектов по газификации).

Повышение  качества  содержания  автомобильных дорог  общего  пользования  местного значения и  совершенствование  схемы  организации  дорожного движения  в городе- еще одна немаловажная задача для  достижения совершенствования деятельности ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»

Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения включает в себя работы:

  • реконструкцию, капитальный и текущий ремонты автомобильных дорог;
  • работы по текущему содержанию дорог;
  • мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (организация дорожной разметки, установка, ремонт и замена дорожных знаков, указателей, устройство искусственных неровностей, содержание светофорных объектов и др.);
  • работы по обустройству дорог (устройство посадочных площадок, площадок для остановки и стоянки автомобилей, дорожных ограждений, пешеходных переходов и др.);
  • прочие работы: разработка проектно-сметной документации и ее экспертиза; инвентаризация и паспортизация дорог; разработка документации по отводу земель; инженерное и научно-техническое сопровождение проектирования и выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог;
  • обследования мостовых сооружений, диагностика и оценка состояния автомобильных дорог.

Информация о работе Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере ЖКХ