Чистый доход, формы его выражения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование финансов предприятий характеризуется определенными финансовыми категориями:
финансовыми ресурсами;
затратами;
доходами;
финансовыми результатами (прибылью, убытками).
Финансовые ресурсы - сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятия, характеризующие финансовый потенциал предприятия и в комплексе с материальными и трудовыми ресурсами предопределяют объемы производства, возможность получения определенного дохода, массы прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы.docx

— 56.67 Кб (Скачать файл)

1.Финансовые ресурсы- понятие, источники их формирования.

      Функционирование финансов предприятий характеризуется определенными финансовыми категориями:

 финансовыми ресурсами;

 затратами;

 доходами;

 финансовыми результатами (прибылью, убытками).

     Финансовые ресурсы - сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятия, характеризующие финансовый потенциал предприятия и в комплексе с материальными и трудовыми ресурсами предопределяют объемы производства, возможность получения определенного дохода, массы прибыли.

     Финансовые ресурсы классифицируются по признакам:

 кругооборота (начальные  и приращённые);

 характера использования  (материализованные и в обороте);

 права собственности  (собственные и заемные).

     Виды финансовых ресурсов предприятия:

 прибыль;

 основные производственные  средства (остаточная стоимость  и амортизационный фонд);

 оборотные средства;

 бюджетные ассигнования;

 поступления из целевых  фондов;

 поступления из централизованных  корпоративных фондов;

 кредиты.

     Кратко охарактеризуем эти виды финансовых ресурсов и источники их формирования.

     Прибыль - форма финансовых ресурсов, приращенных предприятием в результате его хозяйственной деятельности.

     Значительная часть основных средств называется амортизацией отчислений - это вид целевых финансовых ресурсов, отражающих перенесенную на готовую продукцию часть стоимости основных средств и выступают финансовыми ресурсами предприятия для воспроизведения. Они должны обеспечивать простое воспроизводство.

     Амортизация начисляется по установленным нормам, которые должны учитывать физический и моральный износ основных средств. Есть два метода ее начисления - равномерное и ускоренное.

     Амортизационные отчисления как финансовые ресурсы находятся на текущем счете в составе выручки от реализации и используются согласно планам на капитальные вложения.

     Оборотные средства - часть финансовых ресурсов, которая постоянно находится в обращении. Специфика их в том, что они не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия.

    Оборотные средства направляются на приобретение сырья и материалов, производственных запасов, а часть их находится в незавершенном производстве и расходах будущих периодов; другая часть (фонды обращения) представлена готовой продукцией, денежными средствами и средствами в расчетах.

     Формирование оборотных средств осуществляется за счет различных источников:

 собственных (уставный  капитал);

 привлеченных источников (краткосрочных кредитов и кредиторской  задолженности, бюджетных средств).

     Чем выше уровень оборачиваемости, тем меньше средств необходимо (оборачиваемость - срок между вложением средств и их возвращением в составе выручки). Оседания средств в незавершенном производстве и нереализованной готовой продукции является важным фактором неэффективного их использования, ведет к банкротству. Чем лучше показатели деятельности предприятия, тем больше у него шансов пополнить оборотные средства за счет привлеченных источников.

    Бюджетные ассигнования имеют строго целевой характер и могут предоставляться предприятиям в следующих формах:

 бюджетные инвестиции;

 бюджетные кредиты;

 государственные дотации;

 государственные субсидии.

     Бюджетные инвестиции - выделение средств в форме капитальных вложений на развитие производства в приоритетных отраслях, которые влияют на эффективность экономики страны.

     Бюджетные кредиты - форма финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в тяжелом финансовом положении под низкие процентные ставки.

      Государственные дотации - выделение средств на покрытие убытков предприятий, когда убыточность является следствием рыночной конъюнктуры или политики государства.

      Государственные субсидии - выделение средств из бюджета субъектам предпринимательства на решение конкретных задач в рамках Государственных программ.

     Поступления из централизованных корпоративных фондов характеризуют внутрикорпоративное перераспределение финансовых ресурсов по принципу сальдо взаимоотношений.

     Кредиты - финансовые ресурсы, временно предоставленные в распоряжение предприятия для покрытия временных и сезонных потребностей производства. Кредит существует в двух формах: коммерческий и банковский:

 коммерческий кредит - это приобретение товаров или  услуг с отсрочкой платежа;

 банковский кредит - ссуда  от банка или других учреждений  под определенные проценты.

     Важным источником финансового обеспечения потребностей воспроизводства является ссудный фонд. В практике учета ресурсы для кредитования включались в общий объем финансовых ресурсов. Между тем международная практика составления бюджета и платежного баланса включает в свой состав в равной мере банковский и небанковский сектора.

     Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, мобилизуемых и используемых на началах возвратности, как одну из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Используется государством для удовлетворения временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах и населения в денежных средствах.

     В условиях перехода к рынку, адаптируясь к международным стандартам, в экономический оборот вводится понятие ссудного капитала.

     Отличие ссудного фонда от ссудного капитала состоит в базировании ссудного фонда в основном на общественной собственности, в значительной степени в общегосударственном характере и централизованном управлении, а также в обусловленности государственной монополией банковского дела.

     Ссудный капитал рассматривается как созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; товаров, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека.

     Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе: средства государственного бюджета, государственного социального страхования, средства имущественного и личного страхования, денежных сумм, предназначенных для восстановления основных фондов (накапливаемых по мере перенесения стоимости основных фондов по частям на создаваемые товары в форме амортизации); часть оборотного капитала, высвобождаемого в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки нового сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства; временно свободные денежные средства от реализации товаров, которые накапливаются для выплаты заработной платы; предназначенная для инвестиций часть дохода и прибыль, накапливаемая для воспроизводственного процесса; средства колхозно-кооперативных и общественных организаций; кредитных учреждений; депозитов граждан в сберегательном банке; касс взаимопомощи; наличных денег, находящихся в обращении, и др.

     Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества — способности приносить прибыль в виде процента. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.

     Особенностью ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное п о л ь з о в а н и е другому собственнику с целью получения процента (части дохода). С обращением ссудного капитала происходит раздвоение капитала: он одновременно является капиталом-собственником для банка, и потому он возвращается с процентом по истечении срока ссуды, и капиталом-функцией для предприятий, организаций, предпринимателей, вкладывающих его в свое дело.

     Ссудный капитал выступает как своеобразный товар. Часть прибыли — процент, или цена ссудного капитала, является оплатой этой его способности в отличие от цены обычных товаров, представляющей денежное выражение их стоимости. Движение ссудного капитала отличается от движения функционирующего капитала постоянной денежной формой.

     Спрос и предложение на ссудный капитал определяется: масштабами производства, размерами денежных накоплений и сбережений, соотношением между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью, сезонными условиями, степенью инфляционного процесса, государственным регулированием, неуравновешенностью платежных балансов, колебаниями валютных курсов, валютным кризисом.

     Через ссудный фонд происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

       Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит. Возвращаясь судозаемщиками банку, они продолжают служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функционируют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

     Взаимосвязь между ссудным капиталом и госбюджетом заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы, обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета.

     Использовать средства ссудного фонда для безвозвратного финансирования любых расходов невозможно, поскольку это противоречит основным принципам кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль бюджета  в формировании и использовании  финансовых ресурсов государства.

 

По условиям и способу  зачисления в бюджеты различных  уровней доходы бюджета делятся  на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные  налоги и сборы и некоторые  другие доходы. Закрепленные — это  доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами  того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются  в бюджеты соответствующих уровней  по установленным в законодательном  порядке нормативам отчисления.

1. Собственные доходы  республиканского бюджета и местных  бюджетов могут включать в  себя:

1.1. налоговые доходы, зачисляемые  в бюджет в соответствии с  законодательством на постоянной  основе;

1.3. неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджет в соответствии с  законодательством на постоянной  основе;

1.4. безвозмездные поступления,  за исключением межбюджетных  трансфертов.

2. Собственные доходы  бюджетов разных уровней бюджетной  системы Республики Беларусь  зачисляются в бюджеты по нормативам  отчислений, в том числе установленным  в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых  доходов.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся  доходы, которые могут частично или  полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные  налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

2. Нормативы отчислений  от регулирующих доходов (в  процентах) республиканского бюджета  в консолидированные бюджеты  областей и бюджет г.Минска  определяются законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый  год.

3. Нормативы отчислений  от регулирующих доходов (в  процентах) областных бюджетов  в консолидированные бюджеты  районов и бюджеты городов  областного подчинения определяются  решениями областных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

4. Нормативы отчислений  от регулирующих доходов (в  процентах) районных бюджетов, бюджетов  городов областного подчинения  в бюджеты сельсоветов, поселков  городского типа, городов районного  подчинения определяются решениями  районных, городских (городов областного  подчинения) Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый  год.

Доходная часть бюджета  государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых  платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким  уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени  определяются финансовой политикой  государства и зависят от объема национального дохода и общественного  продукта страны.

Расходы государственного бюджета  — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование  ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением  — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций  государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Информация о работе Чистый доход, формы его выражения