Референдум как форма выражения народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:18, реферат

Краткое описание

Выбранная мною тема реферата является актуальной в наше время. Российская Федерация (далее – РФ) согласно Конституции РФ, основному закону страны, есть демократическое государство. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на референдуме РФ, защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.

Содержание

1. Введение.
2. Роль и место референдума в избирательном праве России:
2.1. Понятие референдума и история его развития.
2.2. Виды референдума.
2.3.Организация референдума в современной России.
3. Источники права о референдуме в Российской Федерации.
4. Заключение.
5. Литература и нормативные правовые акты.

Вложенные файлы: 1 файл

referendum2.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

Частное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Омская юридическая  академия»

Кафедра теории и  истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы законодательной  и исполнительной власти

РЕФЕРАТ

Тема: «Референдум  как форма выражения народовластия»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1курса очной формы  обучения

Группы 113-юб

Капитанова А.И.

 

Проверил:

Ашенова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

Омск

2013

Оглавление

1. Введение.

2. Роль и место референдума  в избирательном праве России:

2.1. Понятие референдума  и история его развития.

2.2. Виды референдума.

2.3.Организация референдума  в современной России.

3. Источники права о  референдуме в Российской Федерации.

4. Заключение.

5. Литература и нормативные  правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Выбранная мною тема реферата является актуальной в наше время. Российская Федерация (далее – РФ) согласно Конституции РФ, основному закону страны, есть демократическое государство. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на референдуме РФ, защиту демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Референдум, как форма  непосредственной демократии является далеко не новой формой участия населения  в решении глобальных социально-экономических  и политических вопросов, а также  в разрешении территориальных и  иных внутренних и межгосударственных проблем.

Целью данной работы является раскрытие понятие референдума, его видов, организации проведения, источников права о референдуме.

 

 

 

2. Роль и место референдума  в избирательном праве России.

    2.1. Понятие референдума и история его развития.

 

В мировой политической и  государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. В правотворчестве существует множество  определений понятия референдум. Например, референдум – это осуществленное путем тайного голосования утверждение гражданами какого-либо документа или решения. Референдум – один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Референдум – это такой способ правотворчества, когда народ выступает субъектом государственной власти непосредственно. Референдум является формой прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важны вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

Официальное понятие референдума  изложено в статье 1 Федерального Конституционного закона от 28 июня 2004 года №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее – Закон о референдуме) референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Из указанных выше понятий  следует, что в современной России существует народовластие, то есть это высшее непосредственное выражение власти народа на референдуме или свободных выборах. Учитывая значимость референдума в развитии государства и права, вопрос о референдуме изучался теоретиками права - М.М. Ковалевским, П.И. Новгородцевым, С.А. Котляревским, Б.А. Кистяковским, Н.М. Коркуновым, Б.Н. Чичериным, К.М. Тахтаревым и др. Исследователи данного вопроса сошлись во мнении, что эволюцию института референдума в России можно разделить на следующие этапы:

первый – дореволюционный период: вечевые голосования и некоторые теоретические разработки российских ученых о народных голосованиях;

второй – советский период: условно может быть разделен с 1917 по 1936 год, с 1936 по 1990 год;

третий период – постсоветский, с 1990 по декабрь 1993 года;

четвертый – современный период: с декабря 1993 года по настоящее время.

Следует отметить, что демократические  принципы развития государства зарождались  еще в эпоху развития государства  дореволюционных времен. То есть народ  приобщался к правлению страной  посредством участия в решении  основных государственных вопросов.

 

 

 

2.2. Виды референдума.

 

К основным видам референдума  в РФ относят следующие:

  1. общегосударственный референдум, то есть референдум РФ;
  2. референдум в субъектах РФ;
  3. референдум местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о референдуме –  референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

Граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме.

На референдум РФ выносится  для обсуждения:

– проект новой Конституции РФ;

– проект нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение которых предусмотрено международным договором;

– вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум РФ не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса  субъекта РФ;

2) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий  Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов ГД либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении  на должность, досрочном прекращении,  приостановлении или продлении  полномочий лиц, замещающих государственные  должности РФ;

4) о персональном составе  федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов;

5) об избрании, о досрочном  прекращении, приостановлении или  продлении срока полномочий органов,  образованных в соответствии  с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, ФКЗ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

На референдум субъекта РФ, местного самоуправления выносятся  вопросы, которые находятся в  ведении данного субъекта, муниципального образования и являются основными  для этой территории. Вышеуказанные вопросы, рассматриваемые на референдуме РФ, могут быть рассмотрены применительно к конкретной территории. Например, Устав Омской области можно рассмотреть на референдуме Омской области, Устав города Омска – на референдуме муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

 

 

 

2.3. Организация референдума  в современной России.

 

Инициатива проведения референдума  принадлежит:

1) не менее чем двум  миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме;

2) Конституционному Собранию;

3) федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Инициатива проведения референдума  не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться  в условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

При подготовке и проведении референдума РФ используется государственный  язык (русский). В субъектах РФ для проведения референдума используется государственный язык и язык народа, проживающего на данной территории.

На проведение референдума  РФ выделяются средства федерального бюджета. Вместе с тем на этапе  подготовки инициативная группа должна создать фонд за счет собственных средств, для сбора подписей в поддержку референдума.

Непосредственную подготовку и проведение референдума осуществляют избирательные комиссии. Общей работой руководит Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ). С населением работают агитационные группы, которые собирают подписные листы.

Работа по подготовке референдума  проводится гласно, с привлечением СМИ. Также готовятся технические средства, задействуется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».

Решение о проведении референдума  принимает ЦИК РФ по итогам проверки подписных листов. Оно может быть оспорено только Верховным Судом РФ. Назначение референдума относится к компетенции Президента РФ после проверки законности решения Конституционным Судом РФ.

В избирательных округах  готовятся списки участников референдума, помещения для голосования, бюллетени. Назначается день голосования. Избирателю дано право досрочного голосования по открепительному удостоверению.

В день проведения голосования  на избирательных участках работают наблюдатели от политических партий, а также международные наблюдатели. Итоги подводит избирательная комиссия, результаты передаются в ЦИК РФ, который их обобщает и публикует в СМИ.

 

 

 

3. Источники права о референдуме в РФ.

 

Институт референдума  в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 года с принятием  Закона «О референдуме РСФСР». Однако этот акт в большей степени  защищал интересы не граждан страны, а государственной власти в лице Съезда народных депутатов. Только Съезд  был вправе принимать решение  о всенародном референдуме, но поскольку  обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован  в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование  референдума, несмотря на то, что в  начале 90-х годов в стране проходили  глубокие реформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.

Вместе с тем в нашем  обществе наблюдались перемены. Демократия получила начало развития, в том  числе, в эпоху противостояния ветвей власти при попытке осуществить  государственный переворот в 1991 году. Граждане добились непосредственного  участия в управлении страной, прежде всего, выражать свою волю по основным вопросам. Таким образом, референдум, как основная форма народовластия, все больше становился востребованным. В свою очередь, государство, вставшее на курс демократизации общества, вынуждено было укреплять позиции референдума посредством принятия правовых актов. На данный момент правовая база для проведения референдума сформирована.

Основа заложена в Конституции  РФ 1993 года. Согласно пункту 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Во исполнение основного закона страны приняты подзаконные акты. На всей территории РФ имеет прямое действие Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о выборах).

Законом о референдуме  закреплено конституционное право  граждан РФ голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Законом о выборах определены основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие  в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ в соответствии с  Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  РФ, уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о выборах законодательство РФ о референдумах дополняют иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в РФ. В этой части, к федеральному законодательству относится Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К правовым актам субъектов РФ, на примере Омской области, относится Закон Омской области от 5 июля 2012 года № 1462-ОЗ «О выборах Губернатора Омской области», Закон Омской области от 7 июля 2003 года № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».

Информация о работе Референдум как форма выражения народовластия