Особенности межбюджетных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений 5
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
1.2 Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России1
1.3. Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения 14
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России 20
2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 20
2.2. Характеристика межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований 26
Глава 3. Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложения 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Финансы.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

Введение 2

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования межбюджетных отношений 5

1.1. Сущность  и принципы межбюджетных отношений 5

1.2 Социально-экономические  аспекты межбюджетных отношений  в процессе их исторического  развития в России 11

1.3. Нормативно-законодательная  база, регламентирующая межбюджетные  отношения 14

Глава 2. Особенности  межбюджетных отношений в России 20

2.1. Механизм  взаимоотношений федерального и  региональных бюджетов 20

2.2. Характеристика  межбюджетных отношений регионов  и муниципальных образований 26

Глава 3. Возможные  пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России 30

Заключение 33

Список используемой литературы 35

Приложения 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Межбюджетные отношения  выступают как отношения между  субъектами бюджетных правоотношений по поводу формирования и исполнения соответствующих бюджетов. Они являются одним из основных инструментов преодоления  последствий неравенств, проявляющихся в конечном счете в форме дефицита внутренних (собственных) доходных источников бюджетов.

«Межбюджетные отношения  в Российской Федерации» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний  день.

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной  системы, адекватной федеративному  устройству государства, разработки принципиально  иной модели межбюджетных отношений. Для  этого был отпущен исключительно  короткий исторический промежуток времени. Во многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений не позволяла  государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между  федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными  и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием  кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего  пореформенного периода вносить  изменения в порядок организации  и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Несмотря на особое значение в обеспечении эффективного функционирования бюджетной системы такого инструмента  межбюджетного регулирования как  финансовая помощь нижестоящим бюджетам субъектов Федерации, его применение еще не имеет должного научного обоснования. Сохраняет дискуссионный характер вопрос определения места, роли и специфики субрегиональных отношений в системе межбюджетного федерализма РФ.

Наблюдаемое сегодня многообразие схем горизонтального бюджетного выравнивания, используемых на субрегиональном уровне, выстроенных в основном эмпирическим путем, с одной стороны, свидетельствует  о стремлении субъектов Федерации  найти наиболее рациональную модель организации межбюджетных отношений  на своей территории, с другой, о  многоуровневом сложном характере  межбюджетных отношений внутри субъекта Федерации, требующих адекватной методико-методологической поддержки.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения и совершенствования.

Достижение указанных  целей предполагает решение следующих  задач:

- дать определение понятию  «межбюджетные отношения», исследовать  его сущность, раскрыть основные  принципы и содержание;

- исследовать состояние  межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;

- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Объектом исследования является теоретические и практические вопросы  функционирования системы межбюджетных отношений, их нормативно-правовая база.

Предметом исследования выступает  проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения  и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой основе. Во второй главе исследуются и анализируются взаимоотношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. В третьей главе определяются возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования межбюджетных отношений

1.1. Сущность и  принципы межбюджетных отношений

 

Распределительная (распределение  ВНП) и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Государственный бюджет страны – основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная  система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в  реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической  политики.

 Взаимосвязь между  отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы  ее построения принято называть  бюджетным устройством. 

Бюджетное устройство любой  страны определяется формой государственно-правового  устройства государства. Государственное  устройство является элементом формы  государства.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько  видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных  и региональных уровней власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в  том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующий  год представляет собой консолидированный  бюджет РФ.

 




 



 

 

 

Рис.1.1. Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ

 

 

 

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между  собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации  бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма  состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и  достойного уровня жизни.

Для централизованной бюджетной  системы характерна высокая степень  концентрации налоговых и иных поступлений  в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого  межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем  предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов потенциалов.

Децентрализация бюджетной  системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем  перераспределяемых средств, но почти  никогда не избавляет полностью  от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это  обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось  на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных  доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.

Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что  объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает  их возможности по финансированию необходимых  расходов за счет закрепленных доходных источников.

Несбалансированность бюджетов «по горизонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и  малых городов, урбанизированных и  сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих  от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной  демографической структуры населения.

Основной инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным  бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

Современную систему бюджетных  взаимоотношений в Федерации  предопределила принятая в 1993 г. Конституция РФ. Все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. Введение в юридический оборот термина "субъект Федерации" имело отнюдь не формальное значение, а означало приобретение всеми территориями, входящими в состав Российской Федерации, статуса государственно-правовых образований, т. е. перевод отношений с ними в договорную плоскость и признание их суверенитета в областях, не переданных в ведение Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции.

Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В  нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Межбюджетные отношения  основываются на принципах:

• распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

• равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

• выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Информация о работе Особенности межбюджетных отношений в России