Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит разработке методического инструментария, направленного на развитие механизма оказания муниципальных услуг, ориентированных на рост их качества и доступности для населения муниципального образования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «муниципальная услуга»,
- определить нормативно-правовую регламентацию оказания муниципальных услуг,
- рассмотреть комплекс услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления,

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления муниципальными услугами 6
1.1 Содержание понятия «муниципальная услуга» 6
1.2 Нормативно-правовая регламентация оказания муниципальных услуг 8
Глава 2 Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях 16
2.1 Услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления 16
2.2 Порядок разработки административного регламента, как механизма повышения качества муниципальных услуг 19
Заключение 25
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальные услуги пути совершенствования качества их предоставления.docx

— 77.94 Кб (Скачать файл)

Административные регламенты состоят из двух частей:

- порядок оказания услуг, где приводится детальное описание всех необходимых действий при предоставлении услуги;

- стандарт предоставления услуги, где указываются необходимые документы, требования к срокам и комфортности получения услуги.

Эти  части образуют единый документ. Отдельно утверждать административные регламенты и стандарты предоставления услуг нельзя, поскольку стандарт – составная часть административного регламента.

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ административные регламенты должны были быть разработаны до середины 2012 года на все услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления и включенные в реестры услуг соответствующих уровней публичной власти.

Кроме  того, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»21 административные регламенты должны быть разработаны также на функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Это все случаи, когда требуется разрабатывать и утверждать административные регламенты. На услуги государственных (муниципальных) учреждений разрабатывать административные регламенты не требуется, поскольку услуги должны оказываться ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, содержащим, в числе прочих, требования к порядку предоставления услуг.

На услуги, оказываемые исключительно государственными (муниципальными) учреждениями, целесообразно разработать стандарты качества государственных (муниципальных) услуг, которые отличаются от входящих в состав регламентов стандартов «комфортности» предоставления услуг своим назначением, являясь «счетной» основой для определения нормативных затрат на услуги (т.е. стандарты качества услуг можно, условно говоря, «перевести в деньги»).

Что касается функций органов государственной власти и местного самоуправления, по которым не происходит взаимодействия с гражданами и организациями, то разрабатывать административные регламенты по ним нет необходимости, поскольку процедуры выполнения этих функций могут описываться ведомственными актами (например, порядок документооборота, кадровой работы и пр.).

Отдельный важный вопрос: кто должен разрабатывать административные регламенты по услугам, предоставление которых делегировано с федерального уровня на уровень субъектов РФ и (или) с уровня субъектов РФ на муниципальный уровень?

В отношении полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов РФ, которое в свою очередь было передано в соответствии с законом субъекта РФ на осуществление органам местного самоуправления, нормативное правовое регулирование, в том числе разработка и утверждение административного регламента, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о делегировании соответствующего полномочия. В случае, если такой порядок федеральным законом22 не определен, административный регламент утверждается федеральным органов исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Аналогично по полномочиям, делегированным субъектом РФ на осуществление органам местного самоуправления, административный регламент должен утверждаться исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в компетенции которого находится соответствующее полномочие, в порядке, установленном высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Это общее правило, и это наиболее логично: условия оказания услуг во всех муниципальных образованиях разные, и если бы муниципалитеты разрабатывала административные регламенты по услугам в рамках осуществления делегированных им полномочий, обеспечить единый порядок и условия оказания таких услуг было бы крайне сложно.

Существуют два исключения из описанного правила разработки административных регламентов по услугам в рамках делегированных полномочий:

- если федеральным законом предусмотрена передача полномочия Российской Федерации на осуществление органам государственной власти субъектов РФ с полномочием по нормативно-правовому регулированию, в том числе по разработке и утверждению административных регламентов, то указанные полномочия могут передаваться в соответствии с законом субъекта РФ на осуществление органам местного самоуправления. В этом случае, административный регламент разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке установленном местной администрацией;

- если законом субъекта РФ предусмотрена передача полномочия субъекта РФ на осуществление органам местного самоуправления с полномочием по нормативно-правовому регулированию, в том числе по разработке и утверждению административных регламентов, то административный регламент разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В дальнейшем от отдельных административных регламентов необходимо будет перейти к регламентам по жизненным ситуациям. Такие «комплексные» регламенты будут описывать весь порядок действий потребителя государственных и муниципальных услуг в связи с рождением ребенка, открытием бизнеса и т. д.

На федеральном уровне соответствующая работа уже начата. Минэкономразвития России предварительно сформировало проекты 12 «укрупненных» комплексных административных регламентов по жизненным ситуациям для граждан, 8 - для бизнеса.

При разработке административных регламентов, как и при переводе услуг в электронный вид, эта задача должна решаться не чисто механически: написали регламент - поставили «галочку». Именно отсутствие формального подхода к данному вопросу обеспечит начала развития механизма оказания качественных государственных и муниципальных услуг.

 Первоначально необходимо оценить, как упростить услугу, какие документы являются лишними и, в принципе, можно ли от них отказаться и не требовать при предоставлении услуги, и прописать эту новую схему работы. А затем заниматься  администрированием, принимать административный регламент и решать задачу перевода услуг в электронный вид.

 В Рекомендациях по разработке порядка разработки и утверждения административных регламентов для субъектов РФ23, подготовленных Минэкономразвития России, предусматривается при разработке административных регламентов проводить оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг (в части устранения избыточных административных процедур, сокращения количества необходимых документов, сроков и т.д.).

Результаты улучшений процесса оказания государственной услуги в результате утверждения административного регламента должны обосновываться в пояснительной записке, которая рассматривается вместе с проектом административного регламента.

Помимо этого, представляется необходимым разработка методики и введение системы оценки эффективности предоставления и оказания муниципальных услуг, осуществляемая потребителями таких услуг.

Необходимо отметить, что действующее федеральное законодательство не содержит обязательного требования об утверждении стандартов качества услуг субъектами РФ и муниципальными образованиями (за исключением сферы социального обслуживания населения, в которой государственные стандарты по закону должны устанавливаться органами власти субъектов РФ).

Однако потребность в применении стандартов возрастает при повышении самостоятельности поставщиков государственных (муниципальных) услуг в связи с реализацией норм Закона № 83-ФЗ, и еще в большей мере - при привлечении негосударственных (немуниципальных) поставщиков к оказанию услуг.

Снижение требований к текущей деятельности поставщиков услуг должно компенсироваться дополнительными механизмами оценки результатов их деятельности - качества оказываемых услуг, их влияния на уровень и качество жизни населения.

То есть, развитие системы управления качеством государственных (муниципальных) услуг является важнейшим элементом реформирования системы оказания услуг за счет бюджетных средств.

Таким образом, создание административных регламентов по оказанию муниципальных услуг в местных администрациях Российской Федерации является важнейшим условием развития целой системы, становлением механизма оказания качественных муниципальных услуг. Отсутствие формального отношения к поставленной задаче и разработка основных положений таких регламентов с оглядкой на нужды и потребности местного населения, становится залогом ответственного отношения к качеству проделываемой работы.

 

Заключение

 

Одной из ключевых задач деятельности органов местного самоуправления на современном этапе их существования является создание условий для возникновения и развития конкуренции на рынках муниципальных услуг в целях устойчивого предоставления качественных, разнообразных и недорогих услуг.

Общественной оценке уделяется все больше внимания в системе государственного и муниципального управления. Это происходит, например, по причине политической целесообразности: голосуют на выборах люди и важно, чтобы они были удовлетворены деятельностью государства. Другой причиной является откровенная слабость российской статистики, которая не в состоянии обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления адекватными показателями, оценивающими эффективность и результативность деятельности.

Органы местного самоуправления должны использовать оптимальные способы организации предоставления бюджетных услуг, развивать прогрессивные рыночные механизмы в сфере муниципальных услуг в сочетании с мерами социальной защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения.

Отдельной и, пожалуй, важнейшей проблемой является обеспечение, контроля эффективности и качества, предоставляемых организациями всех форм собственности публичных услуг. Именно оценка эффективности позволяет перейти к новым методам бюджетирования, ориентированного на результат, и оптимизировать предоставление публичных услуг.

Однако, эффективный контроль предоставления услуг (и государственных, и муниципальных), а также исполнения установленных стандартов невозможен без общественной активности, контроля со стороны гражданского общества и судебного контроля, когда гражданин в случае нарушения стандарта услуги или обслуживания мог бы обратиться в суд и добиться предоставления услуги надлежащего качества.

Для этого важнейшее значение имеет повышение информированности потребителей об объеме, стандартах и процедурах предоставления публичных услуг в средствах массовой информации, в том числе в сети «Интернет».

В реформировании процесса предоставления муниципальных услуг одних только организационных или процедурных изменений недостаточно.

Важна внутренняя заинтересованность у бюджетополучателей в повышении эффективности использования бюджетных средств и достижении социально-значимых результатов.

Особый интерес к развитию механизмов для качественных преобразований в общественном секторе связан с учетом мнения потребителей  государственных и муниципальных услуг при проведении оценки качества их оказания.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года: в ред. законов о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декаб. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // Рос. газета. - 1993. - 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г. № 249-ФЗ, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014 г.) // Рос. газета. – 1998. – 12 августа.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.06.2014 г. № 198-ФЗ)// Рос. газета. – 1998. – 06 августа.
  4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014 г. № 53-ФЗ)// Рос. газета. – 2004. – 31 июля.
  5. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 04.06.2014 г. № 143-ФЗ, с изм. от 21.07.2014 г.)// Рос. газета. – 2006. – 27 июля.
  6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ)// Рос. газета. – 2008. – 30 декабря.
  7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г. № 263-ФЗ)// Рос. газета. – 2010. – 30 июля.
  8. О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 (в ред. от 15.11.2004 г. № 1440, с изм. от 12.12.2005 г.)// Рос. газета. – 2002. – 23 ноября.
  9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 22.06.2010 г. № 773)// Рос. газета. – 2004. – 12 марта.
  10. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601// Рос. газета. – 2012. – 09 мая.
  11. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 (в ред. от 28.12.2012 г. № 1688)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 35, ст. 4774.
  12. О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) (вместе с «Правилами формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ», «Правилами формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями»): Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. № 151// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 10, ст. 1041.
  13. Рекомендации по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг [Электронный ресурс]: одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23 ноября 2010 г. № 109. - Режим доступа: Справ.-правовая система «Консультант Плюс».

Информация о работе Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях