Региональные приоритеты развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:19, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассматривается проблемы развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в Республике Татарстан.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Республики Татарстан осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по МУН ПР.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)
 

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: 

«Муниципальное право» 

Тема реферата: 

«Региональные приоритеты развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в России

(на примере  Республики Татарстан)» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                студент группы № Юз-09-3

                Лишавский Д,А. 
                 
                 

                                                                          Проверил:

                                                                          Сударенков В.В, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г.

      Региональные  приоритеты развития межбюджетных отношений  в условиях реформирования местного самоуправления в России. 

     Бюджет Республики Татарстан представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики республики. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств.

     В данном реферате рассматривается проблемы развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в Республике Татарстан.

     Формирование  расходов бюджетов бюджетной системы  Республики Татарстан осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации должно происходить  в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

     Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления с учетом имеющихся  финансовых возможностей вправе увеличивать  нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

     Законом №63-ФЗ ст. 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции. Прежде она называлась «Формы расходов бюджетов» и в ней были указаны формы предоставления бюджетных средств, среди которых были поименованы и бюджетные ассигнования. Сейчас эта статья называется «Бюджетные ассигнования». В ней дан перечень услуг и расходов, на оплату стоимости которых выделяются бюджетные ассигнования.

     Республика  Татарстан имеет  собственный бюджет. Бюджет Республики Татарстан предназначен для исполнения расходных обязательств республики. Использование органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств Республики Татарстан не допускается.

     В бюджете Республики Татарстан в соответствии с бюджетной классификацией Российской федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и п. 5 ст. 26 №184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств Республики Татарстан, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

     В новой редакции ст. 20 Бюджетного Кодекса Российской Федерации законодатель более четко прописал, что едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами доходов бюджетов являются:

     – налоговые;

     – неналоговые доходы;

     – безвозмездные поступления.

     К неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности:

     – доходы от продажи имущества;

     – доходы от использования имущества;

     – доходы от платных услуг, после уплаты налогов и сборов.

     К безвозмездным относятся:

     – безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

     К доходам от использования имущества  относятся:

     – доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;

     – средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центрально Банка России и в кредитных организациях;

     – средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в залог, в доверительное управление;

     – плата за пользование бюджетными кредитами;

     – доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;

     – часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

     – другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества.

     В бюджет Республики Татарстан подлежат зачислению налоговые доходы, определенные Бюджетным Кодексом Российской Федерации  и законодательством о налогах  и сборах.

     Сегодня перед нами стоят задачи по сохранению экономического ядра республики Татарстан, а также созданию условий для развития межбюджетных отношений.

     В Республике Татарстан, имея свой самостоятельный бюджет, органы местного самоуправления наделены как доходными, так и расходными полномочиями. Руководители исполнительных органов местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении сбора собственных доходов бюджета муниципального образования и в экономном расходовании бюджетных средств с целью получения лучшего конечного результата, что предполагает решение задач воспроизводства доходной базы и применение стимулирующих инструментов государственного регулирования. Проводимая муниципальная реформа и сформированная в 2005 году в Татарстане нормативно-правовая база для реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004-2006 годы позволили создать необходимые условия для более эффективного управления не только государственными, но и муниципальными финансами. В соответствии с Концепцией, организация бюджетного процесса должна быть переориентирована от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, обеспечивающему достижение конечных общественно-значимых результатов. Эти результаты должны быть конкретными и измеримыми как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. В данном направлении ведется целенаправленная работа специалистов Министерства финансов Республики Татарстан в тесном сотрудничестве с Минфином России и другими отраслевыми министерствами.

     Децентрализованная (сетевая) бюджетная система, в которой решения принимаются на разных уровнях, более эффективна с той точки зрения, что менее бюрократизирована. Следует отметить, что процессы централизации и децентрализации идут практически одновременно. О трансформации полномочий федерального центра можно судить по усиливающейся централизации средств в федеральном бюджете. Но, на наш взгляд, большая доля средств должна концентрироваться именно на региональном уровне, а не центра.

     Бюджеты муниципальных образований являются низовым звеном бюджетной системы РФ, в то же время они являются ее фундаментом, не укрепив который невозможно улучшить межбюджетные отношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. Как было сказано, мы считаем, что формирование бюджетов должно начинаться снизу, с местных бюджетов. Доходная часть бюджета формируется строго на основе российских макроэкономических показателей, поскольку Татарстан находится в едином экономическом, политическом и правовом пространстве РФ. В республике доходная часть бюджетов и расходные полномочия муниципальных образований рассчитываются с использованием современных IТ-технологий. На этой же базе осуществляется "выравнивание" бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В основе этих расчетов лежит система стандартов и норм, с 1998 года успешно используемая в межбюджетных отношениях. Министерством финансов Республики Татарстан в течение года проводится согласительная работа с местными органами по основным параметрам местных бюджетов. Доходная часть бюджетов муниципальных образований республики по собственным доходам принимается, как правило, в больших объемах. Так, решениями органов местного самоуправления на 2006 год доходная часть утверждена в сумме 12,9 млрд. рублей, в том числе по двум городским округам - в сумме 6,3 млрд. рублей (49% от общей суммы объема местных бюджетов). Также доходными источниками местных бюджетов являются государственная пошлина в размере 100%, плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 40%, налог на имущество физических лиц - 1,2%.

     На  многих территориях имеется существенный налоговый потенциал, чтобы сбалансировать бюджеты без финансовой помощи из федерального бюджета. Но так как  всем регионам устанавливаются единые нормативы отчислений, то большая часть перечисляется в федеральный бюджет и только через определенный период возвращается в виде трансфертов этой же территории. Поэтому в данной ситуации достаточно понизить норматив отчислений, чтобы устранить встречные финансовые потоки, либо устанавливать территориям дифференцированные нормативы. Если рассматривать применение нормативов внутри субъектов РФ, здесь бюджетное законодательство регламентирует возможность зачисления единых нормативов отчислений от определенных видов региональных и федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, в местные бюджеты, причем установление этих нормативов зачислений на ограниченный срок не допускается.

     Аналогичный механизм возможен при взаимодействии муниципального района и поселений, находящихся на его территории. В настоящее время, как уже отмечалось, требуется уточнить разграничение доходных источников (особенно налоговых) между звеньями бюджетной системы, что существенно сократит встречные финансовые потоки.

     Совокупные  расходы бюджета в расчете  на душу населения должны быть одинаковыми  в каждом регионе страны независимо от места проживания. Муниципальные  образования, где показатель расчетного налогового дохода на душу населения  превышает аналогичный среднереспубликанский показатель в 1,3 раза и более, должны перечислять из своего бюджета в региональный фонд финансовой поддержки поселений в виде субвенций, объемы которых определяются расчетным путем. Размер отрицательного трансферта - это произведение численности жителей данного поселения (городского округа) и половины превышения над уровнем 1,3 раза среднего значения налоговых доходов, приходящихся на одного жителя, в части доходов поселений Республики Татарстан. Как показали расчеты, произведенные в процессе формирования и согласования расходных параметров местных бюджетов, недотационными оказались только около 5% муниципальных образований Татарстана. У многих муниципалитетов собственные доходы покрывают лишь незначительную часть объема расходов, определенных из минимальных социальных стандартов и нормативов.

     Для обеспечения выравнивания бюджетной  обеспеченности и сбалансированности местных бюджетов в 2006 году в составе  бюджета Республики Татарстан созданы  три региональных фонда: фонд финансовой поддержки поселений в объеме 22,2 млн. рублей; фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов в объеме 2 388,7 млн. рублей; фонд софинансирования социальных расходов в объеме 2 964,8 млн. рублей. Для финансирования переданных полномочий образован региональный фонд компенсаций. Распределение средств через эти фонды преследует цель обеспечения местных бюджетов финансовыми возможностями для решения вопросов, находящихся в их собственной компетенции.

      Анализ  региональной практики показал, что  финансирование социальной сферы в ряде субъектов Федерации полностью зависит от бюджетных трансфертов. Минимизация денежных потоков предприятиям и учреждениям федеральной собственности может отрицательно сказаться на приоритетах развития российской экономики, научных достижениях и интеграции в мировое экономическое сообщество. Что касается мощности денежного потока, обеспечивающего поступление финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов, она должна быть обусловлена, главным образом, необходимостью развития социальной сферы и финансирования целевых и долговременных программ, имеющих не только региональное, но и общегосударственное значение. Аналогично должны строиться взаимоотношения между бюджетами субъектов и местными бюджетами.

Информация о работе Региональные приоритеты развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в России